Первые шаги в направлении здорового питания

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире все большую тревогу специалистов вызывает тенденция к его ухудшению. Без сомнения, Россия является одной из тех стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер. Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому. Поэтому охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не только потому, что определяет качество жизни ребенка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском и подростковом возрасте. Отмечаемые в последние годы неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, если не принимать определенные меры, в дальнейшем могут нанести огромный социальный и экономический ущерб, отрицательно сказаться на продолжительности жизни в стране.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период, в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как системы норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.

Сегодня на уровне государства признано, что питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье детей, их нормальный рост и развитие, способствующих профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и созданию условий для адекватной адаптации к окружающей среде.

Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые.

В рамках проекта «Здоровейка» в нашей школе были созданы условия для формирования основ правильного питания, увеличения двигательной активности младших школьников.

На занятиях в рамках программы «Будь здоров!» школьники узнают о полезных свойствах продуктов, выращивают овощи, фрукты и зелень и пробуют готовить из них простую и здоровую еду в школе и дома. На переменах школьники активно проводят время и играют в подвижные игры.

Благодаря Программе дети пробуют здоровый образ жизни «на вкус» и приобщаются к культуре сбалансированного питания и здорового образа жизни.

В программе « Будь здоров» заданы «Четыре шага» и «Четыре направления».

Из детей, учителей и родителей формируется проектная команда, которая в своей деятельности по осуществлению данной программы движется по 4 шагам:

1 шаг: «Давай подумаем»: дети обсуждают и оценивают условия своей деятельности.
2 шаг: «Давай спланируем»: планирование по этапам деятельности всех идей и собранной  информации, распределение работы членов команды и её итогов.
3 шаг: «Приступаем к делу»: Деятельность по проекту.
4 шаг: «Давай проанализируем»: мониторинг выполненной работы, оценка достижений и празднование успеха.

Опыт, полученный при реализации этого этапа, может быть перенесён в шаг «Давай подумаем», и цикл программы может продолжиться в новом витке.

Деятельность проектной группы осуществляется в четырёх направлениях:

1 направление: выращивание и изучение здоровой пищи.

Это направление даёт возможность передать детям знания о происхождении овощей и фруктов, о способах выращивании полезных и съедобных растений.

1 шаг: «Давай подумаем»:

Дети обсуждают и оценивают условия своей деятельности по пониманию перспективы выращивания съедобных растений и здоровых семян.

2 шаг: «Давай спланируем»:

  • выбор местоположения огорода;
  • создание плана расположения огородных культур;
  • сбор привлекательных идей из журналов и книг, фотографий;
  • исследование свойства почвы на огороде;
  • обсуждения способов удобрения и полива огородных культур;
  • обсуждение дизайна огорода и  огородных ограждений;
  • планирование осенних и весенних посадок растений.

3 шаг: «Приступаем к делу»: инструктирование детей по технике безопасности при работе на огороде,

  • активное привлечение волонтёров (бывших участников проекта);
  • исследование условий посева семян на рассаду;
  • выращивание рассады растений;
  • весенняя подготовка огорода к высадке растений;
  • подготовка семян к посеву в почву;
  • высадка рассады и посев семян в почву;
  • полив, рыхление и прополка почвы;
  • посадка корней и плодов растений для питомника;
  • сбор урожая в течение лета и осени;
  • осенняя обработка почвы к следующему году;
  • ведение «Дневника огородника».

4 шаг: «Давай проанализируем»:

  • мониторинг своей деятельности по выращиванию культурных растений и работе в питомнике по выращиванию здоровых семян согласно записям в «Дневнике наблюдений»;
  • оценка выращенного урожая овощей и семян;
  • праздники нового урожая;
  • написание сочинений по впечатлениям от занятий;
  • наметка перспективы нового урожая согласно качеству выращенных семян.

2 направление: обучение приготовлению пищи.

Это направление сфокусировано на предоставлении детям знаний и умений, необходимых для приготовления простой здоровой пищи, включая овощи и зелень, выращенные детьми в школе.

1 шаг: «Давай подумаем»:

Дети обсуждают и оценивают условия своей деятельности по пониманию перспективы приготовления пищи в школьных условиях.

2 шаг: «Давай спланируем»:

  • планирование помещения для приготовления салатов;
  • подготовка оборудования для приготовления пищи и сервировки столов;
  • инструктирование детей по технике безопасности при приготовлении пищи;
  • планирование занятий по приготовлению салатов из овощей:
  • выращенных детьми по направлению «Выращивание и изучение здоровой пищи»;
  • купленных в овощных магазинах.

