Пояснительная записка
В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры, в частности баскетбол. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно-координационных качеств, в том числе точности движений, позволяющей воспроизводить двигательный акт по его пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам.
Наиболее распространенными разновидностями таких качеств, в спортивных играх, являются: точность воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам; точность движений тела в ответ на раздражитель; точность баллистических движений; точность реагирования на движущийся предмет.
Развивать и совершенствовать точность движений можно не только с помощью системы специальных упражнений, но и при использовании игровых заданий, создающих ощущение естественности и непринужденности обстановки, что важно для сохранения устойчивой психо-эмоциональной сферы учеников. Проверка эффективности некоторых игровых заданий показывает, что их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет активизировать внимание занимающихся, улучшать двигательную память, усиливать зрительное восприятие элементов двигательного акта, повышать работоспособность.
Методическая разработка по проведению уроков
Урок по спортивным играм, как и другие уроки физической культуры в школе включает в себя подготовительную (вводную), основную и заключительную части.
Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной части урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать выполнение двух “частных” задач: подготовить организм учащихся к выполнению заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости. Для этого после объявления учителем задач урока, учащиеся выполняют программу двигательных действий. Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовительной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:
а) интенсивность физической нагрузки должна быть большей, чем в основной части, средняя ЧСС равна 152-165 уд./мин. Поточное выполнение заданий непрерывно или с небольшими интервалами отдыха определяет высокую моторную плотность (70-80 %). В конце подготовительной части у учащихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражнения должны обеспечить развитие выносливости учащихся;
б) не следует выполнять сложные по координации упражнения, на объяснение и показ которых затрачивается много времени. Упражнения должны быть простыми, при их выполнении в сократительную деятельность должны включать не менее 70 % скелетных мышц;
в) обязательно выполнение учащимися силовых упражнений, в том числе и тестирующих уровень силы (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища в положении сидя и др.);
г) координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подготовительной части урока, должна быть сходной с двигательными действиями, включенными в основную часть урока;
д) выполнение упражнений с применением ударного метода развития взрывной силы (например, прыжки толчком обеими ногами влево-вправо через гимнастическую скамейку с продвижением вперед и максимальным использовании энергии рекуперации) допустимо лишь во второй половине подготовительной части, при условии полноценной подготовки мышечного и суставно-связочного аппарата к “острым” нагрузкам.
От проведения круговой тренировки в подготовительной части нужно воздержаться.
Основная часть. После завершения подготовительной части урока следует перестроение занимающихся в две шеренги, лицом друг к другу. В первой половине основной части урока проводится обучение технико-тактическими двигательными действиями, чаще всего в парах. Два ученика образуют пару, стоя друг перед другом, они получают мяч и выполняют задания преподавателя.
Формирование пар может иметь методическое значение. В ряде случаев пары подбираются примерно одинаковых физической подготовленности, роста и прилежания. Тогда создаются равноценные возможности для двигательного совершенствования обеих занимающихся. Полезно, особенно на начальном этапе обучения, обеспечить взаимодействие “парных” занимающихся, развивать его на последующих уроках.
У учащихся может возникнуть чувство открытого или скрытого соперничества (“У меня должно лучше получиться, чем у него”), которое учитель должен вовремя заметить и своевременно перепрофилировать, направить в нужное русло. Наибольшего успеха достигают психологически совместимые “парные” партнеры: даже при наличии скрытого соперничества они доброжелательны друг к другу, на занятиях обмениваются методическими советами и секретами. Иногда скрытое соперничество приводит к недоброжелательству, особенно у девушек. Если учитель бессилен нормализовать сложные отношения партнеров, их следует развести по другим парам.
Партнеры могут заметно отличатся по уровню подготовленности и прилежанию. В таких случаях обучение мало эффективно: плохо подготовленный ученик часто теряет мяч, выполняет задания с грубыми ошибками; от этого более подготовленный партнер простаивает и не получат должной учебной нагрузки.
Однако формирование пар из сильного и слабого учеников может быть и оправданным. Например, хорошо подготовленного ученика тренирующегося в секции баскетбол учитель объединяет в парах со слабым учеником, последний в таком случае получает персонального куратора. Обучение улучшается. Более сложный случай – когда учитель пытается свести в паре добросовестного ученика с ленивым, часто при этом проигрывают оба.
В основной части урока учитель должен быть максимально методически активен. Он постоянно передвигается вдоль шеренг учащихся и осуществляет персональное обучение действия, исправляет ошибки, следит за правильностью выполнения того или иного технического действия. Время от времени педагог прекращает выполнение групповых заданий и дает общие указания, сопровождая их личным показом или показом данного действия каким-либо учеником, делая акцент на то, что у него отлично получается данный элемент.
Во второй половине основной части занятия проводят двусторонние игры или игры, закрепляющие полученные навыки. Однако им отводят им слишком много времени, что отнюдь не всегда целесообразно. Двусторонние игры следует проводить лишь в том случае, когда учащиеся владеют технико-тактическими действиями на уровне двигательного умения. Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с учащимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой. Двусторонние игры следует проводить по программе мини-баскетбола, стритбола и баскетбола по упрощенным правилам. Учебная программа предусматривает проведение таких игр с соблюдением всех правил только с 6-7 класса. Это справедливо, если учащиеся хорошо овладели технико-тактическими действиями, то допустимо уже в этот период обучения проводить учебные и соревновательные встречи с судейством и соблюдением всех правил игры.
