Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие современным требованиям государства и общества.
Как известно, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса.
Значит, при создании системы оценки качества образования, необходимо рассматривать весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Также важно оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников. Учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию. Говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.
Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами должна обеспечивать оценку нескольких составляющих качества образования:
- образовательные результаты учащихся;
- условия;
- реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя.
Термин “качество” с философской точки зрения понимается как наличие существенного признака, свойства, которое отличает один предмет от другого.
Качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствия потребностям общества, государства и личности.
Основной смысл содержания понятия “качество образования” можно отразить при помощи следующей схемы.
Образовательная организация, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, должна сформировать собственную систему оценки качества, а это потребует отработанной критериальной и инструментальной базы. Данная потребность и определяет необходимость формулировки нормативного основания для построения модели внутришкольной системы оценки качества образования.
В 2013 году на базе лицея была открыта инновационная площадка по теме “Модель внутришкольной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода”. Сегодня можно говорить о модели созданной в лицее по оценке качества образования.
Цель построения школьной системы оценки качества образования:
- создание школьной системы в оценке качества предоставляемых образовательных услуг;
- формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов обучения.
При построении модели были определены основные принципы:
- объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;
- полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;
- реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.
В качестве объектов и предметов оценки определены:
- деятельность образовательной организации и качество условий реализации образовательных программ;
- личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;
- компетентность педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательной организации.
Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.
В модели представлены основные направления организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса:
- медико-психологическое сопровождение, которое направленное на развитие способностей, необходимые для успешного продвижения к цели, поставленной самим обучающимся, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его физического здоровья;
- научно-методическое сопровождение, которое направленное на преобразование педагогического коллектива в коллектив, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации;
- система стимулирования педагогического труда, она призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда.
В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества нами были выделены следующие службы:
- Служба контроля качества,
- Медико-психологическая служба,
- Служба методического сопровождения образовательного процесса,
- Служба стимулирования.
Служба контроля качества образования основные задачи:
- создание и разработка нормативно-методического обеспечения управления качеством;
- мониторинг показателей качества.
Данная служба координирует работу всех подразделений образовательной организации и обобщает опыт деятельности различных структур. Организационное управление работой Службы качества возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Медико-психологическая служба решает такие задачи:
- обеспечение благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса,
- обеспечение сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.
Служба методического сопровождения образовательного процесса главным образом связана с программно-технологическим обеспечением образовательного процесса.
В соответствии с этим для данной службы определены такие цели и задачи:
- организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;
- организационно-методическое обеспечение процесса обучения.
Руководство возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Служба стимулирования главное предназначение - обеспечение эффективного использования инвестиционных ресурсов и средств государственной поддержки образовательного учреждения. Основные задачи:
- распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса;
- контроль за их целевым использованием.
Кроме этого, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя. Уровень творческой самореализации учителей в профессиональной деятельности является самостоятельным предметом исследования, так как является одним из факторов, влияющих на результаты образования.
Структура модели внутришкольной системы оценки качества образования содержит следующие компоненты:
- целевой компонент (цель);
- содержательный компонент;
- организационный компонент.
В описании модели представлено описание и технологий для проведении оценки качества образования. Под технологиями мы понимаем специально организованные процедуры, которые позволяют измерить, проанализировать и зафиксировать качество образования.
Кроме того, при описании модели нами определен комплекс показателей и индикаторов оценки качества образования, например при оценке коммуникативной компетености обучающихся индикатором является - умение общаться, вести диалог, методика расчета данного индикатора – специальные наборы контрольных ситуаций.
Организационную структуру всей системы оценки качества образования в лицее можно представить следующим образом:
Объекты оценки системы качества
Объект | Критерий | Показатель |
Качество образованности ученика | 1. Уровень здоровья и здорового
образа жизни 2. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности 3. Уровень развития, готовность к жизни в социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями 4. Уровень обученности 5. Уровень владения творческой деятельностью |
1. Владеет знаниями по организации ЗОЖ 2. Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности 3. Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация 4. Не ниже 60% 5. Способность решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.) |
Качество деятельности административного работника | 1. Компетентность 2. Ответственность 3. Мобильность, открытость и активность |
1. Знание нормативно-правовой базы 2.Владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества 3.Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок. 4. Качественное выполнение должностных обязанностей 5. Умение принимать необходимые управленческие решения |
Качество деятельности педагога | 1. Открытость 2. Профессионализм 3. Информационная грамотность 4. Авторитет |
1 Активно - участвует в инновационной
деятельности 2. Участвует в диссеминации передового педагогического опыта 3. Имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%) 4. Ученики – участники и победители предметных олимпиад 5. Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах 6. Участвует в конкурсах профессионального мастерства 7. Занимается научно- исследовательской деятельностью 8. Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях 9. На высоком уровне проводит внеклассные мероприятия, предметные недели, факультативы. 10. Использует в своей деятельности ИКТ 11. Имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности |
Качество организации образовательного процесса | Соответствие требованиям современных образовательных стандартов | 1. Использование современных
образовательных технологий 2. Использование активных форм, методов, приемов обучения 3. Использование современных форм организации образовательного процесса |
Материально – техническое обеспечение | Соответствие требованиям современных образовательных стандартов | Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина |
Качество образовательных программ | 1. Актуальность и эффективность 2. Доступность 3. Оснащенность |
Соответствие современным образовательным стандартам |
Чтобы быть сегодня конкурентоспособным, надо стать уникальным и неповторимым. Необходимы изменения в учебном процессе и образовательной среде, окружающей обучающих, которые можно зафиксировать. Образование – это и результат, и процесс, в ходе которого формируется личность. В современных условиях и то и другое следует отслеживать и оценивать.
Литература.
1.Журнал “Управление школой” , январь 2014 г.
2. Журнал “Управление школой” , январь 2015 г
3. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.
4. Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования.
5. Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. МБУ “СЦОКО”, 2011.
6. Третьяков П.И. Школа : управление по результатам.– М., 2001.