Цель: выявление одарённых детей в образовательном процессе и развитие интеллектуальных, музыкальных, творческих способностей ребенка, а также приобретения навыков взаимодействия в группе.
Задачи:
- создание благоприятной психологической атмосферы во время игры для коллективного творчества;
- развитие внимания;
- развитие коммуникативных умений;
- обучение применению знаний, полученных на уроках, в условиях соперничества;
- воспитание интереса к урокам музыки.
Количество игроков: команды, из 3 человек. По 1 человеку из каждого 5,6,7 класса.
Время игры: 45 минут.
Место проведения: актовый зал.
Ведущий, жюри (экзаменационная комиссия).
Реквизит: экран с видео проектором, тесты, бумага писчая, ручки, для экзаменационной комиссии оценочные листы.
Описание игры.
Подготовительная часть. Всем участникам игры раздаются таблички-снежинки. Приветствие команд – предлагается представить себя.
1 конкурс: «Разминка» (заранее необходимо приготовить тексты-ребусов нот и букв). Оценка: за каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Максимальный – 10 баллов, общий балл 25б.
2 конкурс: «Музыкальный тест». Конкурс состоит из двух заданий. Командам предлагается ответить на вопросы теста по классам, связанные с музыкой (заранее необходимо приготовить тесты с вариантами ответов).
Оценка: за каждый правильный ответ присваивается 1 балл.
Первое задание теста дано по классам. В тестах выберите правильный ответ.Общий балл–15б.
Второе задание предложена подборка портретов композиторов. Соотнесите их с данным списком имён, например: 1 – в и т.д. Максимальный – 10 баллов, общий балл – 25б.
А теперь подвигаемся, поиграем «Елочки-пенёчки».
3 конкурс «Угадай-ка». Все команды смотрят видеофрагмент, которое в течение 1 минуты они должны угадать и ответить на задание ведущего. Для этого конкурса необходимо подготовить 5 видеофрагментов различных музыкальных произведений, длительность звучания не более 1 мин. Оценка: за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, общий балл – 5б.
4 конкурс «Давайте споём» Все капитаны команд вытягивают себе по бумажке с одним словом новогодней песни и исполняет её один куплет. Оценка: за конкурс даётся 1 балл. Критерии: правильность исполнения мелодии и слов, выразительность.
При подсчете итоговых оценок жюри, ведущая может разучить и исполнить вместе с командами песню-игру «Новогодний паровозик» (заранее необходимо приготовить текст песни и фонограмму).
Технологический этап. Сценарий игры «Знатоки музыки»
Звучат фанфары. Выходит ведущий
Ведущий. Если вы хотите сделать первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка–пища для мозга.
Добрый день! Здравствуйте! Сегодня в этом зале собрались те, кто любит, знает и живёт искусством.
Лучшим ученикам выпала честь блеснуть своими знаниями в области музыки.
Мы приветствуем Вас на интеллектуальной игре «Знатоки искусств».
Говорят, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.
В искусство нет прямой дороги,
Туда нельзя купить билет
Талант – лишь допуск на пороги,
А дальше – труд и поиск лет.[1]
– Итак, мы предлагаем Вам всем «потрудиться» и побродить по лабиринтам музыки и искусств. Ну а вначале давайте познакомимся.
Приветствие команд (1-3 мин.)
Каждая школа должна представить свою команду и записать на табличку-снежинку на столе своё название.
Команды поприветствовали друг друга, а теперь давайте познакомимся с «мэтрами» музыки, с нашим многоуважаемым жюри, которое будет оценивать ваши знания, ответы. (Представление членов жюри).
Начинаем игру. Все вопросы будут посвящены музыке.
1 конкурс «Разминка»
Конкурс состоит из двух заданий.
Есть одно забавное высказывание: «О музыке нужно писать нотами».[2](Болеслав Пашковский)
Давайте вспомним ноты, нотный ряд. На каждое задание даётся по 1 мин.
За первое задание 9 баллов, за второе максимально 26 баллов. Не забудьте записать название команды на листочках с ответами. Ответы сдаём жюри. (Приложение 1)
Переходим к следующему заданию.
2конкурс «Музыкальный тест».
Из всех наук и искусств всех древнее- музыка. (Квинтилиан) Не существует эпох, совсем незнакомых с музыкой. (Ромен Роллан)[3] Человечество годами, веками, тысячелетиями собирала, хранила, приумножила знания о музыке. А что знаете о музыке вы?
Конкурс состоит из двух заданий.
