Урок русского языка по теме "Связь слов в словосочетании. Управление". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить с управлением как видом подчинительной связи слов в    словосочетании

Задачи:

  • анализировать различия в способах связи слов в словосочетании;
  • повторить части речи их грамматические признаки;
  • учить правильно задавать вопрос от главного слова к зависимому;
  • составить алгоритм нахождения словосочетания с управлением.

Оборудование: оценочные листы, карточки (Приложения), цветочки, ИКТ

 

I. Организационный момент

Я рада приветствовать
Вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.

Ребята, а сейчас тетрадь открыли
И как надо положили
Сядьте прямо, не кривитесь
За работу все возьмитесь

Запишите число
Классная работа.

Слайд 1.

– Обратите внимание на слайд. Составьте из слов предложение.

– Что должны помнить о предложении? (Имеет законченную мысль, слова связаны по смыслу)

Нас всё У сегодня получится!

– Как понимаете? Что поможет вам в работе?
– Запишите составленное предложение

У нас сегодня всё получится! (Приложение)

– Что должны вспомнить, чтобы правильно записать предложение?
– Я предлагаю это предложение взять за основу урока.
– На партах у вас  карточка-самооценка
– Обратите внимание. В процессе всего урока, вы будете оценивать свою УД.

II. Постановка УЗ. Актуализация опорных знаний

Словарная работа (запишем слова под диктовку)

Строгий учитель, дом из дерева
подарить сестре, интересная экскурсия,
диалог с другом

– Проверьте по эталону.
– Оцените свою работу

Слайд 2.
– Что мы с вами записали? (Словосочетания)
– Что такое словосочетание?
– Определите главное и зависимое слово? (опрос детей)
– Что еще знаем о словосочетании? (Словосочетания с согласованием)
– Какую связь мы называем согласованием?

Внимательно посмотрите на словосочетания.
– На какие две группы можно разделить эти словосочетания?
– Почему?  Назовите I группу, II группу ?

Слайд 3
– Что можно сказать о каждой группе словосочетаний?

ВЫВОД:

  • В 1 столбике вопрос (какой?) – словосочетания с согласованием.
  • Во втором столбике вопросы косвенных падежей

– Можно ли сказать, что слова второй группы связаны согласованием? (Нет)
– Почему?
– Обратите внимание на словосочетание

– Как вы думаете, верно ли утверждение: «В словосочетании при изменении главного слова зависимое не меняется?

– Как узнать? (Изменить главное слово)

III. Побуждение к формированию учебной проблемы

– Над какой темой мы будем сегодня работать?
(ответы детей:  Тема: связь слов в словосочетании, где при изменении главного слова зависимое не изменяется)

Откроем учебники  с. 114

– Найдите рубрику «Тайны языка»
– Прочитайте, сравните наш ответ с правилом в учебнике.
– На какое слово вы обратили внимание. Какое слово будет ключевым (Управление)
– Какую тайну узнали?

IV. Целеполагание

– Какова же тема урока.
(учащиеся: Связь слов в словосочетании. Управление)

Слайд 4 (тема)
– Какую цель поставили перед собой?
Слайд 5 (цель)
– Что бы достичь поставленных целей, как спланируем нашу работу?
– Я предлагаю вам план. Согласны вы или нет?
(расставим правильно)

На доске

– С чего начинаем работу?
– Какие пункты плана мы уже выполнили?
– Оцените свою работу в оценочных листах (Приложение)

V. «Открытие» нового знания. Подводящий к знанию диалог.

Работа в группах ( с.114)

(повторите правила работы в группе)

– Как же найти словосочетание с управлением
– Нужно прочитать алгоритм и составить модель
(На парте у вас находится необходимая информация. Подберите нужную информацию. Составьте модель. Защитите мини – проекты.)
(глагол, прилагательное, существительное, + зав.сл., + гл.сл. + зав. сл., + какой? Чей?, проверяю
кого? чего?, о ком? о чём?, кем? чем?, кому? чему?)

– Какой пункт плана преодолели? (3 – выводим правило)
– Оцените свою работу в оценочных листах. (Приложение)

VI. Первичное закрепление

– Какой пункт плана мы будем преодолевать?  (Применяем правило).
1. с. 115 у. 1  исследуйте.

Прочитайте.
– Какой первый шаг?
– Второй шаг?
– Третий шаг?
(Выполнение у доски с объяснением)
Работа в парах ( рубрика с. 115 внизу)

– Оцените свою работу в оценочных листах. (Приложение)

Слайд 6

Блиц-опрос
– Словосочетания не записываем, только ставим первую букву связи (С – согласование; У – управление)

Слайд 7

– Проверка. (Обратим внимание на словосочетание с вопросом? Цель. На следующий урок)
– Какой пункт правила преодолели? (Проверяем)
– Оцените свою работу в оценочных листах.

VII. Итоговый контроль

Удалось ли ответить на все вопросы. Преодолеть поставленные цели?
– Какой пункт плана нужно выполнить? (Оцениваем).

VIII. Домашнее задание с.116 алгоритм

IX. Рефлексия.

Слайд 8

– Прикрепите цветочек на полянку.