Периметр квадрата. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Учить распознавать прямоугольник и квадрат, ориентируясь на их существенные признаки.
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать практические задачи.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Закреплять знание таблицы сложения, умения использовать изученные приемы сложения и вычитания.

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развивать навыки работать в группах;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему;
  • понимать и строить модели математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • развитие использования знаково-символических средств;
  • развитие умения делать выводы в результате анализа и синтеза мысленных операций;
  • развитие рефлексии способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • уметь соотносить предметы реальные и их элементы с изученными геометрическими фигурами;
  • уметь выполнять чертёж квадрата;
  • выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100;
  • решать текстовые задачи;
  • развитие внимания, памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи, активизация мыслительных процессов;
  • развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса;
  • привитие интереса к математике;
  • развитие способности воспринимать прочитанное, отвечать полными ответами, обосновывать ход выполненных действий, рассуждать.

Оборудование:

  • учебник математики 2 класс УМК «Школа России»;
  • рабочая тетрадь, презентация, компьютер, проектор;
  • карточки с заданиями, модель прямого угла, линейка, счётные палочки, геометрические фигуры, плакат.

Этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем строить, и смекать,
И фигуры изучать.
Упражнение "Ладошки"
(повернулись, улыбнулись, протянули друг другу ладошки, подарили частичку тепла).

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на работу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:
– нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
– выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Актуализация знаний учащихся.
Устная работа.

Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную страну. Для того чтобы узнать как она называется, вы должны решить примеры и с помощью ключа составить слово. На партах у вас лежат листочки зеленого цвета. Возьмите их и решайте.

48–20=28  
60+24=84
50+21=71
80–43=37
81+43=84
90–7=83
40+30=70
76–4=72
60–20=40

71

83

72

28

70

40

84

37

о

т

и

г

р

я

е

м

Какое слово получилось?
Что изучает геометрия?
Какие геометрические фигуры вы знаете?
В стране геометрия есть разные города. В этих городах живут геометрические фигуры. В одном городе живут треугольники, в другом четырёхугольники, в третьем – круги. ( плакат )
Мы отправляемся в город, где живут круги. Они предлагают выполнить вам следующее задание.
( проектор)
Дан узор из геометрических фигур:
 

Есть ли закономерность в составлении узора?
Какие геометрические фигуры здесь использованы?
Какая фигура лишняя? (– нет углов)
Какая сейчас фигура лишняя? (– 3 угла)
Какие фигуры остались? (одним словом) (четырехугольники)
Назовите фигуру слева.
Что вы думаете о прямоугольнике?
А что это за фигура? (квадрат)

Работа по плану урока.

Организует диалог с обучающимися

Решают примеры. Читают полученное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят закономерность в узоре.

 

 

 

 

 

Регулятивные:
– действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные:
– постановка и решение проблемы.
Личностные:
– развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные:
– умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Сообщение темы урока.

Кто может сформулировать тему нашего урока? О какой фигуре будем говорить? (квадрат)
Да, сегодня мы узнает, что за фигура квадрат.

Работа по плану урока.

Организует диалог с обучающимися.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока.

 

Регулятивные:
– определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.
Познавательные:
– использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
– умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Изучение нового материала.

Мы с вами путешествуем по стране геометрии. Едем в город прямоугольников.
Прямоугольники предлагают выполнить следующее задание.
Квадрат и прямоугольник похожи?
А различия есть?
Сейчас вы будете работать в группах.
У каждой группы своё задание.
1 группа – сравните углы прямоугольника и квадрата.
2 группа – сравните стороны прямоугольника и квадрата.
3 группа – чем квадрат отличается от прямоугольника?
Что вы выяснили?
Что общего у прямоугольника и квадрат? В чём различие?
Так что такое квадрат?
Отгадайте загадку:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (квадрат).
Квадраты предлагают вам следующее задание.
Возьмите счётные палочки и смоделируйте квадрат.
Проверим. Это квадрат? Докажите.
Так, что такое квадрат?
Физминутка.
Отправляемся в город треугольников. Они очень подвижны. Любят прыгать, двигаться. Они вам предлагают отдохнуть и поиграть.
Я показываю фигуры :
Квадрат – приседание,
прямоугольник – наклон,
круг – прыгайте.

 

Работа по плану урока.

Организует работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу со счётными палочками.

 

 

Организует физминутку.

 

 

Выполняют задания в
группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют из счётных палочек квадраты. Сравнивают стороны.

 

Выполняют упражнения.

Регулятивные:
– осуществление пошагового продвижения.
Познавательные:
– умение делать выводы.

Первичное осмысление и закрепление.

 

Откройте учебник на странице 34, прочитайте правило и сравните с нашим выводом.
Треугольники предлагают выполнить № 3. Мы его сделаем по вариантам.
1 вариант – чертит квадрат со стороной 3 см,
2 вариант – чертит квадрат со стороной 4 см.
Найти периметр.
Проверка. ( 2 ученика за доской )
Как нашли периметр?
Придумаем формулу, как найти периметр квадрата, если его сторона равна а. ( Р= а+а+а+а )
Квадрат часто используют в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Мы сейчас попробуем отгадать геометрические головоломки.
Посмотрите на доску. Составьте такую же фигуру из счётных палочек. ( работа в парах )
Какие фигуры вы здесь видите?
Сколько квадратов?
Уберите 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.
Уберите 1 палочку, чтобы получилось 3 квадрата.

 

Работа по плану урока. Наблюдение, проблемная ситуация.

Организует диалог с обучающимися и проверку выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу в парах.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Регулятивные:
– умение самостоятельно выделять и формулировать.
Познавательные:
– умение делать выводы в результате анализа и синтеза мысленных операций.

Закрепление освоенного в практической
работе

Продолжаем путешествие по стране геометрия. Квадраты предлагают вам представить, что мальчики стали строителями, а девочки швеями. На партах лежат голубые листочки, на которых написаны задачи. У мальчиков даже есть чертёж. Решите эти задачи.
Мальчики.
В квадратной комнате нужно положить плинтус. Сколько метров плинтуса нужно купить, если длина комнаты 5 метров, а ширина двери 1 метр.

 

Девочки.
Платок квадратной формы надо обшить по краям тесьмой. Сколько метров тесьмы надо купить, если длина платка 7 дм.
Проверка . ( за доской 2 человека)
В жизни пригодятся вам знания о квадрате?

Работа по плану урока.

Организует решение задач и проверку выполнения задания.

Решают задачи.

Регулятивные:
– развитее самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей.
Познавательные:
– умение речевого высказывания в устной и письменной формах.
Коммуникативные:
– сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

Заключительный этап и рефлексия.

Попробуем сделать выводы.
Отвечайте да или нет.
Прямоугольник и квадрат:
– геометрические фигуры,
– многоугольники,
– имеют 4 стороны,
– имеют 4 угла,
– все углы прямые,
– прямоугольник – тоже квадрат,
– квадрат – тоже прямоугольник.
Оцените свою работу на уроке.
Напишите в тетради Я . Возьмите листочек жёлтого цвета, выберите одно слово с листочка и напишите в тетради.
– узнал
– удивился
– задумался
– запомнил
– научился
– повторил
– не понял

Рефлексия

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке математике

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:
–оценка – осознание качества и уровня теми или иными учебными действиями;
– осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
– умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
– проявлять активность в деятельности.

Домашнее задание.

Разбор домашнего задания.
С. 34, № 7 уравнения, начертить квадрат ( смотри поля )

 

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

Слушают учителя. Записывают домашнее задание.