Урок-соревнование по теме "Деление с остатком". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Предметные: используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления с остатком.

Личностные: проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности.

Метапредметные:
– регулятивные: составляют план выполнения заданий в группе и самостоятельно;
– познавательные: записывают выводы, решения задач и примеров на индивидуальных  листках;
– коммуникативные: умеют уважительно относиться к позиции другого, договориться, работать в группе

Ресурсный материал: жетоны для получения итоговой отметки; плакаты для устных упражнений, карточки-задания для письменной работы.

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы будете соревноваться в группах и индивидуально по изучаемой теме, каждый из вас получит отметку за урок. Чтобы получить «5» необходимо набрать 9 зелёных жетонов и более; для отметки «4» достаточно 7 зеленых жетонов, если вы наберёте всего 4-6 жетонов, то за урок вы получите только «3». Кроме того, за некоторые задания я или жюри  будем выдавать желтые (он равен двум зеленым) жетоны и красные (он равен трём зеленым жетонам).
Скажите, ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Какие компоненты действия деления с остатком вы знаете?
Для работы на уроке мы с вами образуем группы по 3 – 4 человека (1-2 парты и 3-4 на каждом ряду).
Итак, соревнование начинается. В добрый путь!

I. Устная работа по актуализации знаний.

1. Эстафета

№ 540 – задания записаны на доске по группам, ответ скрыт, последний ученик сверяет со своим ответом, если пример решен правильно, то вся команда получает по 1 зеленому жетону.

2. Будь внимательным. Задание индивидуальное.

Каждому ученику выдано задание на листке (Приложение 2), необходимо в кружки поставить букву И или Л

324 х 105 – 75150 : 75 + 6092

1) Второе действие в примере вычитание –
2) Первым действием можно выполнить деление –
3) Произведение чисел 354 и 105 больше 1000 –
4) 75150 : 75 = 12 –

Проверка осуществляется по плакату (Приложение 1) с правильными ответами. Если ученик выполнил всё правильно, то он получает зелёный жетон.

3. Подумай и запиши! № 536 (Приложение 3) (при выполнении задания ученикам необходимо запомнить кто на каком месте записал число, количество жетонов равно количеству верных ответов, кто ответил не верно жетон не получает).

II. Проверка и оценка знаний и умений учащихся. Викторина «Что? Где? Сколько?»

Учитель: Ребята, второй этап нашего урока-соревнования – викторина. Этап – письменный, поэтому откройте тетради, запишите число, тему урока. На выполнение каждого задания отводится 2 минуты. Работу оценивает жюри. За каждое верно выполненное задание вы получите жетон.  

1. Заполните таблицу (Приложение 2)

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

397

39

 

 

 

84

100

11

2. Решите задачу (Приложение 5).

Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 15 секунд умирает человек. Сколько человек умирают от последствий курения на планете за один урок?

Физкультминутка

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.

3. Решите задачу (Приложение 4).

В летнем лагере в каждой комнате можно поселить 4 человека. Какое наименьшее количество комнат необходимо для 185 детей?

4. Найдите делимое, если:

а) d : 4 = 13 (ост 2)
б) m : 54 = 2 (ост 53).

III. Самостоятельная работа «Личное единоборство» (Приложение 7)

Учитель: Ребята, следующий этап урока – индивидуальный, задание вы должны выбрать себе сами по своим силам. Цвет карточки говорит о том, какой жетон вы получите при правильном выполнении задания.

1. (на красном фоне) При делении числа на 60 получилось частное k и остаток 46. Найдите частное и остаток при делении данного числа на 15.

2. (на зелёном фоне) Частное двух чисел равно 12. Каким будет новое частное, если делитель увеличить в 6 раз?

3. (на желтом фоне) Частное двух чисел равно 24. Каким будет новое частное, если делимое увеличить в 3 раза, а  делитель увеличить в 6 раз?

IV. Итог урока

Учитель: Ребята, вы сегодня плодотворно потрудились. Поставьте себе отметку в соответствии с критериями, озвученными мною в начале урока. Довольны ли вы своими успехами?  На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить похвалу (Приложение 6).

V. Домашнее задание: п. 13, повторить п. 12; № 550 (б, г); 553 (б); 555 (в, г); 556 (а).

Приложение 8