Актуальность: Лечение травами известно с давних времен. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки из трав, таблетки на травяной основе занимают достойное место. В наших лесах много растений, которые помогают от всех болезней, но запасы их не безграничны. Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и всемерно охранять.
Проблема: Узнать, какие лекарственные растения растут на территории сибирского региона, какую пользу они приносят людям и какие из них можно вырастить самим?
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с лекарственными растениями и травами Сибири и Красноярского края.
Задачи:
- создать условия для расширения и уточнения представлений дошкольников о лекарственных растениях и травах сибирского региона;
- вызвать интерес к объектам растительного мира, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
- рассказать о простейших способах использования растений и трав для лечения;
- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, формировать у детей убеждение, что красота и польза природы бесценны, поэтому ее надо охранять.
Сроки работы над проектом: январь – апрель 2016 г.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители (законные представители)
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально-технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Формы и методы работы:
- работа с разнообразными источниками информации;
- непосредственно образовательная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- игровая деятельность;
- экспериментально – опытническая деятельность;
- выставки, конкурсы;
- презентация.
Ожидаемый результат:
Дети:
– имеют представление о лекарственных растениях и травах, их пользе и применении;
– знают и называют лекарственные растения и травы Сибири и Красноярского края;
– проявляют природоохранное отношение к природе родного края;
– приняли участие в конкурсе экспозиций мини-музея «Мы живем в Сибири».
Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – беседа по теме «Лекарственные растения», выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта: участие в конкурсе экспозиций мини – музея «Мы живем в Сибири».
План реализации
Формы и методы |
Название мероприятия |
Информационный калейдоскоп |
Цикл бесед на тему «Растения, которые лечат»: |
Непосредственно – образовательная деятельность |
– «Ей нельзя без снега, без Сибири» – занятие-игра; |
Экспериментально – опытническая деятельность |
– «Сибирский ананас» – исследование кустарника облепихи; |
Игровая деятельность |
– Д/и «Что где растет?»; |
Продуктивная деятельность |
– «Необыкновенные подарки» – художественно-конструктивное творчество; |
Наблюдения, экскурсии |
– «Калинка, калинка моя» – наблюдение; |
Презентация |
– «Лекарственные растения Сибири и Красноярского края» |
Выставки, конкурсы |
– конкурс экспозиций мини-музея «Мы живем в Сибири»; |
Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Лекарственные растения Сибири»;
- организация экскурсий с детьми (лес, поле, луг, аптека);
- конкурс загадок «Здравствуй, маленький цветок», придуманных совместно с детьми;
- сбор народных рецептов – «Золотые рецепты Сибири»;
- участие в акции «Я растенья эти знаю, берегу и охраняю».
Используемая литература:
- «Экологические проекты в детском саду», О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
- «Познание мира растений»: занятия с детьми 4-7 лет, М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.