Введение
Игра по информатике может быть проведена как внеурочное соревновательное мероприятие между сборными командами образовательных учреждений города среди обучающихся 10-11 классов, поэтому ее организацией надо заниматься на общем совещании или городском методическом объединении (ГМО) учителей информатики. Там же принимать и утверждать Положение ИГРЫ (Приложение 1). После утверждения на ГМО Положения в образовательные учреждения высылается Бланк Заявки на участие (Приложение 2), которую они подают в определенные сроки.
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности, мышления, является игра. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых и непременно влияет на развитие личности.
Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности. Участвуя в игре, учащийся проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления.
Интеллектуальная игра – неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она дает возможность каждому ученику продемонстрировать приобретенные общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым формируя стимулы саморазвития.
Сущность данного общегородского мероприятия заключается в том, что команды учеников города соревнуются между собой, решая умственные задачи. Рискуя, ошибаясь, они преодолевают трудности перед поставленными целями и задачами.
Цели:
- Развивающая: мотивация к развитию интеллектуально-познавательных навыков на основе творческой активности; повышение интереса к предмету «Информатика и ИКТ».
- Воспитательная: формирование общекультурных ценностей; умение работать в коллективе; развитие лидерских способностей.
Задачи:
- Образовательная – выявить и поддержать одаренных и талантливых учеников; мотивировать к учебно-познавательной деятельности в области ИКТ.
- Воспитательная – содействовать воспитанию культуры общения, потребности самовоспитания; формированию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, терпимости; умению работать в группе.
- Развивающая – развивать логическое мышление, внимательность, самоконтроль; память, внимание, воображение, абстрагирование, сосредоточенность и др.
Участники:
- Организатор (ы) – ведущий игры: приветствует и рассаживает гостей, участников и т.д.; объявляет правила игры; следит за ходом игры, в т.ч. регламентом, раздает и собирает Протоколы и др.
- Жюри.
- Команды учащихся – 4 чел. из 10-11 классов образовательных учреждений города.
- Учителя информатики.
Время проведения: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория (кабинет, актовый зал).
Оборудование и другие необходимые предметы: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Структура игры: (Положение – Приложение 1)
- Открытие мероприятия. Вступительное слово организатора (ов), председателя жюри.
- Знакомство с условиями участия в игре.
- Раздача материалов для участия.
- Игра.
- Подведение итогов / просмотр видеороликов по определенной тематике.
- Награждение, поздравление.
- Рефлексия.
ХОД ИГРЫ
1. Открытие мероприятия. Мотивация. Определение цели и задач
Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашей игре «ИКТ-БИРЖА», которая проводится 2 раза в год – весной и осенью. Данная интеллектуальная игра проводится среди «лучших знатоков и любителей» дисциплины «Информатика и ИКТ». Посмотрите, здесь собраны команды со всего города.
Цель нашей встречи заключается в том, что сегодня вы, как на настоящей бирже, будете делать ставки и с помощью своих интеллектуальных способностей зарабатывать не деньги, а баллы. Соревнуясь между собой, кто-то будет выигрывать, кто-то проигрывать, но в итоге выиграет та команда, которая в конце игры наберет максимальное количество «денег, простите, баллов».
2. Зачитываются правила игры(Приложение 3).
3. Раздается материал:
Командам: Протокол (Приложение 5), Задания игры (Приложение 4). А также раздаются черновики, ручки, разрешается пользоваться калькулятором).
Членам жюри: Задания игры (Приложение 4), ответы (Приложение 6).
4. Время игры
5. Подведение итогов: члены жюри собирают заполненные Протоколы команд и уходят подводить итоги. В это время ученикам предлагается посмотреть видеоролики на тему «Информационно-коммуникационные технологии» (на усмотрение организаторов конкурса): ИКТ-новинки, «профессии Будущего» в сфере ИКТ, «Час кода» или другое. После выявления победителей и призеров жюри подписывает ранее заготовленные Грамоты (Приложение 7).
6. Поздравление ребят Председателем жюри, вручение грамот, сладких призов, общее фото и слова благодарности за участие.
7. Рефлексия: в заключении учащиеся излагают свои мысли о пройденной интеллектуальной игре, высказывают свое мнение, несогласие, недовольство, задают вопросы, высказывают пожелания и т.д.
Заключение
Задача всех учителей состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление обучающихся к активной познавательной деятельности.
Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. «ИКТ-Биржа» заставляет ребят рисковать, развивать интуицию, проверять свои гипотезы, делать ставки – все, как в настоящей взрослой жизни, к которой они так стремятся, вот почему эта игра так их увлекает и в последующие разы, они с огромным интересом и ожиданием участвуют.
Литература
- Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения [Текст]: учеб./В.С. Безрукова. – М.: «Сентябрь», 2004.
- Усова С.И., преподаватель учетно-финансовых дисциплин. Методическая разработка из Интернет.
- Красинская Елена Валентиновна. Небольшая «шпаргалка» из Интернет.
- Задачи из Положения №4 взяты из различных источников сети Интернет.