1. Программа по дополнительному образованию объединения “Юный журналист”.
2. Программа составлена для блока дополнительного образования, в объединение входят дети с 5 по 7 класс. В школе работает 3 группы. Занятия способствуют развитию инициативы и творческих способностей учащихся, воспитывается эстетический вкус, усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, учащиеся учатся оценивать события с высоких нравственных позиций. Юные журналисты изучают историю журналистики, учатся оформлять газеты, печать на компьютере, рисовать, подбирать материал и компоновать газету.
Самое важное – работа объединения имеет практический выход: юные журналисты публикуют свои статьи в газете.
Юные журналисты пишут статьи о школьной жизни и выпускают стенную газету “Родник”, выпускают газеты, посвящённые праздникам, важным историческим событиям. Объединение много путешествует: посетили музеи города, выставочные залы. После экскурсии юные журналисты пишут отзывы, путевые заметки, готовят фотографии.
Старшая группа публикует статьи в газете.
3. Блок дополнительного образования. Объединение “Юный журналист”. Направление – культурологическое.
4. Знакомство с журналистикой. Практическая деятельность по выпуску газет, публикации статей.
5. Форма работы – внеклассная работа.
Программа объединения
Пояснительная записка
Целью создания объединения “Юный журналист” в общеобразовательной школе является нравственное воспитание учащихся, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей учащихся.
Основное направление деятельности объединения “Юный журналист”:
- приобретение навыков по сбору, анализу материалов для газеты;
- овладение навыками оформления стенной газеты;
- знакомство с историей Отечественной и мировой журналистики;
- публикация в газете статей членов объединения “Юный журналист”.
Содержание программы объединения “Юный журналист” ориентировано на развитие у обучающихся умения работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций. Члены объединения приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми. Члены объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды, у них повышается общий уровень культуры.
Программа рассчитана на три года.
- 10 - 11 лет (5 класс);
- 11 –12 лет (6 класс);
- 12 –13 лет (7 класс).
Традиционными видами занятий являются беседа; деловая игра; просмотр кинофильмов, их обсуждение; чтение и обсуждение статей из газет; экскурсии; обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей; выпуск школьных газет.
Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 2 часа. Занятия проводятся по расписанию.
1 год обучения
Цели:
- познакомить учащихся с историей развития журналистики;
- пробуждение интереса к оформлению печатных материалов.
Задачи:
- освоение приемов оформления газеты,
- способствовать развитию инициативы и творческих способностей учащихся;
- воспитание толерантности у членов объединения, умения работать дружно в коллективе, уважения инициативы и творчества друг друга, умение приходить в решении вопросов к консенсусу.
Предполагаемые результаты обучения.
- Первый год обучения предполагает овладение первичными навыками оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
2 год обучения
Цели:
- формировать умение анализировать события и писать статьи,
- освоение приемов дизайна оформления.
Задачи:
- знакомство с технологией оформления газеты
- развитие эстетического вкуса;
- воспитывать усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность.
Предполагаемые результаты обучения.
- Второй год обучения расширяет понятия, учащиеся работают более самостоятельно, начинают писать статьи для газеты, развивается инициатива и творчество.
3 год обучения
Цели:
- совершенствовать полученные умения и навыки по написанию статей и оформлению материалов,
- участие в конкурсах творческих работ.
Задачи:
- совершенствовать технику оформления газеты иллюстрациями, фотографиями, рисунками;
- развивать умение оценивать события с высоких нравственных позиций, отражать в газете честно и объективно главные школьные события;
- воспитывать у членов объединения патриотические и нравственные черты, интерес к историческим событиям современной России.
Предполагаемые результаты обучения.
- Третий год обучения даёт возможность реализовать творческие способности учащихся, члены объединения печатают свои статьи в газетах.
Результатом обучения является:
- творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет;
- публикации статей в печатных изданиях;
- конкурсы творческих работ;
- участие в конкурсах творческих работ.
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему “Мои творческие успехи”;
- выпуск газеты с отчётом работы объединения “Юный журналист”;
- участие в итоговой конференции.
Тематический план занятий первого года обучения
Длительность занятия – 2 ч. Часов в неделю – 4 ч. Всего часов – 144ч.
п\п | Темы занятий |
Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | 1 раздел. Введение 1. Вводное занятие. |
2 | 2 |
|
2 | 2 раздел. История мировой
журналистики 1. История журналистики 2. История журналистики 3. История журналистики |
6 | 2 2 2 |
|
3 | 3 раздел. Знакомство с
оформительским делом. 1. Анализ материалов периодической печати 2. Написание отзывов на заданную тему 3. Написание статей в газету 4. Иллюстративное оформление газеты 5. Дизайн газеты 6. Выпуск газет 7. Работа на ПК |
6 10 26 16 14 38 18 |
6 4 16 8 8 6 6 |
6 10 8 6 32 12 |
4 | Итоговое занятие | 10 | 6 | 4 |
Итого | 144 | 66 | 78 |
Тематический план занятий второго года обучения
Длительность занятий – 2 ч. Часов в неделю – 4 ч. Всего часов – 144 ч.
п\п | Название темы | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | 1 раздел. Введение 1. Вводное занятие. |
2 | 2 |
|
2 | 2 раздел. История мировой
журналистики 1. История журналистики 2. История журналистики 3. История журналистики |
6 | 2 2 2 |
|
Раздел 3. Знакомство с
оформительским делом: 1. Знакомство с материалами периодической печати, анализ материалов 2. Эстетика дизайна Новые технологии в оформлении газеты Выпуск школьных газет Работа на ПК |
6 12 40 48 24 |
6 4 14 8 14 |
8 26 40 10 |
|
3 | Итоговое занятие | 6 | 4 | 2 |
Итого | 144 | 58 | 86 |
Тематический план занятий третьего года обучения
Длительность занятий – 2ч. Часов в неделю – 4ч. Всего часов – 144ч.
П\п | Темы занятий | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | 1 раздел. Введение. 1. Вводное занятие |
2 | 2 | |
2 | 2 раздел. История журналистики. 1. История журналистики Запада 2. История журналистики Востока 3. История российской журналистики |
10 | 2 2 2 |
4 |
3 | 3 раздел. Обсуждение материалов периодической печати | 44 | 28 | 16 |
4 | 4 раздел. Знакомство с
оформительским делом. 1. Правила нового графического дизайна 2. Отличительные черты газеты 3. Выпуск школьных газет 4. Отличительные черты журнала 5. Выпуск школьных журналов 6. Отличительные черты альманаха 7. Выпуск школьного альманаха |
22 6 20 6 8 4 12 |
18 2 6 2 2 4 |
4 4 14 4 6 12 |
5 | Итоговые занятия | 10 | 8 | 2 |
Итого | 144 | 78 | 66 |
Методическое обеспечение
Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:
1. Закон РФ “Об образовании”
2. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
3. Инструкция по технике безопасности.