3 шаг: «Приступаем к делу»:

  • сбор материала о способах приготовления салатов;
  • изучение рецептов приготовления фруктовых, овощных салатов;
  • практические занятия с активным привлечением родителей в процесс приготовления салатов;
  • занятия с детьми по выработке умения пользоваться ножом при приготовлении салатов, культуре поведения во время приёма пищи;
  • мастер классы, повара, родителей и учителя (практическая работа и показ презентаций) по приготовлению салатов, сервировке стола;
  • активное привлечение волонтёров (бывших участников проекта) к занятиям по приготовлению салатов;
  • составление собственных рецептов салатов детьми и родителями,
  • ведение «Дневника рецептов салатов».

4 шаг: «Давай проанализируем»:

  • мониторинг своей деятельности по приготовлению салатов согласно записям в «Дневнике наблюдений»;
  • сочинения по впечатлениям от занятий;
  • анализ  рецептов собственных салатов из фруктов и овощей.

3 направление: завтрак.

Это направление подчёркивает важность завтрака (дома и в школе) и вырабатывает у детей привычку плотно завтракать.

1 шаг: «Давай подумаем»:

  • дети обсуждают и оценивают условия своей деятельности по пониманию важности завтрака;
  • оценивание успеваемости детей завтракающих и незавтракающих дома.

2 шаг: «Давай спланируем»:

  • планирование помещения для приготовления каш;
  • подготовка оборудования для приготовления каш и сервировки столов;
  • инструктирование детей по технике безопасности при приготовлении каш;
  • планирование занятий по приготовлению каш;
  • планирование фруктовых добавок к кашам.

3 шаг: «Приступаем к делу»:

  • составление рецептов каш и фруктовых добавок к ним;
  • практические занятия по приготовлению с активным привлечением родителей в процесс приготовления каш;
  • мастер классы, повара, родителей и учителя (практическая работа и показ презентаций) по приготовлению каш, сервировке стола;
  • активное привлечение волонтёров (бывших участников проекта) к занятиям по приготовлению каш;
  • составление «Идей для завтрака».

4 шаг: «Давай проанализируем»:

  • мониторинг своей деятельности по приготовлению каш согласно записям в «Дневнике наблюдений»;
  • сочинения по впечатлениям от занятий по приготовлению завтрака;
  • анализ собственных меню завтраков.

4 направление: активные игры


Это направление предоставит детям возможность узнать о важности активного образа жизни, увеличить количество активных игр, в которые играют дети, привлечь родителей и старших детей (волонтёров) к организации игрового времени и поддержке младших.

1 шаг: «Давай подумаем»:

Дети обсуждают и оценивают условия своей деятельности по пониманию важности активного образа жизни и подвижных игр.

2 шаг: «Давай спланируем»:

  • выбор местоположения спортивной площадки;
  • способы хранения в условиях школы спортивного и игрового оборудования;
  • создание плана разметки игровой зоны;
  • сбор привлекательных идей из журналов и книг, фотографий по спортивной площадке и игровой зоне;
  • сбор «Идей по подвижным играм и спортивным состязаниям».

3 шаг: «Приступаем к делу»:

  • каждодневные динамические музыкальные паузы;
  • практические занятия по изучению подвижных игр;
  • подвижные игры во время перемен и на уроках физкультуры;
  • спортивные состязания между классами;
  • составление собственных подвижных игр.

4 шаг: «Давай проанализируем»:

  • мониторинг своей деятельности по увеличению физической активности согласно записям в «Дневнике наблюдений»;
  • сочинения по впечатлениям от занятий подвижным играм;
  • составление детьми и родителями «Школьной программы физической активности».

В программе «Будь здоров!» есть очень важный момент – вовлечение учеников во все стадии процесса. Мы стремимся дать пищу для размышлений.
Очень важно записывать успехи проекта в журнале, а также регистрировать факты, чертежи.

Формируется активная группа родителей, старших школьников-волонтеров и младших школьников, пропагандирующих здоровый образ жизни через освещение данной проблемы в городской и районной газетах, телевидении. Они привлекают  внимание общественности нашего города и района к витаминизации учеников, организации здорового питания в школе.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.

Литература.

1. Конь И. «О здоровом питании школьников».
2. Маркова И.А. «Здоровое питание и мой ребенок».
3. Щелчкова Л.А. Наша программа здоровья // Начальная школа – 2000. – №10. – С. 26-30.
4. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1-4-х классов. (http://health.best-host.ru)
5. Программа «Будь здоров» Методическое пособие по реализации благотворительной программы «Будь здоров» – М. CAF Россия, 2012.–78с;
6. http://www.health4schools.ru/proiects/p/23/ – cайт социального проекта «Будь здоров».