Воронежская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель:

  • Дать обучающимся представление об истории Воронежской области в период Великой Отечественной войны, познакомить с примерами героического противостояния жителей города Воронежа и Воронежской области немецко-фашистским захватчикам.
  • Познакомить с подвигами советских воинов на фронте и в тылу противника.
  • Показать и помочь осмыслить историческое значение наступления советских войск, располагавшихся в районе среднего течения Дона, в рамках общего наступления под Сталинградом.

Задачи:

  • Сформировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, социальной и культурной самоидентификации в окружающем мире.
  • Развить у молодежи интерес к истории героического сопротивления советских солдат, офицеров, подпольщиков, жителей Воронежского края против немецко-фашистских захватчиков.
  • Воспитать у обучающихся непримиримое отношение к проявлениям неофашизма в современном мире.
  • Научить критически мыслить и уметь противостоять неонацистской идеологии, проявлениям экстремизма и ненависти к людям в окружающей их социальной действительности.

Методологическая основа:

  • Принцип научности и исторического подхода в подборе и определении содержательной части занятий.
  • Формирование междисциплинарных связей с учебными предметами социально-гуманитарного цикла: обществознанием, мировой художественной культурой и литературой.
  • Антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное, восприятие прошлого.

Место курса в учебном плане

  • Курс занятий рассчитан на 5 часов. Проводится на выбор педагога - в рамках дополнительного образования; в качестве дополнительного материала к урокам истории, обществознания, мировой художественной культуры, литературы; в рамках воспитательного плана работы образовательного учреждения.
  • Преподаватель при планировании учебного процесса может сам определять последовательность рассмотрения отдельных тем по гуманитарно-социальным предметам и привлечение регионального материала.

Результаты освоения курса занятий

Личностные:

  • Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к России
  • Формирование российской гражданской идентичности
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
  • Определение своей позиции по отношению к этому опыту
  • Ответственное поведение в современном обществе
  • Уважение прав и свобод человека

Метапредметные:

  • Умение работать в группе и слушать партнера
  • Умение формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию
  • Чувство коллективизма, готовность к взаимопомощи
  • Использовать современные источники информации
  • Умение работать с учебной и внешкольной информацией
  • Логически мыслить, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, усваивать определения понятий и оперировать ими в своей деятельности

Предметные:

  • Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явления прошлого России
  • Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность
  • Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
  • Уважать отечественное историческое наследие, применять исторические знания для сохранения исторической и культурной памяти России

Оборудование:

  • Учебно-методическое обеспечение
  • История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л.Андреев, О.В.Волобуев, Л.М.Ляшенко и др. – М.: Дрофа, 2016
  • История России, начало XX - начало XXI века. 10 класс/О.В.Волобуев, С.П.Карпачев - М.: Дрофа, 2016
  • Атлас. История России. Начало XX века (с 1914 года) – начало XXI века. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015
  • Карта “Великая Отечественная война 1941-1945 годов”
  • Технические средства обучения
  • Интерактивная доска
  • Персональный компьютер
  • Магнитная доска, магниты для крепления карты
  • Мультимедийный проектор

Условия реализации: при работе на уроке с ИКТ используются нормы, соответствующие содержанию СанПиН 2.4.2.2821-10 (Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 25 минут для 8-11 классов общеобразовательной школы)

__________

Интерактивная доска, ПК, проектор, интернет-ресурсы. Образовательная программа 1С Образование (Новейшая история, История России XX век, часть 4), CD-диски. Учебно-методические разработки учителя Коняевой Э.Ю.

