Дифференциация звуков и букв Ч и Ц

Разделы: Логопедия


Школьный логопед часто сталкивается с тем, что при фонетико-фонетическом недоразвитии речи звуки Ч-Ц взаимозаменяются в письменной речи не только первоклассников. Данная работа содержит задания для дифференциации звуков (и букв) Ч-Ц с учащимися начальных классов, имеющих ФФНР. Особое внимание уделено формированию навыка подбирать слова с заданным звуком и изменять слова так, чтобы в них появился нужный звук.
Задания предназначены  учащимся 3-4 классов, у которых выявлено ФФНР, для самостоятельной домашней работы. Некоторые упражнения могут выполнять учащиеся 1-2 классов. Возможно использование заданий на групповых занятиях.

Инструкция.

Все задания выполнять письменно в тетради в линейку.
Каждый день выполнять по одному заданию (1(а), 1(б), 1(в) и т.д.).
Каждое задание должно быть проверено сначала самим ребёнком, потом родителем и результат работы зафиксирован (подсчитано количество ошибок).

1. Зашифровать слова буквами Ц или Ч.
 
а) Цель, червяк, чемодан, цепь, целина, царапина, чиновник, Чебурашка, часть, часы, чаща, царица, Чипполино, чистота, цыган, чан, цыплёнок, человек, цапля, челюсть, цена, череп.

б) Черника, черёмуха, центнер, циклоп, цикламен, чернавка, черновик, циркуль, чертёж, Чили, чемпион, цикл, целеустремлённость, царь, чулок, чулан, чума.

в) Пицца, моцарелла, печать, пачка, синица, перчатка, сердце, почемучка,  лицо, личинка, мечтатель, граница, учитель, яйцо, улица, величина, курица, луковица, кочан, качели 

г) Виновница, мачта, полиция, вечность, девица, позиция, энциклопедия, личность, кольцо, крыльцо, кочка, почёт, лоцман, меценат, учёт, вычитание, боцман, единица, бочка, печка. 

д) Кирпич, заяц, ночь, страдалец, молодец, кулич, сэндвич, колодец, палец, дочь, индеец, ключ, меч, Углич, печь, австралиец, клич, Киржач, врач, американец, немец, грач, перец.

е) Абстракция, авиация, автоматизация, автоматическое, агитация, адаптация, администрация, академическое, акация, акселерация, акция, алчные, амбиции, амортизация, ампутация, аналогичные, анекдотичный, анемичные, аннотация, античные, апелляция, аппликация, аргументация.

ж) Аристократичная, артикуляция, артистические, архаичная, ассигнация, ассоциация, аттестация, аудиенция, аукцион, аутентичная, афористичное, аэрация, аэронавигация, бахромчатая, безапелляционное, безграничное, беззастенчивая, безналичный, безоговорочное, безостановочное, безошибочная, беспрецедентная, беспроцентный, бессердечная.

2. Подобрать и записать слова к каждой букве схемы поочерёдно: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Слова в одной схеме и в разных схемах не должны повторяться.

 а) Ч, Ц, Ц, Ч, Ц, Ч, Ч, Ц,Ч, Ц.
 б) Ц, Ц, Ч, Ц, Ч, Ч, Ц, Ч, Ц, Ц.
 в) Ч, Ч, Ц, Ц, Ч, Ц, Ч, Ц, Ч, Ч.
 г) Ц, Ч, Ц, Ч, Ц, Ч, Ц, Ч, Ц, Ч.
 д) Ч, Ц, Ч, Ц, Ч, Ц, Ч, Ц, Ч, Ц.

3. Списать слова, вставляя пропущенные буквы Ч или Ц. С любым из данных слов составить предложение из 6-8 слов.

а) Лиси . ка, пено . ка, зада . а, при . еп, ули . а, пе . енье, кирилли . а,
пугови . а, умни . а, пало . ка, нито . ка

б) При . ина, ли . инка, сини . а, лукови . а, переда . а, висели . а, околии . а,
кисли . а, кра . ка, поло . ка, корыт . е

в) Уда . а, удо . ка, пигали . а, привы . ка, полови . а, двер . а, мокри . а,
пример . ик, укроп . ик, огур . ик, пшени . а

г) Умеле . ,  морозе . ,  ме . ,  но . ь,  рыбе . ,  песе . ,  ре . ь,  пе . ь,  торе . , пале . ,  би .

д) Би . епс, пе . аль, по . тальон, кроль . иха, деви . а, кирпи . , ядри . а, гре . иха, Гре . ия,
маль . ишка, вели . ие

4. Подобрать к данному слову однокоренное таким образом, чтобы в слове появились звук и буква Ц ил Ч. Должно получится слово, обозначающее название посуды.

Сахар – …, сухари – …, конфеты – …, салат – …, хлеб – …, соус – …, икра – …, перец – …, чай – …, салфетки – …, суп – … .

