Урок технологии "Тонколистовой металл. Искусственные материалы". 5-й класс

Разделы: Технология, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 5


Раздел: «Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема: «Технологии ручной  обработки металлов и искусственных материалов»

Урок. «Тонколистовой металл. Искусственные материалы»

Цель урока: ознакомить обучающихся с конструкционным материалом-пластмассой; область применения, образцы, использования пластмасс, научить учащихся различать материалы по свойствам, цвету, качеству; научить подбирать материал или заготовку для изделия с учетом качества и характеристик материала; дать сведения о рабочих профессиях, связанных с производством пластмасс, показать применение этого материала в быту.

Задачи:

  • обучения: добиться усвоения учащимися знаний о пластмассе как о конструкционном материале и областью их применения, видами, свойствами; познакомить с основными рабочими профессиями, связанными с производством пластмасс.
  • воспитания: сформировать культуру общения при работе в группе. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать и воспитывать экологическое мышление и культуру.
  • развития: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Дидактические средства обучения: образцы пластмасс, образцы заготовок (органическое стекло, поролон, полиэтилен, пенопласт, текстолит, гетинакс) 

  • Учебник технологии (Тищенко А.Т. Симоненко В.Д.  Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.: Вентана-Граф, 2013, –  192с: ил.   §19)
  • Электронный учебник. (Тищенко А.Т. Симоненко В.Д.  Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.: Вентана-Граф)
  • Рабочая тетрадь  (Тищенко А.Т. Буглаева Н.А. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.: Вентана-Граф)

Оборудование: ёмкость с водой, ножницы, ножовка по металлу, клей ПВА, Момент, кисточки. Опыт (пиление на станке) учитель проводит самостоятельно.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа –  проведение опытов.

Тип урока: комбинированный (урок закрепления полученных знаний и изучение  новых знаний)

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики:
– проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

– понимание о определение понятий темы: искусственные материалы  (органическое стекло, поролон, гетинакс, полиэтилен, пенопласт,)
– уметь различать искусственные материалы. Знать их свойства.
– научится правильно подбирать материалы для изготовления изделий.
–  участвовать в коллективной деятельности при выполнении практической работы.

– планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
– извлечение необходимой информации из книги, беседы, рассказа.  Выработка алгоритма действий.
– учебное сотрудничество (умение договариваться,  распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Ход урока


п.п.

Этапы урока

Цель этапа

Время

Деятельность
учителя

Деятельность учащегося

Приемы УУД

1

Организационный момент

Активация учащихся

2
мин.

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению урока, настрой на работу.

Приветствие учителя, контроль своей  готовности к предстоящему уроку.

Личностные: мобилизация внимания,умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Постановка цели и задачи урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

3
мин.

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Помогает, советует в планировании  и решения проблемы.
проблема:
Необходимо приобрести грабли.
(какой материал изготовления предпочтителен металл или  пластмасса?)

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: целиполагание, прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Настраивает учащихся на исследование.
Предлагает ответить на вопросы:
Что представляют  собой грабли? Как можно их использовать? Какие материалы вы знаете? С какой информацией вы познакомились на прошлом уроке, дома? Для чего вы находили эту информацию?

3

Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизировать их.
Проверка домашнего задания. Научной информации о пластмассах.

10 мин.

 Предлагаю ответить на вопросы:
1. Вспомним определение Металлы?
2. На какие две группы подразделяются металлы?
Откроем электронный учебник стр.96. Значок проверка знаний.
Зачитываем 6 абзац по эл. учебнику. Перелистаем на 98 стр. Значок проверка знаний.
3. Вспомним определение искусственных материалов
(показ презентации слайд 1, слайд 2)

 

 

Ответы учащихся.

 

Каждый заполняет таблицу.

Ответы учащихся.
Выбирают по одному представителю каждого вида пластмасс для выполнения опытов.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний,  выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учащиеся, выполняя задание, без ошибок получают красный жетон, сделав одну ошибку синий жетон.
По итогам двух таблиц и устных ответов: 2 красных «5» 1 красный и 1 синий «4» 2 синих «3»

4

Первичное усвоение новых
знаний.

