Тип урока: урок ознакомления с новым материялом.
Цели урока:
- Образовательная цель: знакомство с биографией Пифагора, изучение теоремы Пифагора, ее роли в геометрии; использование теоремы в решении задач;
- Развивающая цель: развитие интеллектуальных навыков, познавательного интереса, логического мышления, внимания, наблюдательности; умение анализировать и оценивать свои знания
- Воспитательная цель: воспитывать устойчивый интерес к предмету.
Задачи урока:
- Совершенствовать умение применять имеющиеся знания в измененной ситуации.
- Способствовать развитию умения делать выводы и обобщения.
- Воспитывать самостоятельность и творческий интерес.
Оборудование: портрет ученого, эпиграф к уроку, учебник, мультимедийное оборудование.
План работы.
- Организационный момент.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному обобщению изученного ранее материала.
- Изучение нового материала.
- Этап закрепления.
- Применение теоремы Пифагора.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Прошло полгода лишь… и снова
Мы вместе с вами здесь, сейчас
Про треугольник прямоугольный
Хотим продолжить свой рассказ.Давайте вспомним его свойства,
Докажем новые потом
И, опираясь на все знанья,
Задачи мы решать начнем.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному обобщению изученного ранее материала
– Итак повторим? (Приложение 1. Слайд 2)
– А теперь применим эти знания при решении задач. (Слайды 3, 4)
– Вспомните, когда мы изучали свойства прямоугольных треугольников, я вам читала «Гимн гипотенузе» московских школьников. Тогда я пропустила одно четверостишье. Сейчас я прочту его вновь и вы поймете почему. (Слайд 5)
– Вы, конечно же, поняли, почему я в прошлый раз пропустила это четверостишье? (Ответ детей)
– Совершенно верно. Мы не знали, кто такой Пифагор. Настало время это узнать.
3. Изучение нового материала
– Тема сегодняшнего урока: «Теорема Пифагора». (Слайды 6,7)
Сейчас историю мы вспомним,
Узнаем, кем был Пифагор
И почему через столетья
Мы помним все еще о нем. (Слайд 8)Мы «полетим» на самолете туда,
Где много лет назад
Ученый, грек и математик
Нам теорему доказал. (Слайд 9)
– Со страницами биографии Пифагора нас познакомит… (сообщение ученика) (Слайд 10)
Как интересно каждый раз
Итак, доказано. Ура!
Узнать о чем-то новом.
А поведем мы наш рассказ
О теореме Пифагора. (Слайд 11)
Задачи нам решать пора!
4. Этап закрепления
а) устно. (Слайд 12)
б) решение задач из учебника на доске и в тетрадях.
№ 483(б), 484(б) стр.132.
в) а теперь ученица… познакомит вас с древнеиндийской задачей 12 века и ее решением.
(Слайд 13)
5. Применение теоремы Пифагора
– Мы познакомились с теоремой Пифагора. А теперь обратимся к ее истории. (Слайды 14-17). Историческая справка, подготовленная учениками.
1. История теоремы
2. «Правило веревки»
3. Пифагоровы тройки чисел.
4. Различные доказательства теоремы Пифагора
История историей…
А что же в жизни нашей?
А в жизни, теперь, когда все изменилось
Сия теорема все ж пригодилась. (Слайды 19-25)
6. Подведение итогов
Настало время подвести итог,
Понять, что 45 минут прошли недаром.
Мы теорему с вами доказали вновь,
На острове мы с Пифагором побывали.
1. Теорема Пифагора в стихотворной форме. (Слайд 26)
2. Тест. (Слайд 27)
3. Закончите предложения.
Итак, увы, урок окончен.
Расстаться мы должны сейчас.
Даю заданье (Слайд №29).
До свидания.
Надеюсь снова видеть вас! (Слайд №30)