Информационные ресурсы

  1. http://histrf.ru
  2. http://fcior.edu.ru
  3. http://school-collection.edu.ru
  4. http://nu-lib.ru/voronezh-gorod-geroj?showall=&start=4
  5. http://www.okrae.odbvrn.ru/velikaya-otechestvennaya-voina
  6. http://www.gvrn.ru/#
  7. http://waralbum.ru/tag/воронеж/
  8. http://www.arsvo.ru/
  9. Образовательная программа 1 С Образование (Новейшая история, История России XX век, часть 4)
  10. Учебно-методические разработки учителя Коняевой Э.Ю

Литература

  1. Война на Дону. 1942-1943 г.г.: Материалы международной научной конференции/Под ред. Филоненко С.И. Ч.1-2. – Воронеж: Издательство “Истоки”, 2008
  2. Воронеж в документах и материалах/ Под ред. В.В.Кудиновой, В.П.Загоровского. – Воронеж: Центр.-Чернозем. КН. Изд-во, 1987
  3. Воронежский фронт: история, люди, победы/ Под ред. А.М.Аббасова и В.Я.Евтушенко. – Воронеж: ОАО “Центр.-Чернозем. кн. изд-во,2005
  4. Гринько А.И. В боях за Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985
  5. Гринько А.И., Улаев Г.Ф.Богатыри земли Воронежской. Воронеж: Центр.-Чернозем. КН. Изд-во, 1965
  6. Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы/ В.П.Загоровский, Ф.С.Олейник, Е.Г.Шуляковский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. КН. изд-во, 1976
  7. Воронеж послевоенный: книга-альбом/ сост., ред. В.А. Мальцев. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010

Тематическое планирование

Тема занятия Количество часов
1 Начало Великой отечественной войны. Воронежская область на линии фронта 1
2 Разгром гитлеровцев в Воронежской области 1
3 Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны 1
4 Самостоятельная работа по общей теме занятий 1
5 Представление презентаций по выбранной теме в рамках тематики занятий 1
  Всего: 5 часов

Учебно-тематическое планирование

№ занятия Тема занятия Форма работы педагога с обучающимися Для самостоятельного изучения (формы деятельности обучающихся на занятии и при подготовке к следующему занятию) Практические результаты
1 Начало Великой отечественной войны. Воронежская область на линии фронта Рассказ учителя

Работа с исторической картой

Тематические вопросы

Представление персоналий

Составление карты-схемы “Линия фронта на территории Воронежской области. Осень 1942 год”

Подготовка сообщения об отважных комсомольцах-воронежцах, погибших в годы войны

Карта-схема

Сообщения

2 Разгром гитлеровцев в Воронежской области Рассказ учителя

Работа с иллюстративно-образным рядом

Элементы беседы

Представление персоналий

Работа с информацией: найдите в Интернете фотографии, относящиеся к периоду наступления Красной Армии зимой 1942-1943 годов, составьте фото ряд и прокомментируйте его

Составьте план рассказа по теме “Наступательные операции Красной Армии на Дону”

Работа с информацией

План рассказа

Фото ряд (мини-презентация)

3 Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны Рассказ учителя

Работа с иллюстративно-образным рядом

Развитие учебных компетенций по работе со статистическим историческим материалом

Тематические вопросы

Составление плана рассказа

Составление рассказа о трудовом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной войны

Описание города Воронежа после освобождения на основе исторических фотографий этого времени

Подготовьте сообщение о восстановлении города Воронежа после войны

Выполнение заданий

Составление описания по историческим источникам (фото документам, архивным документам)

Устные рассказы

4 Самостоятельная работа по общей теме занятий Развитие учебных компетенций по работе с историческими документами (навыки анализа и умение отвечать на поставленные по теме вопросы) Объяснение темы, задач самостоятельной работы

Раздача дидактического материала

Постановка вопросов к нему

Организационная помощь в выполнении работы

Подведение итогов работы

Рефлексия

Анализ документов

Активизация полученных на занятиях знаний

Осмысление поставленных вопросов, ответы на них письменно

Участие в подведении итогов

Обратная рефлексия

5 Представление презентаций по выбранной теме в рамках тематики занятий Работа по проектной деятельности (работа по подготовке мини-проектов в форме презентаций)

Подведение итогов

Выводы

Представление темы в форме презентации, комментирование информации, элементы сообщения и рассказа

Ответы на вопросы других обучающихся и учителя по теме выступления

Участие в обсуждении при подведении итогов и формулировании выводов

Презентации

Доклады к презентациям в бумажном варианте (план выступления и основные тезисы)

Устные выступления, замечания и предложения обучающихся

Технологическая карта занятий

Приложение 1

Приложение 2