Цель: формирование духовной и нравственной культуры учащихся путем знакомства с традициями коренных народов Севера.
Задачи:
- познакомить учащихся с традициями обских угров;
- развивать мышление, творческие способности, воображение, речь детей;
- воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Оборудование:
- запись голоса вороны (звук в формате mp3), мелодия на санквылтапе (запись в формате mp3);
- “волшебный” мешок;
- тонкие веточки березы, разноцветные ленточки, полоски бумаги;
- жетоны;
- презентация, проектор, компьютер, экран.
План урока.
- Актуализация знаний.
- Основной этап.
а) знакомство с праздником Вороны день, его традициями;
б) поздравление учащихся, у которых родились сестрички или братики;
в) выполнение заданий из волшебного мешочка;
г) изменения в жизни ворон с приходом весны;
д) изготовление украшения для весны. - Подведение итогов
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Учитель.
Сегодня, наш урок мы проведем необычно. О ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав ребус. <Приложение1.Слайд №2>
Ответы детей.
Верно. Речь пойдет о вороне, а именно о празднике Дне Вороны. Вы узнаете немного об истории этого праздника. <Приложение1. Слайд №3>
А сначала расскажите, что вы знаете об этой птице? < Приложение1.Слайд №4>.
Ответы детей по плану:
- Внешний вид
- Питание
- Повадки.
2. Основной этап.
а) Знакомство с праздником Вороны день, его традициями
Подготовленный ученик рассказывает об особенностях праздника. < Приложение1. Слайд №5>.
Вурна халт (Вороны день) – Торум ангки халт (Богини матери день) – по-хантыйски, Урин-эква хотал – по-мансийски – изначально праздновался в день прилета ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье – третью встречу весны.
Прилет вороны у обских угров связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, как бы пробуждая природу.
На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. Послушайте ее и вы. < Приложение1. Слайд №6>.
Другой ученик рассказывает легенду.
Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружилась, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась – черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты ни бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей.
Учитель.
И вот 7 апреля, в день прилета ворон, ханты и манси устраивали праздник Вороны, как бы задабривая ее.
Звучит мелодия <Приложение2>, входит Акань (девочка-ханты) <Приложение1.Слайд №7>.
Акань.
Наконец-то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенечке посидеть, послушать щебет птиц. Но что это с поляной? Совсем изменилась! Снег стал темнее, возле деревьев проталины.
Вот только не пойму, кто у меня на поляне лишний появился (показывает на учеников)? Ох! Сколько народу собралось! Милости прошу! Рада видеть вас у себя в гостях. Мы гостям всегда рады! У меня есть волшебный мешок, а в нем...
Ой, где же мешок? Ну вот... Опять мешок проворонила. Где же Ворона? Обещала принести мне его сюда, а ее все нет и нет, ну где же она?
Учитель.
Она, наверное, не хочет лететь из-за того, что весны еще нет?
Акань.
Так мы весну сейчас все хором и позовем. Позовем, ребята? Тогда все вместе: “Весна, весна!”
Дети зовут весну.
Акань.
Нет, ничего у нас не получится, потому что весна людей не слышит. Только пение птиц может разбудить ее.
Звучит голос вороны <Приложение3>, в класс вбегает Ворона.
Ворона.
Карр-карр! Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! Держи свой мешок, да поблагодарить не забудь.
Учитель.
Здравствуй, Ворона! Так это ты весну можешь позвать?
Ворона.
Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.
Учитель.
Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?
Ворона.
Из детских колыбелек перед моим прилетом выносят подстилочки (стружки из мягкой древесины) и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки грею, а то еще холодно.
Учитель. < Приложение1. Слайд №8>.
А когда улетает ворона в теплые края, то на прощанье пролетает над селением и приговаривает: “Пусть больше появится на свет мальчиков, пусть больше появится на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет, где мне лапки свои погреть”. Старые люди говорят, что ворона – хорошая птица, она радуется рождению малышей и выступает покровительницей женщин и детей. Поэтому в День Вороны поздравляют те семьи, в которых с апреля прошлого года по апрель нынешнего появились малыши. Есть и у нас такие семьи.
б) Поздравление учащихся, у которых родились сестрички или братики
Ворона. <Приложение1. Слайд №9>.
Я знаю, что в вашем классе тоже в трех семьях появились малышки.
