Предлагаем Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. В ходе занятия у детей закрепляются знания о зимующих птицах: почему их так называют, чем питаются, почему не улетают в теплые края? Дети упражняются в согласовании числительного с именами существительными. Также занятие направлено на развитие зрительного восприятия, логического мышления, общей и мелкой моторики; на воспитание у детей желания помогать зимующим птицам.
Задачи:
- Активизация словаря.
- Обучение сравнению птиц.
- Согласование числительного с именами существительными в косвенных падежах.
- Развитие зрительного восприятия, логического мышления, мелкой и общей моторики, координации движений с речью.
- Воспитание желания оберегать и помогать зимующим птицам.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц (синица, воробей, ворона, голубь, снегирь, дятел ), сюжетная картина «Как дети кормили птиц», мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки. (По мере отгадывания логопед выставляет на доске предметные картинки):
За синие крылья она так зовется И в холод и в зной ей так звонко поется! В рубашечке желтой, и впрямь невеличка, Так как же ее назовешь ты? (Синичка) |
Красногрудый, чернокрылый, |
Озорной мальчишка |
Тук-тук, тук-тук. |
2. Игра «Эрудиты»
— Какое сейчас время года?
— Каких птиц мы можем видеть зимой?
— Почему эти птицы называются зимующими? (Потому что остаются зимовать на родине).
— Чем питаются зимующие птицы?
— Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края? (Потому что могут найти себе корм).
— Кто помогает птицам зимой?
3. Игра «Посчитаем птиц» (по сюжетной картине)
— Посмотрите, сколько прилетело птиц в кормушку. Давайте посчитаем:
1 воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьев.
1 синица, 2 синицы, 3, синицы, 4 синицы, 5 синиц.
1 снегирь, 2 снегиря, 3 снегиря, 4 снегиря, 5 снегирей.
4. Игра «Договори предложение»
В кормушку прилетело ... 2 снегиря.
Мы дадим корм ... двум снегирям.
Мы заботимся о ... двух снегирях.
Мы любуемся ... двумя снегирями.
5. Физминутки (любая по выбору)
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, | Хлопать опущенными руками по бокам. |
В красных майках снегири. |
Делать наклоны головой вправо—влево |
Распушили пёрышки, |
Делать частые потряхивания кистями обеих рук. |
Головой вертят, |
Делать повороты головой вправо-влево. |
Кыш! Кыш! Улетели! |
Бегать, изображая полет птиц. |
«Птицы»
Птицы крыльями махали — всё летали и летали, Птицы в воздухе кружились, На дорожку опустились, По дорожке поскакали, Крошки, зёрнышки искали. |
Дети выполняют движения по тексту. |
6. Игра «Скажи про 5» (картинки ветки, кормушки, воробья, сороки, вороны, снегиря, дятла, голубя, синицы)
— На ветке 1 воробей, а в кормушке? (На ветке 1 воробей, а в кормушке 5 воробьёв и т.д.).
7. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Воробей маленький, а ворона...
У синички хвост короткий, а у сороки...
Голубь тяжёлый, а воробей...
У синички клюв тонкий, а у вороны ...
8. Итог
— Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Дети отвечают)
— А что мы должны сделать для зимующих птиц? (Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек).