План-конспект открытого урока по речевому развитию младших школьников со сложной структурой дефекта. Урок коррекции "Да здравствует вежливость!"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


В интернате III вида  среди детей с нарушением зрения обучаются воспитанники, у которых наряду со зрительной депривацией имеются нарушения интеллекта. Именно для таких детей в коррекционном блоке дисциплин введен курс речевого развития, как основы формирования всех психических функций, эмоциональной сферы, вербальных и невербальных средств коммуникации и, в конечном счете, решения вопросов адаптации в общество. При проведении каждого урока по речевому развитию ставятся не только обучающие, воспитательные, но и коррекционные цели.

ХОД УРОКА

– Ребята, сегодня к нам пришли гости и чтобы настроение у всех было хорошее, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы у всех на душе было светло и радостно, ведь от улыбки даже хмурый день светлей.
Начинаем урок коррекции, который мы сегодня посвятим вежливости и волшебным словам.

– Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном:

Его зовут, ... а впрочем, лучше мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите» произносить он не привык.
Простого слова «Извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече:  «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!» он вместо «здравствуй!» говорит.
А вместо слова «До свидания!» не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание: «Ну я пошел, ...пока! Всего» (А.Барто)

Уже середина урока, уже который час? Открылась дверь широко
И входит Владик наш. Почему же, отчего же опоздал ты так, Влад?
Владик: «Наталия Семеновна, мы в трамвае ехали – собаку переехали, от испуга лает, бедная, и вокруг все бледные, и все рыдают бедные.
Но я рукою твердою беру иголок дюжину и пришиваю морду и хвост туда, где нужно.
Собака, оживая, встает из-под трамвая, встает из-под трамвая. – «Привет», – говорит, – жива я».
Саша: "Он расскажет сто историй.
Он найдет пятьсот причин. Я, во-первых, болен корью (передразнивает). Во-вторых, "Я зуб лечил."
Владик: "В-третьих, умер я, ребята" (все хохочут).
"А в-четвертых, вру не я: у меня во рту запрятан аппаратик для вранья. Я не врать бы очень рад. – Врет проклятый аппарат" (все смеются...).
Учитель: "Как нам Влада отучать от вранья?"
Саша: "Приложить ко рту печать?"  (учитель) Нет.
Ключ приделать к языку? Нет.
Саша: Нет, кричать ему «Ку-ку!»
(Все обрадовано) Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Владик: Что придрались к пустяку? (тихо) Ну, проспал я на боку...
Саша: Ах! Вот это не «ку-ку!»

Учитель: Ребята, вот мы с вами уже несколько классных часов говорим о культуре поведения, разве это пустяк опоздать на урок? Все «Нет».
Даша, как можно расценить поступок Владика, как он поступил?

Даша: Владик поступил не вежливо.

Учитель: А что вообще такое вежливость? Какое поведение мы называем невежливым, а какое вежливым?

Саша: Вежливый – уважающий окружающих, соблюдающий правила приличия.

Учитель: Ты совершенно права, Саша. Буквальное значение слова «вежливый» – знающий, как себя вести, уважающий окружающих.
Ребята,  а по отношению к кому был невежлив Владик?

Саша: По отношению к учителю, прежде всего, и ко всем нам.

Учитель: Ребята, а как правильно надо было поступить опоздавшему?

Владик: Надо было постучать, поздороваться, извиниться, попросить разрешения войти (разрешите, пожалуйста, войти?), выслушать ответ,  и объяснить честно причину опоздания.

Учитель: Ты прав, Владик. Именно так поступает вежливый воспитанник, думаю, что таким и будешь, ты всегда будешь помнить, что не следует забывать прежде всего здороваться, а потом все остальное.

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали.
Хотя были совсем не знакомы.
Что особенного мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? –

спрашивает поэт Владимир Солоухин.
Но мы-то с вами знаем ответ на вопрос и дадим ответ хором:
Потому что «Здравствуй» – лучшее из слов, потому что «Здравствуй» – значит, «Будь здоров». Будем же и мы всегда желать здоровья всем знакомым, близким и родным.
Давайте повторим вежливые слова, которые мы изучали на уроках коррекции: назовите
– слова приветствия: (здравствуйте, добрый день, вечер, утро, привет);
– слова прощания (до свидания, всего хорошего, всего вам доброго, счастливого пути, до завтра, пока и другие).

Кроме вежливых слов, которые вы узнали и назвали сегодня, еще есть очень много волшебных слов обращения с просьбой, благодарностью, разрешения, извинения и других, с которыми мы познакомимся уже на следующих занятиях по коррекции и закрепим те, что узнали сегодня. Хорошо ли мы их запомнили?
Назовите слова вежливого обращения с просьбой: (Будьте добры, пожалуйста, если вас не затруднит, позвольте, будьте любезны).
Слова извинения (простите, извините).
Слова благодарности (благодарю, спасибо, я вам признателен).

– А теперь мы немного устали и давайте проведем физическую паузу:

На болоте две лягушки, две знакомые подружки
Рано утром умывались, полотенцем вытирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вот здоровья в чем секрет –
Всем друзьям физкульт – привет!..

– А сейчас познакомимся с этимологией вежливых слов. Что такое этимология, мы проходили это понятие на прошедшем уроке коррекции, вспомните?
Этимология – это происхождение слов (отвечает ученик).
Я хочу обратить ваше внимание на происхождение именно вежливых слов:
Слово «Спасибо» – старинное слово – «спаси Бог»– спаси вас Бог – спаси вас Бог за ваши добрые дела.
«Благодарю» – благо дарю, дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость).
Слово «вежливый», дети, произошло от древнерусского слова «вежа», что значит знаток (ведать – знать). Буквальное значение слова «вежливый» – знающий, как себя вести, уважающий окружающих.
А слово "Здравствуй – значит будь здоров".
Молодцы.
Говорят, глаза – зеркало души. Чтобы подготвить наши глазки к важной работе, проведем зрительную паузу.

– А теперь, ребята, поговорим о том, как мы должны произносить волшебные слова, например, слова обращения с просьбой. Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение окружающих.

От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется. (Звучит тихая музыка  В. Шаинского «Улыбка»!)

Изменение выражения лица происходит с помощью лицевых мышц. Это и называется мимикой. Важное значение играет выражение глаз.
Совсем другое выражение лица у человека, обращающегося с извинениями. Оно не должно быть недовольное, а тон презрительным, лицо должно быть грустное, а его выражение, как и выражение глаз просящее. 
Покажите с помощью графических изображений на интерактивной доске радостного человека, удивленного человека, грустного человека. (Приложение 1)
А теперь, пожалуйста, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе...» радости, успехов, счастья, удачи т.д.

– А теперь проведем дыхательную гимнастику. Прослушайте короткое стихотворение:

На высокой тонкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.

– О чем это стихотворение? (Ответы детей).

Представим себя ветерком:
Глубоко вдохнули через нос, а выдохнули через рот и так три раза. Дуем посильнее, чтобы белые зонтики нашего первоцвета разлетелись как можно дальше, а они-то и принесут нам желтые солнышки на будущую весну.
Поиграем в игру «Доскажи словечко.

Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте:

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, ... (здравствуйте).
4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
5. Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (простите, пожалуйста).

– Молодцы!
– Ребята, а не осталось ли в нас много того, что мешает нам жить в коллективе: жадность, скупость, капризы, безразличие, лень, зависть, грубость, отсутствие совести, трусость, воровство, злоба?
Посмотрим на интерактивную доску, на которой представлено перед вами волшебное, целебное дерево. На нем тяжелым грузом висят человеческие пороки, которые непосредственно связаны с недостатком в каждом из нас вежливых слов.

ХИТРОСТЬ     ЖАДНОСТЬ    СТРАХ   ЗЛОБА    
ОТСУТСТВИЕ СОВЕСТИ          ТРУСОСТЬ 
ЛЕНЬ         ГРУБОСТЬ     КАПРИЗНОСТЬ      
ВОРОВСТВО     ХУЛИГАНСТВО     
ОБИДЧИВОСТЬ       ЛЖИВОСТЬ (ВРАНЬЕ)

А под деревом расположились добрые, волшебные слова. Их так много, что, используя их в жизни, ими можно заменить перечисленные пороки.

ПОЖАЛУЙСТА  ПРОШУ   БУДЬТЕ ДОБРЫ
УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ        СПАСИБО
БЛАГОДАРЮ         БОЛЬШОЕ  СПАСИБО, ИЗВИНИТЕ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ,   ВСЕГО ДОБРОГО, ПРОСТИТЕ

Подумайте, ребята, какими бы вы хотели быть, что бы вы хотели изменить в себе? Давайте попробуем себе помочь.
Сказочных богатств у нас нет. Но у нас с вами есть богатый запас знаний волшебных слов, которые станут нам лекарствами. Вам следует подобрать нужные волшебные слова, которыми мы при желании можем закрыть в душе те пороки, от которых мы решили освободиться. Прошу вас, сделайте это на интерактивной доске, используя слова извинения, убедительной, вежливой просьбы и другие. Саша сделает это на ноутбуке: на мониторе нарисовано наше волшебное дерево и оно согнулось под тяжестью пороков. Задача Саши, также стереть пороки, от которых она хотела бы избавиться и заменить их на добрые слова, которые сделают ее милосерднее, добрее, счастливее. (Приложение 2).

Я рада за вас и очень верю, что
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут счастливые дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.

– Наш урок заканчивается, и мы сейчас покажем, как мы можем в жизненных ситуациях пользоваться вежливыми словами: подарим цветы нашим гостям, используя самые добрые волшебные слова, чтобы у наших гостей остались лучшие, теплые воспоминания о детях, желающих всем самых радостных впечатлений от солнца, весны и пробуждения природы, и от того, что несколько детей стали воспитанней и благородней.
Вы все работали очень хорошо. Большое всем спасибо!

 

Литература

1. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, изд. «Академия развития», 1996.
2. Мали Л.Д., Арямова О.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1995.
3. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. – М., изд. Классик Стиль, 2003.
4. И. Токмакова. И настанет веселое утро. Детская литература. 1986.