Цель:
- Уточнить и расширить знания детей о г. Лесосибирске.
- Дать представления об источниках загрязнения воздуха.
- Развивать речь, мышление, наблюдательность, конструктивные способности.
- Воспитывать любовь к своему городу.
Предварительная работа:
- Наблюдение за дымом из выхлопных труб автомобилей и печей, заводских труб.
- Беседа о городе.
- Чтение стихов и рассказов о городе, рассматривание иллюстраций.
- Изготовление макета завода и берега Енисея.
Материал:
- Свеча, блюдце, различные предметы из разного материала. Кубики, маленькие машинки, конструктор, дорожные знаки, баночки с водой (прозрачная, темно-синяя, зеленая, черная), кисти, гуашь синяя, салфетки (влажные), иллюстрации о г. Лесосибирске.
Словарь:
- Копоть, фанера, фильтр, древесно-стружечная плита ламинированная, эксперимент.
- Ребята, какие вы у меня, сегодня нарядные, красивые, привлекательные (в кругу).
- Ира, скажи комплимент своей соседке....
- Я добрая, внимательная, мне скоро будет 30 лет (смотрю в зеркало, передаю другому ребенку, он продолжает).
- Что можно сказать, какой у нас возраст одинаковый или разный?
- А как вы думаете, есть ли возраст у городов или всем городам одинаковое количество лет?
- А почему разные?
- Да, так как они построены в разное время.
- В каком вы городе живете?
- А кто знает, сколько ему лет?
- Да ему 32 года и наш город молодой.
- Не хотели вы построить наш город? Что для этого нужно?
- А он у нас есть? Где будем его строить?
(В ходе строения спрашиваю у детей потихоньку, что они строят школу, больницу, дома какие и т.д)
- Ребята, вам нравится г. Лесосибирск, который вы построили?
А чем? Что есть еще в нашем городе? (показываю рукой).
- Так как наш город называется? Почему его так назвали, как вы думаете?
- Правильно, и мы с вами живем в Сибири. Вот из этих двух слов – Лес и Сибирь и получилось название нашего города Лесосибирск.
- Раз много леса вокруг нас, поэтому люди решили создать заводы по переработке древесины.
- Ребята посмотрите, что это?
Часть ствола от дерева. Вот такой лес привозят на заводы и перерабатывают его, а потом делают различные материалы.
- Сейчас вы сами выберите, что изготавливается из дерева, и уберете на другой стол.
- Что же принесла у нас Даша? Леера, ты знаешь, как это называется?
- Я вам сейчас подскажу: вот эта фанера, кусочек доски и т.д.
- А теперь оглянитесь, что у нас в группе изготовлено из дерева (кидаю мяч ребенку, ребенок отвечает, кидает мяч обратно воспитателю).
- Значит, какой мы можем сделать вывод, заводы полезны людям?
- А вред насекомым, птицам, деревьям, людям могут принести?
- Давайте не будем спорить, подойдем к макету завода, который мы с вами построили и поэкспериментируем.
- У каждого завода есть что? И оттуда идет что? (поднимаю свечу).
- Посмотрим, что из этого дыма получится (ставлю блюдце).
- Что это? Это копоть. Вот сейчас она где собралась? А из труб заводов куда выходит?
- А чем мы с вами дышим?
- Какой орган позволяет вдохнуть воздух?
- Если мы вместе с воздухом будем вдыхать копоть, это полезно будет для нашего организма?
Правильно, копоть вместе с дымом попадает в воздух, а потом в наши легкие.
- Как вы думаете на заводах, что-то делают, чтобы эта копоть не выходила из заводских труб в воздух?
Я вам подскажу – на заводские трубы ставят фильтры, которые не позволяют выходить копоти в воздух. И тем самым люди заботятся не только об окружающей природе, но и о здоровье людей.
Вот и мы на нашу заводскую трубу установим фильтр и теперь спокойно можем погулять и подышать свежим, чистым воздухом.
(Вдыхаем глубоко носом, выдыхаем медленно ртом, сворачивая губы в трубочку 2-3 раза; вдыхаем носом, выдыхаем через рот со звуком “С” 2 -3 раза).
- Ребята, мы с вами, что построили? (обращаю внимание на макет города).
Лес растет, заводы работают, но чего-то не хватает в нашем городе. Подумайте?
- А на берегу, какой реки расположен наш город? Какой он?
А вы были на Енисее? Значит, вы знаете каким цветом, бывает Енисей.
Посмотрите и выберите, какого цвета бывает вода в Енисее (за столами).
- А почему она такая? От чего она зависит?
- Ребята, я вам открою маленький секрет. Енисей в зависимости от погоды бывает разного цвета:
- Вблизи - прозрачный
- Вдалеке – темно-синий
- В солнечную погоду – блестящий
Давайте нарисуем нашу речку Енисей (рисование пальцем).
Возьмите кисточки хорошо смочите любой водой, вот это пространство, а при помощи нашего пальчика нарисуем волны. Как их будите рисовать покажите в воздухе.
- Давайте расположим реку возле нашего города. Эта река одна из самых главных больших рек. Недаром называют нашу реку Енисеем- Батюшкой.
- Скажите мне, пожалуйста, каким образом доставляют лес в наш город на заводы?
- А речку используют для доставки леса? А как?
- Давайте вместе разберемся, кто был на Енисее, наверное, видел бревна, связанные между собой и эта связка, как называется, кто знает?
Эта связка называется плотом. Эти плоты с лесом сплавляют по реке с помощью катеров на заводы.
- А что из леса делают?
- Молодцы, теперь давайте подойдем к нашей выставке поближе и рассмотрим все подробнее.
- Ребята, что вы интересного узнали и запомнили?