В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально - необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Рекомендации содержат пояснительную записку, методологическое обоснование, формы реализации, диагностический раздел, ожидаемые результаты.
Данные методические разработки предназначены для реализации работы по экологическому воспитанию и познавательно-исследовательской деятельности в условиях ДОУ.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, он определенным образом относится к тому, что его окружает.
В соответствии с новым законом об образовании в Российской Федерации познание, как образовательная область, направлено на достижение различных целей, одна из которых развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Мы все знаем, как велико воспитательное значение природы: общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена еще и тем, что экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Всем необходимо знать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
В дошкольном детстве происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Базой экологического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются ростки любви к родной природе, к окружающему миру, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, желание делать что-то своими руками. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Экспериментирование, простые опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, понять существующие в природе взаимосвязи. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, желание сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы, упорядочивается опыт познания, постигаются способы установления причинно-следственных отношений.
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения, эксперименты. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.
Целевое назначение рекомендаций
Целью рекомендаций является воспитание человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой путем формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях теплицы, создание теплицы в ДОУ.
Объект исследования: дети-дошкольники в процессе познавательной и опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию овощей в закрытом грунте.
Предмет исследования: условия развития новой модели экологического образования в ДОУ.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
4. Воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами явлениями;
6. Развитие восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия значений природы, ценности общения с природой.
7. Формирование умения и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).
8. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
9. Расширить знания детей о культурных растениях.
10. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы и т.д.).
11. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
12. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
13. Способствовать развитию творческих способностей у детей, поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
14. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
15. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
16. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
17. Развивать познавательные и творческие способности.
18. Развивать чувство коллективизма, умения дружелюбно общаться со сверстниками.
19. Расширять знания о сельскохозяйственных профессиях.
Принципы реализации рекомендаций
В основу реализации данных разработок положены следующие принципы:
- занимательности;
- сотрудничества;
- новизны;
- принцип доступности;
- обеспечения эмоционально-психологического комфорта;
- систематичности и последовательности;
- интеграции;
- комплексного подхода.
Формы реализации рекомендаций
Реализация методических разработок предполагает осуществление специально организованных занятий, наблюдений, опытов, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Большая роль в реализации данных разработок отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви ко всему живому, к родной природе. В совместной деятельности воспитатели используют дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. Совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести своего рода интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, а совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения.
В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы, чтение художественных произведений, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок, экскурсий, организацию подвижных игр. Особая роль в разработках отводится изобразительной деятельности.
Основные формы работы:
- организованная деятельность (занятия);
- оборудование развивающей среды;
- совместная познавательно-исследовательская деятельность детей и их родителей.
Основные методы и приемы:
- изучение психолого-методической литературы по данной проблеме;
- наблюдения, опыты, трудовая деятельность;
- анкетирование;
- изучение склонностей и интересов воспитанников;
- беседы;
- игры;
- творческие задания;
- широкое использование литературных произведений.
Формы работы с родителями:
- Проект «Урожай на подоконнике».
- Проект «Огород круглый год».
- Участие в выставке «Огород на подоконнике».
- Консультация «Воспитание основ экологической культуры»
Формы работы с педагогами:
1. Участие педагогов ДОУ в проекте.
2. Консультация «Огород – круглый год».
3. Круглый стол «Воспитание у дошкольников интереса к выращиванию растений в закрытом грунте».
Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме:
- метод изучения продуктов детского творчества;
- метод наблюдения;
- методы математико-статистического анализа полученных данных;
- методы анкетирования, бесед с родителями, изучения отношения к разработкам.
Критерии диагностики уровня знаний и навыков детей по теме:
Воспитатели в течение учебного года трижды проводят мониторинг качества знаний и навыков детей по теме разработок: начальное обследование, промежуточное, итоговое.
Оценка знаний может производиться по трехбалльной шкале:
1 балл — низкий уровень знаний,
2 балла — средний уровень знаний,
3 балла — высокий уровень знаний.
Низкий уровень
1. Узнают и называют 2 – 3вида растений.
2. Знают и части (лист, стебель, цветок).
3. Осознают необходимость поливки.
4. Относят растения к живым существам.
Средний уровень
1. Знают 3 – 4вида культурных растений.
2. Знают их основные части и их особенности (цвет, величину, форму).
3. Осознают необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления.
4. Связывают способы ухода с потребностью растений во влаге, свете, тепле.
5. Имеют представления о пользе овощей.
Высокий уровень
1. Различают и называют растения.
2. Знают органы растений и их функции.
3. Называют стадии развития и роста растений.
4. Знают особенности ухода за растениями.
5. Знакомы с сельскохозяйственными профессиями.
6. Знают о значении растений в жизни человека и природе.
7. Принимают активное участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.
Ожидаемые результаты
Итоги апробации опыта показывают, что курс благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок дошкольников. Несомненно, данная тема пробудит интерес к окружающему миру, укрепит веру в собственные возможности. В детях проснется дух поиска, познания. Они будут учиться добру, милосердию, гражданственности, бережному отношению ко всему живому. Ребенок научится осознавать труд как особую деятельность, составляющую основу жизни человека.
Систематический труд в теплице повысит у детей интерес к растениям, воспитает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, будет способствовать формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
У детей появится осознанное отношение к труду.
Дети начнут осмысливать производимую работу, понимать её цель, расширят свой кругозор, познакомятся с сельскохозяйственными профессиями.
Дети на всю жизнь усвоят, что свежие овощи очень полезны для организма.
В результате работы в теплице дети подружатся, детский коллектив сплотится, это тоже имеет большое значение.
Учёные утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получат наши дети при знакомстве с окружающей природой, принимая непосредственное участие в уходе за растениями, наблюдая за их ростом и развитием, останутся в их памяти навсегда. Если дети будут знать и любить родную природу, землю, на которой они живут, то и Россия будет жить, развиваться и процветать.