Оборудование: символический золотой ключик от библиотеки, 2 костюма “Русская Азбука” и “Азбука Истоков”, презентация “Азбука в стихах”, презентация “1 день из жизни 1 класса” (пример см. по ссылке http://youtu.be/sCs_BK1x4TY), короны с буковками русского алфавита.
В статье использованы авторские стихи о буквах и азбуке нескольких авторов: В.Витковской, В.Кожевникова, С.Маршака, Т.Москвиной, Г.Виеру, А.Шибаева и др.
Роли: буквы русского алфавита (ученики 1 класса), ведущие (класс предыдущего выпуска), 2 азбуки “Русская Азбука” и “Азбука Истоков”), несколько ролей в сценках о школе.
1. Ведущий 1 (мальчик): - Сегодня, друзья, нас пригласила к себе на праздник Азбука. Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который называется “Русская азбука”, поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение! Встречайте наших первоклассников!
Первоклассники входят в зал под музыку песни “Первоклашка”.
Учитель: - Мы собрались сегодня в этом красивом зале, чтобы сказать “До свидания” нашей первой книге. Она научила нас читать и писать, составлять рассказы, отличать хорошее от плохого, научила любить читать.
Выходят ученики 5 класса, предыдущий выпуск:
1.
- Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
2.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
3.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
4.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей!
2. Ученица 5 класса (Ведущая 2):
- Первоклассников сегодня мы на праздник соберем.
Непременно приходите попрощаться с Букварем. Выходят 6 учеников 1 класса:
1 ученик:
- Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2 ученик:
- Мы в нарядной школьной форме
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3 ученик:
- Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4 ученик:
- Буквы гласные мы любим.
И все больше с каждым днем,
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поем!
5 ученик:
- Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
6 ученик:
- Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети далее исполняют песню “Азбука”.
3. Ведущий 2 (девочка): - Как же быстро, ребята, пролетело время... Вы учитесь вместе в нашей школе уже восьмой месяц, а ведь еще совсем недавно вы вошли в первый раз в кабинет и познакомились с учителем и ребятами. Давайте вспомним этот день, первое сентября...
Далее презентация “1 день из жизни 1 “А” класса” (составляется учителем из снимков учащихся, собранных педагогом. Звучит трогательная школьная музыка).
4. Ведущий 1 (мальчик): - А что вы, ребята, расскажите нам о своем первом учебнике?
1 ученик:
В день осенний, в день чудесный
В школу мы пришли не зря.
Было очень интересно
На страницах Букваря.
2 ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
3 ученик:
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
4 ученик:
Потрудились мы немало,
Ведь по правде говоря,
Русской грамоты начало -
На страницах букваря.
5 ученик:
Мы прочтем любые книги, разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы те же, что и в букваре.
Ведущая 2 (девочка): - Да, ребята, без букв вам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто будет с ними дружить, тот быстро запомнит их.
6 ученик: Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит, и называются все – Дети (хором): - Алфавит!
Девочка Азбука: - Буквы, верные мои помощники! Как хорошо, что все вы пришли на праздник. Я так рада вас видеть. По порядку алфавита стройся!
Дети выбегают на сцену. На головах надеты уборы с соответствующими буквами.
Девочка Азбука: - Гласные! – Здесь! (дети отвечают хором) - Согласные! – Здесь!
- Буквы, не обозначающие звуков! – Здесь! - Буквы, по порядку алфавита рассчитайся!
1.
А – начало алфавита, тем она и знаменита,
А узнать ее легко – ноги ставит широко.
2.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
3.
Вот буква В видна вдали – красивая, витая
Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.
4.
Перед вами буква Г
Стоит, подобно кочерге.
5.
Этот домик – буква Д. В домике окошко.
Из трубы идет дымок, а в окошке – кошка.
6.
Во дворе – какая жалость! Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась, буква Е зато осталась.
7.
Е и Ё родные сестры.
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
8.
Эта буква широка и похожа на жука
И при этом точно жук издает жужжащий звук: Ж-ж-ж!
9.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
10.
Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три! – А какая буква? – И!
11.
Эта буква не простая, голос краток и сердит,
Потому что запятая на плечах ее сидит.
12.
Сигнальщик держит 2 флажка.
С флажками он как буква К.
13.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
14.
Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем получилась буква М.
15.
На букве Н я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
16.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
17.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
18.
Буква Р – на мачте парус, вдаль плывет, небес касаясь.
19.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
20.
Буква Т тебя укроет
От дождя, от снега, зноя.
21.
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
22.
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
23.
Х (ха) – забавная игрушка
Деревянная вертушка.
24.
Буква ц – царапка,
Как кошачья лапка.
25.
Да, вы правильно решили!
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
26.
Посмотри на букву Ш (ша) -
Буква очень хороша,
Потому что из нее,
Можно сделать Е и Ё.
27.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубки по утрам.
28.
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется нам.
29.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
30.
Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
31.
Это – Э с открытом ртом
И огромным языком.
32.
Чтобы О не укатилась, крепко к столбику прибью.
Ой, смотри что получилось: получилась буква Ю.
33.
Буква Я всегда была всем и каждому мила,
Но советую, друзья, помнить место буквы Я!
Русская азбука: - Дорогие гости! Похлопаем дружно нашим буковкам-артистам! Пусть наши первоклашки по жизни пройдут дорогой любви к чтению, узнают много нового и интересного из книг, вырастут грамотными людьми.
