В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. С радостью родители принимают участие в спортивных мероприятиях, как сада, так и района. В настоящее время, когда отдельно стоящие детские сады и школы соединились в крупные образовательные комплексы, возможностей для реализации воспитательно- образовательной деятельности детей стало гораздо больше.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Работа нашего педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги детского сада активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, информационно-коммуникативные технологии.
Одним из основным методов раскрытия детской индивидуальности выступает метод проекта, предоставляющий ребёнку возможность стать исследователем прошлого, настоящего и будущего. Деятельность в ходе реализации проекта направлена на получение результата, который получается при решении значимой для ребёнка проблемы. Этот результат можно увидеть, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, необходимо научить детей ставить цель и проблему , привлекать для решения поставленных задач знания из различных областей; педагог должен уметь организовать деятельность для получения необходимого результата. Обязательным условием реализации проекта является презентация: в среднем дошкольном возрасте- педагог совместно с детьми, а в старшем- сам ребёнок рассказывает: что сделано, для чего и как.
Несмотря на то, что метод проектов внедряется в практику нашего дошкольного учреждения только первый год, получены видимые результаты. Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Наиболее запоминающимися для детей проектами стали: "Делаем книгу своими руками", "О правах- играя", "Детский альбом П.И.Чайковского", "Народно- прикладное искусство", "Генеалогическое древо", Детские сказки", вернисаж "Семья глазами семьи", "Экологическая тропа","Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков с использованием фольклорных форм".
Проектирование как новая форма работы с детьми и родителями меняет роль специалистов в управлении детским садом, развитии партнёрских отношений с семьёй: они выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания детей, умение выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели.
В целях воспитания толерантности к разным социальным слоям общества в работе нашего сада имеет место взаимное сотрудничество наших воспитанников с воспитанниками детского дома . В рамках обучения и воспитания детей проводятся совместные досуги, показательные выступления детей и педагогов друг для друга. Традиционны изготовление подарков к праздникам, общие выставки творческих работ, совместные поездки на экскурсии, ежегодные акции "Просто так!" или "Подари книгу детям!"
У многих детей есть дома книги и игрушки, из которых дети уже "выросли". Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их- это большой труд, воспитание души. Для родителей это может оказаться непросто, но радость в глазах наших детей, заставит их быть добрее, искреннее, внимательнее и честнее к окружающим. А ведь дети всему учатся у родителей!
Еще одной формой укрепления детско-родительских отношений можно назвать Дни свободного общения, Дни добрых дел (один раз в месяц) , когда родители приходят на помощь педагогам и помощникам воспитателей.
Открытие в детском саду Почты доверия, может повышает уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Зачастую, родители стесняются обращаться в социальные службы или к психологу, не хотят выносить на широкую публику свои проблемы, а мы можем сделать это в виде взаимного письменного общения.
По мере роста и развития ребёнка круг его общения расширяется, и важное значение для него приобретают отношения с другими детьми, причём не только с ровесниками, но и со старшими или младшими детьми. Именно для улучшения и развития этих взаимоотношений в нашем детском саду проводятся Дни взаимопомощи. Ребята старших и подготовительных групп приходят в группы раннего и среднего возраста, организуя для них игры и рассказывая сказки. Старшие дети показывают малышам кукольные театры и просто учат навыкам самообслуживания. Взаимодействие старших дошкольников с младшими детьми стало одним из видов социальных контактов. Межвозрастное взаимодействие, характеризующееся относительным неравенством позиций старшего и младшего ребёнка, детерминируется системой мотивов старшего дошкольника, в которой ведущее место принадлежит мотиву "быть старшим". Он смыслообразующий и определяет специфику деловых, познавательных и личностных мотивов взаимодействия. Это позволяет говорить о принципиальной возможности не только активизации межвозрастных контактов дошкольников в различных жизненных ситуациях, но и целенаправленного формирования нравственных и социально значимых мотивов такого рода контактов, в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.
Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области. Мир меняется все быстрее и быстрее, все быстрее и быстрее исчерпываются ресурсы, казалось бы, неисчерпаемые, невозможное становится возможным.
Для современного ребенка компьютер и Интернет такая же повседневная вещь как для нас с вами был магнитофон в нашем детстве. Поэтому дошкольное образование не может не замечать, что информационно-комуникационные технологии в жизни дошколят заняли свое место.
Особой популярностью пользуются “Дни открытых дверей”, в течение которых родители могут побывать в любой группе - это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Проведение “Круглых столов” происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заранее планируются противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОО носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ. В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы ДОО с разными типами семей.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Сайт детского сада стал для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц нашего сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Должна заметить, что широкое распространение в педагогической практике приобретают информационно-коммуникативные технологии. Компьютер, мультимедийные средства становятся новым источником для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Огромное количество презентаций для организации занятий с детьми делают и подбирают нам родители.
Должна заметить, что, к сожалению, очень мало практических материалов, которые может использовать педагог при работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей-дошкольников. Наши педагоги совместно с родительским активом создают презентации к тематическим занятиям и досугам. Например, "Не рвите цветы!", "По местам боевой славы", "Разнообразие птиц", "Пушкинские дни", "День прав человека" и т.д.
Презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы являются одним из основных средств расширения детских представлений. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Планируя психолого-педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих задач:
- сделать ДОО и семью союзниками в воспитании детей;
- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
- нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;
- компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Опытные педагоги знают, что в организации работы по повышению педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка. Анализ современной практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью рефлексии и обогащения этого взаимодействия.
Эксперименты практиков показывают, что в противовес сугубо вербальной информации, более эффективным компонентом ее становится практическое действие с игровым заданием или игрушкой, игровым образом, рисунком, движением и пр. Следовательно, для родителей необходимо больше организовывать практикумов.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей целесообразно проводить два раза в год. Для этих встреч в дошкольном учреждении создан Управляющий совет родительской общественности. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб - проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Используются также конкурсы родительских комитетов, ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры родителей, психологические тренинги, “эстафеты семейных традиций” и др. формы. К этой деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал ДОУ, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед).
Уже три года в нашем саду существует детско-родительский клуб “Карусель”.
Необходимо, однако, помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
Таким образом, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.