Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с союзом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся о союзе как о служебной части речи;
- совершенствовать культуру речи учащихся; способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.
- воспитывать навыки речевой культуры общения, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
- формировать интерес к изучению русского языка.
Формирование УУД:
- регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
- личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.
Оборудование: учебник для 3 класса «Русский язык» (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; лист самооценки, компьютер, медиапроектор, экран, авторская компьютерная презентация (Приложение 1).
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайды |
1. Мобилизирующий этап урока – Ребята, вы заметили надпись на двери нашего класса. |
На двери надпись «Лингвистическая лаборатория» Работа с толковым словарем. |
|
2. Актуализация знаний. Формулирование темы, цели и задач урока
На доске: |
Сегодня уроке вы будете изучать служебную часть речи союз. |
№ 1, 2 |
Прослушивание сообщения о происхождении слова СОЮЗ. (С.118) Звукобуквенный разбор слова СОЮЗ (устно)
– Посмотрите, что у вас получилось? |
Самостоятельная работа
Лист оценивания №1 |
№ 3
|
3. «Развитие» знания. Преобразование знаний – С какими частями речи вы только что работали? Какие это части речи? (самостоятельные). Назовите известные вам самостоятельные части речи. 1 вариант: самостоятельных частей речи. В.I – самостоятельные части речи
В.II – служебные части речи
– Оцените работу в паре. По каким критериям мы оцениваем знание правила? |
Работа в паре Оценивают работу в парах: Лист самооценки №2 |
|
Для того чтобы добиться цели, научные работники должны работать слажено, прислушиваться к мнению друг друга. |
|
№ 4, 5, 6 |
– Итак, первую гипотезу мы с вами подтвердили.
– Какую пословицу составили ребята каждой группы? |
Группе даётся задание: собрать пословицу из разрезанных частей.
Взаимопроверка (сверка со слайдом) Лист самооценки №3 |
№ 7, 8, 9, 10 |
Физкультминутка: Как гласит народная мудрость: «Делу – время, потехе – час»: Кто пришёл сюда учиться? Хлопайте в ладоши! |
|
|
– Давайте, вернемся к задачам урока и сформулируем 3 гипотезу. 3 гипотеза. Смысл предложения изменяется при использовании разных союзов. – Сделайте вывод. Меняется ли смысл предложения при использовании разных союзов? – Итак, какой вывод мы с вами сделали? 3 гипотеза также подтвердилась. |
Работа в парах |
№ 11
|
4. Закрепление знаний и способов действия 5. Самостоятельное применение знаний (формирование осознанности изучаемого материала). – Чтобы решить задачи урока, мы с вами выдвинули гипотезы, которые все подтвердились и на основе подтвержденных гипотез, давайте сформулируем понятие, что такое союз. |
Комментированное письмо Работа в паре Сверка со слайдом (Проверка – сверить
Лист самооценки №4 |
№ 12, 13 |
6. Рефлексия (оценка качества работы класса и отдельных учащихся) Дифференцированное задание
|
Самопроверка |
|
7. Итог урока – Давайте вспомним, как звучала цель нашего урока. |
Лист самооценки |
№ 14, 15,16 |