Модель внутришкольной системы оценки качества образования

Разделы: Администрирование школы


Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие современным требованиям государства и общества.

Как известно, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса.

Значит, при создании системы оценки качества образования, необходимо рассматривать весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Также важно оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников. Учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию. Говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами должна обеспечивать оценку нескольких составляющих качества образования:

  • образовательные результаты учащихся;
  • условия;
  • реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя.

Термин “качество” с философской точки зрения понимается как наличие существенного признака, свойства, которое отличает один предмет от другого.

Качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствия потребностям общества, государства и личности.

Основной смысл содержания понятия “качество образования” можно отразить при помощи следующей схемы.

Образовательная организация, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, должна сформировать собственную систему оценки качества, а это потребует отработанной критериальной и инструментальной базы. Данная потребность и определяет необходимость формулировки нормативного основания для построения модели внутришкольной системы оценки качества образования.

В 2013 году на базе лицея была открыта инновационная площадка по теме “Модель внутришкольной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода”. Сегодня можно говорить о модели созданной в лицее по оценке качества образования.

Цель построения школьной системы оценки качества образования:

- создание школьной системы в оценке качества предоставляемых образовательных услуг;

- формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов обучения.

При построении модели были определены основные принципы:

  • объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;
  • полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;
  • реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;
  • открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.

В качестве объектов и предметов оценки определены:

  • деятельность образовательной организации и качество условий реализации образовательных программ;
  • личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;
  • компетентность педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательной организации.

Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.

В модели представлены основные направления организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- медико-психологическое сопровождение, которое направленное на развитие способностей, необходимые для успешного продвижения к цели, поставленной самим обучающимся, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его физического здоровья;

- научно-методическое сопровождение, которое направленное на преобразование педагогического коллектива в коллектив, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации;

- система стимулирования педагогического труда, она призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда.

В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества нами были выделены следующие службы:

- Служба контроля качества,

- Медико-психологическая служба,

- Служба методического сопровождения образовательного процесса,

- Служба стимулирования.

Служба контроля качества образования основные задачи:

  • создание и разработка нормативно-методического обеспечения управления качеством;
  • мониторинг показателей качества.

Данная служба координирует работу всех подразделений образовательной организации и обобщает опыт деятельности различных структур. Организационное управление работой Службы качества возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Медико-психологическая служба решает такие задачи:

  • обеспечение благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса,
  • обеспечение сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.

Служба методического сопровождения образовательного процесса главным образом связана с программно-технологическим обеспечением образовательного процесса.

В соответствии с этим для данной службы определены такие цели и задачи:

  • организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;
  • организационно-методическое обеспечение процесса обучения.

Руководство возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Служба стимулирования главное предназначение - обеспечение эффективного использования инвестиционных ресурсов и средств государственной поддержки образовательного учреждения. Основные задачи:

  • распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса;
  • контроль за их целевым использованием.

Кроме этого, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя. Уровень творческой самореализации учителей в профессиональной деятельности является самостоятельным предметом исследования, так как является одним из факторов, влияющих на результаты образования.

Структура модели внутришкольной системы оценки качества образования содержит следующие компоненты:

  • целевой компонент (цель);
  • содержательный компонент;
  • организационный компонент.

В описании модели представлено описание и технологий для проведении оценки качества образования. Под технологиями мы понимаем специально организованные процедуры, которые позволяют измерить, проанализировать и зафиксировать качество образования.

Кроме того, при описании модели нами определен комплекс показателей и индикаторов оценки качества образования, например при оценке коммуникативной компетености обучающихся индикатором является - умение общаться, вести диалог, методика расчета данного индикатора – специальные наборы контрольных ситуаций.

Организационную структуру всей системы оценки качества образования в лицее   можно представить следующим образом:

Объекты оценки системы качества

Объект Критерий Показатель
Качество образованности ученика 1. Уровень здоровья и здорового образа жизни

2. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности

3. Уровень развития, готовность к жизни в социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями

4. Уровень обученности

5. Уровень владения творческой деятельностью

1. Владеет знаниями по организации ЗОЖ

2. Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности

3. Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация  

4. Не ниже 60%

5.  Способность решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Качество деятельности административного работника 1. Компетентность

2. Ответственность

3. Мобильность, открытость и активность  

1. Знание нормативно-правовой базы

2.Владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества

3.Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.

4. Качественное выполнение должностных обязанностей

5. Умение  принимать необходимые управленческие решения

Качество деятельности педагога 1. Открытость

2. Профессионализм

3. Информационная грамотность

4. Авторитет 

1 Активно - участвует в инновационной деятельности

2. Участвует в диссеминации передового педагогического опыта

3. Имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%)

4. Ученики – участники и победители предметных олимпиад

5. Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах

6. Участвует в конкурсах профессионального мастерства

7. Занимается научно- исследовательской деятельностью

8. Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях

9. На высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели, факультативы.

10.  Использует в своей деятельности ИКТ

11. Имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности 

Качество организации образовательного процесса Соответствие требованиям современных образовательных стандартов 1.  Использование современных образовательных технологий

2. Использование активных  форм, методов, приемов обучения

3. Использование современных форм организации образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение Соответствие требованиям современных образовательных стандартов  Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина
Качество образовательных программ 1. Актуальность и эффективность

2. Доступность

3. Оснащенность

Соответствие современным образовательным  стандартам

Чтобы быть сегодня конкурентоспособным, надо стать уникальным и неповторимым. Необходимы изменения в учебном процессе и образовательной среде, окружающей обучающих, которые можно зафиксировать. Образование – это и результат, и процесс, в ходе которого формируется личность. В современных условиях и то и другое следует отслеживать и оценивать.

Литература.

1.Журнал “Управление школой” , январь 2014 г.

2. Журнал “Управление школой” , январь 2015 г

3. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.

4. Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования.

5. Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. МБУ “СЦОКО”, 2011.

6. Третьяков П.И. Школа : управление по результатам.– М., 2001.