Организовать исследовательскую деятельность. Напомнить методы исследования (наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, счет,
измерения. сравнения) подготовить учащихся к  осмысленному восприятию новой информации.

25 мин.

Организовывает учащихся на исследовательскую деятельность, участвует в исследовательской, практической работе.
Учитель совместно с учениками формулирует и обсуждает правила безопасной работы при выполнении практической работы.

Ставят перед собой Задачу – получить как можно больше сведений об исследуемом материале. Делятся по парам. Участвуют в практической работе, обсуждают, оформляют  свои результаты.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; извлекать  необходимую информацию из прослушанного,  структурировать знания.
Регулятивные: планирование, определение последовательности промежуточных целей; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи;  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Класс делится на 6 групп. Результаты опытов записывают в тетрадь.
1 группа Свойства материала (твердый, мягкий, прозрачный, непрозрачный)
2 группа пиление материала (слесарная ножовка)
3 группа разрезание материала (ножницы канцелярские)
4 группа плавучесть материала
5 группа склеивание материала                                                                                             
6 группа сверление отверстий

5

Первичная проверка знаний

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

7 мин.

Анализирует с детьми результаты исследования, записанные в тетради, напутствует в выдвижении выводов, предлагает использовать другие методы, сравнить полученные результаты.

Беседуют, анализируют, выдвигают тезисы. Пытаются применить различные методы.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: принятие решения и его реализация

Из  библиотеки принести 3 книги и найти информацию о пластмассах.
Сверить полученную информацию. В случае обнаружения ошибки найти источник ошибки, найти еще источник информации.

6

Первичное закрепление

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление полученных знаний учащимися.

7 мин.

Организует деятельность по применению новых знаний на практике, в различных ситуациях, консультирует.

Беседуют,
Эл. учебник стр. 100 № 6 ознакомление с таблицей.
Рабочая тетрадь стр.33 таб.№2  заполнить таблицу.

Личностные: умение выделить нравственный аспект
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные: составление плана и последовательности действий
Коммуникативные: постановка вопросов–  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

7

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

5
мин.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения практической работы. Консультирует, советует, помогает.
Ознакамливает учащихся с вариантами изделий выполненных из пластмассы (слайд 3)

Предъявляют результаты практической работы. Выявляют особенности материала. Отвечают на вопрос: Необходимо приобрести грабли
(могут ли они быть пластмассовые)

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения
Познавательные: рефлексия способов и условий, контроль и оценка процесса результатов деятельности
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

8

Информация о домашнем задании

 Обеспечить понимание учащимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

4 мин.

Три уровня домашнего зд.
Стандартный: Ответить письменно в тетради на вопросы после параграфа.(эл.учебник стр.100-101)
Повышенный:  Провести анкетирование родителей и результаты записать в таблицу. Тема: «Предметы из пластмасс, с которыми вы сталкиваетесь»
Творческий: Составить технологическую карту изготовления грабель

Осознают вариативность домашнего задания

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения
Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов выполнения дом задания
Регулятивные: составление плана и последовательность действий при выполнении домашнего задания
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли

9

Информационная минутка

Заслушать сообщение подготовленное учащимся. Тема:
 «Профессии связанные с производством пластмасс»

15 мин.

Учитель контролирует, знакомится с информацией.

Знакомятся с информацией, задают вопросы, узнают новые профессии.

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.
Познавательные: структурирование знаний, интерес к профессиям
Регулятивные: выделение и осознание нужной информации.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли

10

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

7 мин.

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценку за урок.

Дают анализ своей деятельности на уроке и деятельностью своих товарищей.

Личностные: ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях
Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли

11

Рефлексия деятельности.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального  состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

5 мин.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы, выдвигают свои идеи. Ставят логические рассуждения.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжить учение.
Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли

Рефлексия деятельности на уроке: Прием «Утверждение»

  • Я узнал (а) много нового…
  • Мне это пригодится в жизни…
  • На уроке было над чем подумать…
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока я получил(а) ответы…
  • На уроке я работал(а)добросовестно и цели урока достиг(ла)

Рефлексия содержания учебного материала: Прием «Синквейн»  слайд

Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Карточка с изображением лица. (улыбка, огорчение, разочарование)

Приложение 1