Цели: познакомить учащихся с художественным материалом «уголь», творческими задачами рисунка углем; создать условия для развития навыков работы с графическим материалом; закрепить знания о компоновке рисунка, построении; развивать наблюдательность, умение анализировать, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы и формы обучения: постановка проблемных вопросов, объяснительно-иллюстративный, демонстрация приемов работы, индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: рисовальный уголь, натюрморт, композиция, светотень.
Демонстрационный материал: слайд «Портрет Забелы Врубель», оригиналы графических работ.
Оборудование: учебник («Изобразительное искусство 7 кл. часть1» С. П. Ломов, Москва, «Дрофа», 2015), бумага, коробочка с углем, лак.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с графическим материалом «уголь», творческими задачами рисунка; овладеют техникой рисования углем, практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Метапредметные (УУД): познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебнике, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать ход выполнения рисунка, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, произведений искусства.
План урока:
- Организационный момент (3 мин.)
- Изучение нового материала (10 мин.)
- Творческая практическая деятельность (25 мин.)
- Итоги урока. Рефлексия (7 мин.)
ХОД УРОКА
1. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность обучающихся к уроку.
Учитель: Сколько новых открытий ждет вас впереди! Вы познакомитесь с творчеством выдающихся художников, овладеете техникой рисования разными материалами. Внимание на экран». Учитель подготавливает проектор для просмотра слайда.
2. Учитель включает проектор.
На экране возникает изображение «М. Врубель, рисунок Забелы Врубель». Учитель начинает беседу и задает вопросы: «кто может быть знает это произведение и художника?», «к какому виду изобразительного искусства можно отнести это произведение?» (Графике), «как вы думаете, каким материалом выполнен рисунок?» (Углем), «с помощью каких выразительных средств художник добился художественного образа?» (Композиция, светотень, линия, штрих, пропорции).
Учитель объявляет тему урока, демонстрирует учащимся уголь и просит подумать о том, как он получается. Учащиеся высказывают свои соображения. Учитель просит найти ответ в учебнике. Далее учащиеся знакомятся с репродукциями художников в учебнике (с. 5-7): «К. Коро. Пейзаж с деревьями и озером», «В. Серов. Портрет Ф. И. Шаляпина», «И. Репин. Детская головка. Набросок к картине «Не ждали». Учитель просит учащихся ответить, какими же отличительными особенностями обладает уголь. Учащиеся высказывают свои мнения (выразительность, бархатистость, матовость штриха, мягкость линий и тоновых переходов).
Учитель демонстрирует учащимся приемы работы углем, раскрывая богатые возможности этого материала.
Учитель: Этот материал позволяет работать быстро, раскованно, свободно передавая творческие замыслы, настроение и переживания художника».
Учитель: Сейчас мы выполним углем натюрморт, состоящий из простых предметов быта. Поможет нам учебник. Давайте наметим ход выполнения рисунка». Учащиеся по учебнику (с. 7-9) называют этапы выполнения рисунка.
3. Учитель раздает угольные палочки, проверяет организацию рабочего места.
Учитель наблюдает, советует, помогает учащимся в выполнении задания.
4. Учитель устраивает выставку работ учащихся.
В процессе просмотра учитель организует обсуждение рисунков, оценивает результаты работ; организует беседу по вопросам: «В чем заключается выразительность рисунков углем? Поясните на примерах». «Чем отличаются приемы работы углем от приемов работы карандашом?»
На следующий урок учитель просит принести лист бумаги А4.