Проект "Лекарственные растения Сибири"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность: Лечение травами известно с давних времен. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки из трав, таблетки    на травяной основе занимают достойное место. В наших лесах много  растений, которые помогают от всех болезней, но запасы их не безграничны. Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и всемерно охранять.

Проблема: Узнать, какие лекарственные растения растут на территории сибирского региона, какую пользу они приносят людям и какие из них можно  вырастить самим?

Цель:  Ознакомление детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с лекарственными растениями и травами Сибири и Красноярского края.

Задачи:

  • создать условия для расширения и уточнения представлений  дошкольников о лекарственных растениях и травах сибирского региона;
  • вызвать интерес к объектам растительного мира, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
  • рассказать о простейших способах использования растений  и трав для лечения;
  • воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, формировать  у детей убеждение,  что красота и польза природы бесценны, поэтому ее надо охранять.

Сроки работы над проектом:  январь – апрель 2016 г.
 
Участники проекта: воспитатели, дети, родители (законные представители)

Вид проекта:  информационно – исследовательский.

Ресурсы  обеспечения проекта:  

  • Кадровые: воспитатели.
  • Информационные: методические разработки,  презентации,  научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
  • Материально-технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары,  музыкальный центр, ноутбук, цифровой фотоаппарат.

Формы  и методы работы:

  • работа с разнообразными источниками информации;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • экспериментально – опытническая деятельность;
  • выставки, конкурсы;
  • презентация.

Ожидаемый результат:

Дети:
– имеют представление о   лекарственных растениях  и травах, их пользе и   применении;
– знают и называют лекарственные растения и травы   Сибири и Красноярского края; 
– проявляют природоохранное отношение к природе родного края;
– приняли участие в конкурсе экспозиций мини-музея «Мы живем в Сибири».

Этапы реализации проекта:

  • Исследовательский – беседа по теме «Лекарственные растения», выявление проблемы.
  • Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного  и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
  • Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию  разных видов детской деятельности.
  • Заключительный – оценка эффективности реализации проекта: участие в конкурсе экспозиций мини – музея «Мы живем в Сибири».

План реализации

Формы и методы

Название мероприятия

 

Информационный калейдоскоп

Цикл бесед  на тему «Растения, которые лечат»:
– «О чем рассказал цветок мать-и-мачехи»;
– «Душистая мята от всех болезней приятна»;
– «Великий путешественник»;
– «Могучий доктор»;
– «Старинный лекарь».

 

Непосредственно – образовательная деятельность

– «Ей нельзя без снега, без Сибири» – занятие-игра;
– «Знакомство с волшебной травкой»;
– «Ароматный доктор» – занятие-сказка;
– «Сказка пестрого луга»;
– «Заколдованная страна» – итоговое мероприятие;
– «Я растенья эти знаю, берегу и охраняю» – природоохранная акция.

 

 

Экспериментально – опытническая   деятельность

– «Сибирский ананас» – исследование кустарника облепихи;
– «Чемпион по витаминам» – исследование ягод шиповника;
– «Травка – духи» – мелисса лекарственная.
– «Аптека на окне»;
– «Фитобар».
– Коллекционирование лекарственных растений.
– Сбор лекарственных трав (иллюстрации).

 

 

Игровая деятельность

– Д/и «Что где растет?»;
– Д/и «Узнай по запаху»;
– Д/и  «Вспоминай и называй»;
– Д/и «Лекарственные растения», «Кузовок»;
– Д/и «Расскажи о своем зеленом друге»;
– Д/и «Вершки и корешки»;
– С/ Р игра «Маленький доктор»;
– С/ Р игра «Аптека»;
– игры-импровизации.

 

 

Продуктивная деятельность

– «Необыкновенные подарки» – художественно-конструктивное творчество;
– «Дикая роза» – конструирование;
– «Маленький доктор» – художественно-конструктивное творчество;
– «Мой лужок» – рисование;
– «Экологический вестник» – газета для родителей;
– «Золотые рецепты Сибири» – оформление альбома;
– экспозиция мини – музея «Лекарственные растения Сибири».

 

Наблюдения, экскурсии

– «Калинка, калинка моя» – наблюдение;
– «Ароматные родственники» – наблюдение;
– «Ромашки в белых платьицах» – наблюдение;
– «Зеленая аптека» – экскурсия в аптечный ларек.

Презентация

– «Лекарственные растения Сибири и Красноярского края»

 

Выставки, конкурсы

– конкурс экспозиций мини-музея «Мы живем в Сибири»;
–  «Здравствуй, маленький цветок» – конкурс загадок о лекарственных растениях, придуманных детьми и их родителями.

Работа с родителями:

  • информирование родителей о содержании и задачах проекта «Лекарственные растения Сибири»;
  • организация экскурсий с детьми (лес, поле, луг, аптека);
  • конкурс загадок «Здравствуй, маленький цветок», придуманных совместно с детьми;
  • сбор народных рецептов – «Золотые рецепты Сибири»;
  • участие в акции «Я растенья эти знаю, берегу и охраняю».

Используемая литература:

  1. «Экологические проекты в детском саду», О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
  2. «Познание мира растений»: занятия с детьми 4-7 лет, М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.