При проведении основной части урока желательно ориентироваться на следующие методические рекомендации.
1. Во время обучения технико-тактическим действиям в парах и тройках большое значение имеют выбор оптимальной дистанции между партнерами и определение траектории полета мяча. Например, при обучении передачам мяча (баскетбол) расстояние между партнерами составляет от 2 - 5 м: оно тем больше, чем выше рост игроков и лучше их подготовленность и, наоборот, тем меньше, чем хуже подготовленность и меньше рост. Траекторию полета мяча выбирают в зависимости от задач, поставленных учителем. При определении параметров заданий педагогу следует учитывать мнение учеников каждой пары.
2. В основной части урока главное внимание уделяется обучению. Качественное обучение, особенно в начальный период, сопряжено с невысокой физической нагрузкой. Овладение навыками и их закрепление не требуют предельных силовых напряжений, здесь необходима высокая точность движений. Например, после передачи партнеру учащийся следит за полетом мяча и готовится к выполнению последующей передачи. В это время мяч перемещается к партнеру, который, в свою очередь, его принимает и передает обратно, на что затрачивается 4 – 10 сек. В данной ситуации соотношение продолжительности “действие – интервал отдыха” составляет Оно может быть и 1:10 – 1:15, если один из партнеров теряет мяч. Но трудно рассчитывать, что малоинтенсивные двигательные действия, например, приемы и передачи мяча в парах, при соотношении периодов времени в циклах “движение – интервал отдыха” 1:4 – 1:15, обеспечат необходимую физическую нагрузку. Конечно, чтобы обеспечить развивающий режим, нагрузка на уроках физической культуры должна быть достаточно большой. Поэтому целесообразно без ущерба для становления технических умений использовать любую возможность для сопряженного развития физических качеств, но только с помощью средств игровой подготовки (увеличение расстояния между двумя игроками при выполнении заданий в парах, повышения темпа движений, уменьшение времени полета мяча, и др.).
Не советую чередовать технические задания с нагрузками на развитие силы и выносливости. От круговой тренировки следует отказаться, за некоторыми исключениями. Время, отведенное на одном уроке на становление технического мастерства, надо использовать по назначению. Конечно, величина нагрузки должна быть достаточной и соответствовать требуемым параметрам, что достигается в основном за счет реализации двигательной программы подготовительной и заключительной части.
При обучении полезно использовать тренажеры и технические средства обучения .
Во второй половине урока обычно проводят двусторонние игры. Одновременно с программой таких встреч предусматривают специальные задачи для “остаточных” учащихся, по той или иной причине не попадающих в команду. Например, на уроке присутствуют 22 человека, 10-12 из них попадают в команды по 5-6 человек, но что же делать с остальными? Эти учащиеся обязаны выполнять во время игры определенные дополнительные задания, например, занимаются технической подготовкой в парах (приемы и передачи мяча). В связи с эмоциональным напряжением при проведении двусторонних встреч учащиеся часто допускают технические ошибки при выполнении тех приемов, которые они выполняли успешно в процессе обучения. Также и во время соревновательных игр учащиеся совершают технические и тактические ошибки, которых не было во время встреч, проводимых не в соревновательной обстановке. Такие сбивающие факторы нужно учитывать и упреждать их в учебном процессе.
В содержании основной части занятия для разучивания, совершенствования и освоения включают двигательные действия, различные по сложности, а также по степени овладения ими учащимися. Нельзя планировать для разучивания сразу несколько незнакомых учащимся двигательных действий, ранее отсутствующих в программе урока, их не должно быть более одного на одном уроке. Кроме двигательного действия, которое учащиеся только начинают разучивать, в содержание урока включают также действия и навыки, которые хорошо освоены. Следующие, подлежащие разучиванию двигательные действия, вводят в занятие только через определенный промежуток времени. Определенную программой совокупность спорт игровых навыков и умений включают в процессе обучения не одновременно, а последовательно. Ошибочно формировать программы “урока обучения”, “урока закрепления”, “урока повторения” и др. В ходе урока спортивных игр одновременно реализуются задачи обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания – всё в едином комплексе. При этом обучение должно быть “каскадным”: одни двигательные действия только начинают разучивать, другие – совершенствуют, третьи – автоматизируют и т.д.
Заключительная часть. Традиционно в конце урока подводят итоги и определяют задания на дом. В данной части урока предлагается резко уменьшить физическую нагрузку и выполнять в медленном темпе успокаивающие упражнения с целью нормализации психического состояния и восстановления физической работоспособности, частично утраченной во время выполнения основных задач урока. Таким образом, средствами заключительной части постепенно ликвидируется двигательная доминанта и создается психологическая основа для восприятия учебного материала последующего занятия.
Необходимость указанных действий бесспорна, но только в тех случаях, когда физическая нагрузка на уроке была достаточно высокой, и учащиеся в конце основной части урока испытывали выраженное утомление. Но если в основной части в силу специфики урока нагрузка была невысокой, то специально выполнять восстанавливающие упражнения не имеет смысла. Наоборот, следует довести физическую нагрузку урока до должного уровня, предлагая учащимся выполнить интенсивные эстафеты, комплексы силовых упражнений и др.