Планирование образовательных результатов урока (цели урока)
Личностные результаты
- Ценностно-смысловое развитие (смыслообразование).
Метапредметные результаты
- Межпредметные понятия: “вещество” (вещественный состав гидросферы), “метод” (комплекс исследовательских методов, включая эксперимент), “объект” (вода – пресная и солёная, морская).
- УУД (универсальные учебные действия):
- регулятивные (определение цели, средств и плана изучения свойств воды);
- коммуникативные (сотрудничество с одноклассниками по поиску и сбору информации, управление поведением и оценка действий одноклассников в группе, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи);
- познавательные (поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, извлечение необходимой информации из текста учебника и географической карты, моделирование для изучения свойств воды, анализ объектов, пресной и солёной воды, с целью выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
- Формирование представления о воде, её состояниях и свойствах. Создание условий для осознания учащимися уникальности вещества гидросферы – воды.
Средства обучения:
- физическая карта полушарий, карта солёности поверхностных вод Мирового океана; один комплект группового оборудования, кубики пищевого льда, две бутылки минеральной воды (комнатной температуры и охлаждённая);
- для каждой группы, состоящей из четырёх учеников: морская соль (100 г), 5 лабораторных стаканов или банок (по 0,5 л или 1 л), деревянные палочки для перемешивания воды, сырое куриное яйцо, 1 столовая и 1 чайная ложки, две бутылки с питьевой водой (по 0,5 л или 1 л).
План урока “Изучение свойств воды”
Этапы урока и их основное содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Личностные результаты урока | Метапредметные (МП, УУД) результаты урока | Предметные результаты урока |
1. Подготовка групп к практической работе: ставят на столы необходимые средства обучения и оборудование | Просит учеников вспомнить домашнее задание: составить группы по 4 человека и подготовить необходимое групповое оборудование | Сообщают о составе групп и их готовности к практической работе | Рефлексия по вопросам ответственного отношения к домашним заданиям как условию успешной работы на следующем уроке (черты личности) | ||
2. Актуализация знаний о гидросфере и её вещественном составе, освоенных на предыдущем уроке, по вопросам 1.1.–1.5 | Просит вспомнить и использовать свои знания о гидросфере при ответах на вопросы 1.1 –1.5 | Отвечают на вопросы 1.1.–1.5 | Диагностика успешности освоения учащимися результатов предыдущего урока о воде, её состояниях и свойствах |
1.1. “Какую оболочку Земли называют гидросферой?” (ответ: водную)
1.2. “Из какого вещества состоит гидросфера?” (ответ: из воды, находящейся в трёх состояниях)
1.3. “Какими свойствами обладает вода?” (ответ: не имеет запаха, вкуса и цвета, растворяет другие вещества, проводит электрический ток, расширяется при замерзании)
1.4. “Почему кубики льда плавают на поверхности жидкой воды?” (ответ: при замерзании вода расширяется и становится менее плотной, чем жидкая вода)
1.5. “Какой воды, пресной или солёной, больше на Земле?” (ответ: солёной, так как самая большая часть гидросферы – Мировой океан – заполнена солёной водой)
Этапы урока и их основное содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Личностные результаты урока | Метапредметные (МП, УУД) результаты урока | Предметные результаты урока |
3. Школа географа-следопыта
“Почувствуй себя гидрологом!” I. Исследуйте вкус, цвет и запах воды (выполняется каждой группой) II. Исследуйте три состояния воды (выполняется каждой группой) III. Исследуйте плотность пресной воды (демонстрируется учителем, участники групп описывают ход и результаты опыта) IV. Исследуйте свойство воды растворять соли и газы (демонстрируется учителем, участники групп описывают ход и результаты опыта) |
Обсуждает с участниками групп цель и последовательность работы с учебником и ход выполнения практических заданий | Читают задания для практической работы, формулируют цель работы, выделяют этапы работы, определяют форму фиксации результатов практической работы | Рефлексия по вопросу о наблюдательности как ценности для каждого человека (черта личности – наблюдательность по отношению к объектам окружающей среды и их состоянию, в том числе к окружающим людям и их состоянию) | Рефлексия по вопросам о
способах работы с текстом учебника “Школа
географа-следопыта” (смысловое чтение, задание
как цель деятельности, план работы как условие
успешного выполнения задания); о действиях, совершённых для исследования некоторых свойств воды (проведение опытов и наблюдений, формулировка выводов по их результатам) |
Представления о воде, её состояниях и свойствах |
4. Закрепление знаний и умений,
формируемых на уроке. Самостоятельное исследование (выполняется каждой группой): 1) как изменится плотность солёной воды, если увеличить количество солей, растворённых в ней; 2) как определить названия четырёх морей (Балтийское, Чёрное, Белое, Красное) по солёности морской воды, которая находится в четырёх банках на столе учителя |
Обсуждает с участниками групп возникающие вопросы | Решают проблемные задачи в ходе самостоятельного исследования | Рефлексия по вопросу о ценности
для каждого человека освоенного им
практического опыта деятельности (ценностно- смысловое развитие) |
Рефлексия по вопросам об экспериментальных способах в исследовании (план эксперимента и интерпретация его результатов как условие успешного решения проблемной задачи) | Представле-ния о морской воде, её свойствах |
Справочные сведения
Солёность поверхностных вод морей:
- Балтийское 6–8‰
- Белое 24–35‰
- Красное 41‰
- Чёрное 18‰
5. Подведение итогов работы | Организует учащихся на самооценку своей деятельности на уроке и оценку работы участников других групп | Выступление представителя от каждой группы с сообщением о ходе работы и её результатах с самооценкой работы группы и отдельных участников | Рефлексия по вопросам об особенностях устного сообщения (наличие в сообщении трёх частей: цель опыта, ход работы и результат; содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, правильность, богатство и разнообразие речи; использование логических ударений, степень чёткости произноше-ния, наличие или отсутствие пауз, использование средств наглядности) | Представле-ния о межпредметных понятиях “вещество” (вещественный состав гидросферы), “метод” комплекс исследова-тельских методов, включая эксперимент), “объект” (вода – пресная и солёная, морская) |
6. Домашнее задание 6.1. Посмотреть фильмы из раздела “ВидеоГеография” 6.2. Подготовить краткое сообщение по одной из следующих тем: “Гидросфера – водная оболочка Земли”, “Три состояния воды”, “Круговорот воды в природе” |
Предъявляет и комментирует домашнее задание | Фиксируют домашнее задание и обсуждают способы его выполнения |