Цель:
- Дать обучающимся представление об истории Воронежской области в период Великой Отечественной войны, познакомить с примерами героического противостояния жителей города Воронежа и Воронежской области немецко-фашистским захватчикам.
- Познакомить с подвигами советских воинов на фронте и в тылу противника.
- Показать и помочь осмыслить историческое значение наступления советских войск, располагавшихся в районе среднего течения Дона, в рамках общего наступления под Сталинградом.
Задачи:
- Сформировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, социальной и культурной самоидентификации в окружающем мире.
- Развить у молодежи интерес к истории героического сопротивления советских солдат, офицеров, подпольщиков, жителей Воронежского края против немецко-фашистских захватчиков.
- Воспитать у обучающихся непримиримое отношение к проявлениям неофашизма в современном мире.
- Научить критически мыслить и уметь противостоять неонацистской идеологии, проявлениям экстремизма и ненависти к людям в окружающей их социальной действительности.
Методологическая основа:
- Принцип научности и исторического подхода в подборе и определении содержательной части занятий.
- Формирование междисциплинарных связей с учебными предметами социально-гуманитарного цикла: обществознанием, мировой художественной культурой и литературой.
- Антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное, восприятие прошлого.
Место курса в учебном плане
- Курс занятий рассчитан на 5 часов. Проводится на выбор педагога - в рамках дополнительного образования; в качестве дополнительного материала к урокам истории, обществознания, мировой художественной культуры, литературы; в рамках воспитательного плана работы образовательного учреждения.
- Преподаватель при планировании учебного процесса может сам определять последовательность рассмотрения отдельных тем по гуманитарно-социальным предметам и привлечение регионального материала.
Результаты освоения курса занятий
Личностные:
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к России
- Формирование российской гражданской идентичности
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
- Определение своей позиции по отношению к этому опыту
- Ответственное поведение в современном обществе
- Уважение прав и свобод человека
Метапредметные:
- Умение работать в группе и слушать партнера
- Умение формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию
- Чувство коллективизма, готовность к взаимопомощи
- Использовать современные источники информации
- Умение работать с учебной и внешкольной информацией
- Логически мыслить, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, усваивать определения понятий и оперировать ими в своей деятельности
Предметные:
- Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явления прошлого России
- Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность
- Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
- Уважать отечественное историческое наследие, применять исторические знания для сохранения исторической и культурной памяти России
Оборудование:
- Учебно-методическое обеспечение
- История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л.Андреев, О.В.Волобуев, Л.М.Ляшенко и др. – М.: Дрофа, 2016
- История России, начало XX - начало XXI века. 10 класс/О.В.Волобуев, С.П.Карпачев - М.: Дрофа, 2016
- Атлас. История России. Начало XX века (с 1914 года) – начало XXI века. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015
- Карта “Великая Отечественная война 1941-1945 годов”
- Технические средства обучения
- Интерактивная доска
- Персональный компьютер
- Магнитная доска, магниты для крепления карты
- Мультимедийный проектор
Условия реализации: при работе на уроке с ИКТ используются нормы, соответствующие содержанию СанПиН 2.4.2.2821-10 (Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 25 минут для 8-11 классов общеобразовательной школы)
__________
Интерактивная доска, ПК, проектор, интернет-ресурсы. Образовательная программа 1С Образование (Новейшая история, История России XX век, часть 4), CD-диски. Учебно-методические разработки учителя Коняевой Э.Ю.