Первое задание теста дано по классам. В тестах выберите правильный ответ.Общий балл – 15б. (Приложение 2)
Второе задание предложена подборка портретов композиторов. Соотнесите их с данным списком имён, например:1–в и т.д. Максимально – 10 баллов (Приложение 2)
Ответы отдаём жюри. На задание 7-10 мин.
А теперь подвигаемся, поиграем «Елочки-пенёчки». (Приложение 3)
3 конкурс «Угадай-ка».
Вашему вниманию будут представлены видеофрагменты. Вы должны угадать их. Ответы пишем на листочках. За каждый ответ–1 балл (8 мин.)
- «Музыка – это язык чувств». [4] (Сухомлинский В.А.)
Как называется музыкальное произведение?[5] (Включается фрагмент, дети письменно отвечают)
- «Где не хватит слов, говорит музыка». [6](Ганс христиан Андерсен)
Определите музыкальный инструмент. [7](Включается фрагмент, дети письменно отвечают)
- «Мелодия–это мысль, это движение, это душа музыкального произведения».[8] (Д.Шостакович)
Назовите жанр музыкального произведения.[9] (Включается фрагмент, дети письменно отвечают)
- «Только величайшее искусство – музыка способно коснуться глубины души». [10] (Максим Горький)
Определите тембр голоса музыкального фрагмента.[11] (Включается фрагмент, дети письменно отвечают)
- «Без музыки–жизнь была бы ошибкой». [12] (Фридрих Ницше)
Назвать композитора.[13] (Включается фрагмент, дети письменно отвечают) (Приложение 3 - спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
4 конкурс «Давайте споём»
Разве есть на свете человек, который не любил бы петь. В волшебной шапке лежат слова из новогодних песен. Каждой команде–по одному слову. Вам нужно вспомнить и исполнить новогоднюю песню –один куплет или припев, где есть это слово. За исполнение песни – 1 балл. Жюри оценивает ваше исполнение.
Внимание! Черный ящик.
Прослушав музыкальный фрагмент, догадаться, что лежит в черном ящике, подняв табличку с названием команды (Конфеты). Детям раздаются конфеты. (Приложение 3 - спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
Подведение итогов.
Все испытания вы прошли достойно, а теперь многоуважаемое жюри подводит итоги игры. А мы предлагаем вам выучить новую, забавную песенку на новый год.
«Свежая музыка–освежает настроение». [14]
Песенка называется «Весёлый паровоз». (Приложение 4)
– Повторяем и учим слова песни.
– Образовали паровоз, слушаем, поём и двигаемся на остановках под музыку.
Рефлексивный этап. Награждение победителей
Звучат фанфары.
– Предоставляем слово жюри.
Награждение победителей грамотами, участников игры сертификатами.
– В заключение, хочется сказать словами Дмитрия Дмитриевича Шостаковича:«Любите и изучайте великое искусство музыку. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые неведомые вам прежде силы вы увидите жизнь в новых тонах и красках».[15] Спасибо всем!
Гиперссылки.
1. http://muzikachashi.ucoz.ru/publ/stati/vyskazyvanija_o_muzyke/1-1-0-3 (высказывания о музыке)
2. https://lossofsoul.com/LIFE_IS/Music/aphorism.htm (Болеслав Пашковский)
3.http://aforizmi-i-citati.ru/razlichnye-temy/2352-czitaty-so-smyslom-o-muzyke.html (афоризмы-цитаты на различные темы)
4. http://aforism.ru/678937 (афоризмы Сухомлинский В.А.)
5.http://videobox.tv/video/9377132/ (А.Корейво Кармен-сюита Ж.Бизе)
6.http://aphorism-citation.ru/index/0-279 (Ганс христиан Андерсен)
7. http://www.youtube.com/watch?v=qPNtI2wM9Yo (органная фуга И.С.Баха)
8.http://aforizmi-i-citati.ru/razlichnye-temy/2348-czitaty-pro-muzyku-i-dushu.html (Д.Шостакович)
9. http://vk.com/video1008329_168021725 (песня из мюзикла «Кошки» Уэббера)
10. http://www.choir.unn.ru/forum/showthread.php?t=91 (Максим Горький)
11.http://www.youtube.com/watch?v=pNG0BbmNMps (Вторая песнь снегурочки оп. Снегурочка Н.А.Римский-Корсакова)
12.https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0 (Фридерик Ницше)
13.http://www.youtube.com/watch?v=j4VcHqg-4IQ («Щелкунчик» балет П.И.Чайковского)
14. http://пишем.рф/tema/nastroenie/ ( афоризмы про настроение)
15.http://icite.ru/25724/citaty/shostakovich_dmitrij/lyubite_i_izuchajte_velikoe#.VpTtExHUiM8 (Д.Шостакович)