Ворона поздравляет учащихся с рождением сестричек, вручает им медальки.
Акань.
Загляну-ка я в волшебный мешок и узнаю, что он нам предложит. (Заглядывает в мешок). А в мешочке... (вынимает задание).
в) Выполнение заданий из волшебного мешочка
Учитель.
Итак, Акань предлагает нам следующее задание: назвать пословицы и поговорки о вороне. < Приложение1. Слайд №10>.
Дети говорят пословицы и поговорки:
- На чужой сторонушке рад родной воронушке;
- Белую ворону и свои заклюют;
- Куда ворона летит, туда и глядит;
- Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает;
- Дом вороны найдешь по карканью;
- Пуганая ворона и куста боится.
За это задание дети получают жетоны.
Акань предлагает другое задание: Вспомнить загадки о вороне.
Учащиеся загадывают загадки и за это задание также получают жетоны.
Примеры загадок.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона
Кто она?
На дереве сидит,
Кар-кар кричит.
Учитель.
Вот теперь, наверное, точно весна придет. Правда, Ворона?
Ворона.
Нет, не спешите, я хоть и добрая птица, но ехидная. Пусть ребята расскажут, какие изменения в моей жизни происходят с приходом весны.
г) Изменения в жизни ворон с приходом весны
Дети рассказывают об изменениях в жизни ворон с приходом весны.
С приближением весны вороны издают гортанные звуки, напоминающие ворчание;
Бродят по снегу, оставляя путаные петли следов. Летят над самой землей, касаясь снега перьями крыла. Оставляя легкие веерообразные штрихи;
Брачные игры ворон;
Строительство гнезда. Основой гнезда служат толстые ветки, затем следует слой веток потоньше, а внутренняя часть выстилается перьями, мехом, шерстью, тряпками и даже обрывками газет;
Откладывание 4-5 яиц голубовато-зеленого цвета с пятнами. 17 дней самка насиживает яйца, а самец снабжает ее кормом;
В начале мая выводятся птенцы. Самка согревает их, самец приносит корм. Когда птенцы подрастут, кормят их оба родителя.
За ответы учащиеся получают жетоны.
Акань. < Приложение1. Слайд №11, 12>.
Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Обязательно делали стол с угощением возле березы, приносили в дар духам ленточки, платки с завязанными в них белыми монетками. Кланялись, обращаясь к светлым духам, и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.
Учитель.
А еще в этот день устраивалась праздничная трапеза. Готовили саламат – мучную уху, разные рыбные блюда, пекли из теста золотистых птиц, угощали детей и друг друга.
< Приложение1. Слайд №13>.
В Вороний праздник обычно соревновались в силе и ловкости, устраивали музыкальные состязания: кто кого переиграет на санквылтапе (народный струнный музыкальный инструмент обских угров), кто знает больше мелодий. А молодые в этот день выбирали себе женихов и невест.
Учитель.
Теперь весна, наверное, уже скоро придет?
д) Изготовление украшения для весны.
Акань. < Приложение1. Слайд №14>.
У ханты и манси есть обычай – наряд для весны готовить, развешивать на деревьях и кустах украшения. Давайте и мы подготовим наряд для весны.
Дети принесли в класс веточки березы, подобранные с земли, которые облетели при сильном ветре. Сейчас учащиеся украшают их разноцветными ленточками и полосками цветной бумаги.
Акань.
Наряд приготовили, теперь-то уж точно весна придет. Да только много снега в лесу, долго еще добираться будет.
3. Подведение итогов
Учитель. <Приложение1. Слайд №15>.
А мы пока подведем итоги.
- Что вы интересного узнали о вороне?
- Что запомнили о празднике Дне Вороны?
- Теперь подсчитаем у кого больше жетонов. Подведение итогов. Награждение победителей.
После праздника веточки березы стояли в классе. С установлением теплой погоды те веточки, которые дали корешки были посажены.
Литература.
- Куриков В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой – в третье тысячелетие. – Екатеринбург: Издательский дом “Зевс”, 2000.
- Каштанова А.А.Факультативное занятие на тему “Зимующие птицы” // Начальная школа. 1999. № 10.
- Колеватова Т.К. Вурна халт, или Вороны день // ПедСовет: Ежемесячная газета для педагогов начальной школы. 2005. № 1.