Информационные ресурсы
- http://histrf.ru
- http://fcior.edu.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://nu-lib.ru/voronezh-gorod-geroj?showall=&start=4
- http://www.okrae.odbvrn.ru/velikaya-otechestvennaya-voina
- http://www.gvrn.ru/#
- http://waralbum.ru/tag/воронеж/
- http://www.arsvo.ru/
- Образовательная программа 1 С Образование (Новейшая история, История России XX век, часть 4)
- Учебно-методические разработки учителя Коняевой Э.Ю
Литература
- Война на Дону. 1942-1943 г.г.: Материалы международной научной конференции/Под ред. Филоненко С.И. Ч.1-2. – Воронеж: Издательство “Истоки”, 2008
- Воронеж в документах и материалах/ Под ред. В.В.Кудиновой, В.П.Загоровского. – Воронеж: Центр.-Чернозем. КН. Изд-во, 1987
- Воронежский фронт: история, люди, победы/ Под ред. А.М.Аббасова и В.Я.Евтушенко. – Воронеж: ОАО “Центр.-Чернозем. кн. изд-во,2005
- Гринько А.И. В боях за Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985
- Гринько А.И., Улаев Г.Ф.Богатыри земли Воронежской. Воронеж: Центр.-Чернозем. КН. Изд-во, 1965
- Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы/ В.П.Загоровский, Ф.С.Олейник, Е.Г.Шуляковский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. КН. изд-во, 1976
- Воронеж послевоенный: книга-альбом/ сост., ред. В.А. Мальцев. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Начало Великой отечественной войны. Воронежская область на линии фронта | 1 |
2 | Разгром гитлеровцев в Воронежской области | 1 |
3 | Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны | 1 |
4 | Самостоятельная работа по общей теме занятий | 1 |
5 | Представление презентаций по выбранной теме в рамках тематики занятий | 1 |
Всего: | 5 часов |
Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Форма работы педагога с обучающимися | Для самостоятельного изучения (формы деятельности обучающихся на занятии и при подготовке к следующему занятию) | Практические результаты |
1 | Начало Великой отечественной войны. Воронежская область на линии фронта | Рассказ учителя Работа с исторической картой Тематические вопросы Представление персоналий |
Составление карты-схемы “Линия фронта
на территории Воронежской области. Осень 1942 год”
Подготовка сообщения об отважных комсомольцах-воронежцах, погибших в годы войны |
Карта-схема Сообщения |
2 | Разгром гитлеровцев в Воронежской области | Рассказ учителя Работа с иллюстративно-образным рядом Элементы беседы Представление персоналий |
Работа с информацией: найдите в
Интернете фотографии, относящиеся к периоду
наступления Красной Армии зимой 1942-1943 годов,
составьте фото ряд и прокомментируйте его Составьте план рассказа по теме “Наступательные операции Красной Армии на Дону” |
Работа с информацией План рассказа Фото ряд (мини-презентация) |
3 | Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны | Рассказ учителя Работа с иллюстративно-образным рядом Развитие учебных компетенций по работе со статистическим историческим материалом Тематические вопросы Составление плана рассказа |
Составление рассказа о трудовом
подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной
войны Описание города Воронежа после освобождения на основе исторических фотографий этого времени Подготовьте сообщение о восстановлении города Воронежа после войны |
Выполнение заданий Составление описания по историческим источникам (фото документам, архивным документам) Устные рассказы |
4 | Самостоятельная работа по общей теме занятий | Развитие учебных компетенций по работе с историческими документами (навыки анализа и умение отвечать на поставленные по теме вопросы) | Объяснение темы, задач самостоятельной
работы Раздача дидактического материала Постановка вопросов к нему Организационная помощь в выполнении работы Подведение итогов работы Рефлексия |
Анализ документов Активизация полученных на занятиях знаний Осмысление поставленных вопросов, ответы на них письменно Участие в подведении итогов Обратная рефлексия |
5 | Представление презентаций по выбранной теме в рамках тематики занятий | Работа по проектной деятельности
(работа по подготовке мини-проектов в форме
презентаций) Подведение итогов Выводы |
Представление темы в форме презентации,
комментирование информации, элементы сообщения
и рассказа Ответы на вопросы других обучающихся и учителя по теме выступления Участие в обсуждении при подведении итогов и формулировании выводов |
Презентации Доклады к презентациям в бумажном варианте (план выступления и основные тезисы) Устные выступления, замечания и предложения обучающихся |