5. «Цепочка слов». Продолжить ряд слов следующим образом: если в слове есть звук и буква Ч, то в следующем слове должны быть звук и буква Ц, и наоборот. Цепочка состоит из 10 слов, а сами слова не должны повторяться.

а) в начале слова: Цепь – …
б) в начале слова: Чернила – …
б) в середине слова:  Мельница – …
в) в середине слова:   Бочонок – …
г) в конце слова:   Калач – …
д) в конце слова:  Купец – …

6. Подбери и запиши к названию страны или города однокоренное имя существительное (житель этой страны) со звуком и буквой Ц или Ч.

а) Куба, Мексика, Америка, Аргентина, Перу, Боливия, Парагвай, Чили, Канада, Никарагуа.
б) Алжир, Марокко, Мозамбик, Нигерия, Гвинея, Кения, Танзания, Сомали, Намибия, Зимбабве.
в) Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Филиппины, Корея, Япония, Австралия, Гвинея.
г) Австрия, Бельгия, Испания, Италия, Мальта, Норвегия, Украина, Чехия, Швейцария, Эстония.
д) Москва, Омск, Томск, Чита, Белгород, Новгород, Мурманск, Ростов, Свердловск, Оренбург.

7. Распределить данные слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Подобрать и записать в остальные столбики недостающие слова (однокоренные к данным). В каждом подобранном слове должны быть буквы и звуки Ц или Ч.

а) Качели, окольцевать, мечта, цепной.
б) Учёт, облучённый, царапать, цель.
в) Врачевать, перец, напечатанный, граница.
г) Учить, чистый, целебный, оценка.
д) Перец, печная, царь, ночь.

8. Подобрать и записать 10 слов с буквами Ц и Ч в каждом слове.
Например: Яичница …

9. Подобрать и записать к каждому слову однокоренное таким образом, чтобы в новом слове была буква из скобок.

Например: Коробка (ч) – коробочка …

а) Окно (ц), окно (ч), песок (ч), песок (ч, ц), ведро (ч), солнышко (ц), облако (ч).
б) Книга (ц), книга (ч), часть (ц), часть (ч), открытка (ч), земля (ц), кошка (ч).
в) Крик (ч), вода (ц), вода (ч), рука (ц), рука (ч), платье (ц), время (ч).
г) Линейка (ч), мыло (ц), копейка (ч), холод (ц), холод (ч), ветер (ч), замок (ч).
д) Мороз (ц), кресло (ц), тело (ц), окно (ч), окно (ц), картошка (ч), семя (ч).
е) Крошка (ч), дерево (ц), сундук (ч), улитка (ч), дело (ц), каша (ц), лужа (ц).
ж) Мельник (ц), молоко (ч), молоко (ц), крыша (ч), бульон (ч), глаз (ц).
з) Письмо (ц), листик (ч), стул (ч), стол (ц), конфета (ц), рисунок (ч).

10. Записать названия 10 профессий, в названии которых есть буквы и звуки Ч или Ц. С любым из записанных слов составить предложение из 6-8 слов.

11. Составить и записать по одному предложению из 6-8 слов с каждым словом из каждой строчки задания №7 (по 3 предложения в день).

12. Придумать и записать к любой паре слов из каждого задания  №9 по одному предложению из
6-8 слов.

13. Подобрать и записать 10 пар однокоренных слов. Если в первом слове есть буква и звук Ч, то во втором слове должны быть буква и звук Ц и наоборот. Слова из №9 использовать нельзя. С любой парой слов составить предложение из 6-8 слов.

Например: Таблица – табличка…

14. Подобрать и записать к каждому имени существительному однокоренное имя прилагательное. В каждом подобранном слове обязательно должны быть звук и буква Ц или Ч.

а) Праздник – … ,  будни – … , сердце – … , песок – … , ёлка – … , металл – … , потолок – … ,
точка – … ,  игрушка – … , замОк – … .

б) Кошка – … , щука – … , лягушка – … , волк – … , белка – … , заяц – … , собака – … , кролик – … , щенок – … , телёнок – … .

в) Молоко – …, цветок – … , веснушки – … , пряник – … , булка – … , скука – … , метка – … , лиственница – … , ежевика – …, брусника – … .

15. Придумать и записать 15 предложений по схеме: прил. + сущ. + глаг. + прил. + сущ. (можно пользоваться предлогами) только из слов, в которых есть буквы и звуки Ч или Ц.  Записывать по 3 предложения в день.

16. Придумать и записать свою чистоговорку, аналогичную данной (те же части речи). В каждом слове твоей чистоговорки обязательно должны быть буква и звук Ц. Записать обе чистоговорки.

Чистоговорка: Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

Возможный вариант: Пятнадцать разноцветных цепких цыплят царапали акациевыми  соцветиями яйцо образцово многоцветно.

Литература

С.И. Ожегов «Словарь русского языка» под ред. Н.Ю. Шведовой, Москва, изд. Русский язык, 1989.