5. Исполнение учащимися частушек.
1 ученик.
Пропоем для вас частушки,
Не простые, школьные.
Вы послушайте их все,
Останетесь довольные!
2 ученик.
Над портретом я трудился,
Рисовал почти что час.
Похвалил меня учитель
За прекрасный “ананас!”
3 ученик.
Кабы не было бы школ,
Не было б мороки.
Нас никто б не заставлял
Посещать уроки.
4 ученик:
Мы - ребята в первом классе
Довольно-таки мирные
И частушки исполняем
Только позитивные.
5 ученик.
Мы в учебе первые,
Во всем всегда примерные.
Педагоги хвалят нас –
Весь наш дружный первый класс.
6 ученик.
Возникает вдруг проблема -
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе, сообща.
7 ученик.
В нашем классе есть ребята,
Умные, спортивные.
Как в учебе, так и в жизни
Веселые, активные!
8 ученик.
Мы частушечки пропели,
Вам понравится успели.
Аплодисменты ваши рады
Получить взамен награды.
6. Выступление библиотекаря школы. Рассказ о празднике славянской письменности. Вручение книг от муниципалитета (любая другая награда).
1) доклад библиотекаря (вручение символического ключа от библиотеки школы самому читающему ребенку класса. До этого проводится соответствующий конкурс)
2) вручение подарков детям почтальоном Печкиным (ученик 5 класса), показ презентации “Азбука в стихах”, отгадывание загадок учащимися.
7. Прощание с Азбукой. Вручение свидетельств о прочтении азбуки.
На сцену выходят дети с азбуками в руках (3 человека)
1 ученик.
Ну вот и перевернута последняя страница.
Теперь уже не с Азбукой будем мы учиться.
2 ученик.
Мы прочли азбуку до корки.
Нам по чтению (все хором) Пятерки!
Позади нелегкий труд медленного чтения,
Нам сегодня выдают удостоверения.
3 ученик.
В том, что мы азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ведущий 1 (мальчик): - В самом деле?
Все: - Нет вопросов.
1. Михалков, Маршак и Носов, Заходер, Барто, Чуковский,
2. Хармс, Бианки и Житков. Паустовский, Маяковский, Горький, Пришвин и Сладков.
3. Лев Кассиль и Лев Толстой. Пушкин, Лермонтов...
1. Постой!.. Перечислить всех нельзя –
Все: Все теперь наши друзья! Далее награждение детей свидетельствами.
8. Сценка. Две девочки выходят за руки, одна очень печальная.
1 ученица: - Что такое, что случилось, почему так огорчилась?
2 ученица:
- Жалко с азбукой прощаться, на второй год хочу остаться.
Но жалко с вами расставаться и жалко с азбукой прощаться.
С ней было так чудесно! С ней очень интересно!
1 ученица:
- Но дальше будет еще интереснее! Мы познакомимся с баснями и песнями.
Библиотека откроет нам двери и самые лучшие книги доверит.
Гляди веселее и слезы утри, нас столько чудесного ждет впереди.
2 ученица:
- Раз так, то и я с Букварем попрощаюсь. И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
Скажу очень громко: “Прощай, наш Букварь!” Хотя расставаться с тобой очень жаль.
9. Выход Русской Азбуки и Азбуки Истоков (2 девочки пятых классов)
Русская азбука: - Ребята! Весь год вы читали не только меня. Посмотрите, к вам пришла моя сестра, с ней вы тоже встречались каждую неделю в этом году. Кто это? Дети: - Азбука истоков!
Азбука истоков: - А что вы, ребята, узнали на уроках истоковедения? Чем весь год занимались?
1 ученик:
Азбука истоков – книга не простая, в ней слова и образы мы дружно разбирали.
И простые истины: мир, любовь и дружба
Обсуждали с классом мы вместе, так и нужно!
2 ученик:
Потому что 1 “А” - наша дружная семья.
Алфавит мы изучали, все прошли от А до Я.
Букет дружбы составляли, помогли нам в том друзья!
3 ученик:
Говорили мы о школе, о семье, о русском поле,
О родных и близких наших, о России, что нет краше!
4 ученик:
О святынях Земли русской, о героях прошлых лет
О защитниках известных, о былинах интересных.
5 ученик:
Мы читали о героях, край родной прославивших,
Славу добрую, почет, о себе оставивших.
Илья Муромец, Донской, Александр Невский -
Рисовать их было нам очень интересно.
6 ученик:
Мы читали о войне и о дне победы. Мы гордимся подвигом прадедов и дедов.
В память о героях, подаривших мир нам вместе сняли мы кино, не забудем их мы.
7 ученик:
Азбука истоков! Сердце золотое! В мир добра и красоты так легко ввела нас ты.
До свидания, верный друг! Станет шире добра круг.
Не прощаемся с тобой, вместе в класс пойдем второй!
Азбука Истоков: - В следующем году мы обязательно встретимся. А еще я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу:
- Я добрый друг и спутник твой.
Будь школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен, оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай и корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни, где взял – меня туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг, но только не для грязных рук.
- А главное, ребята, оставайтесь чистыми душою, берегите свою семью, дорожите дружбой и своим честным словом.
Русская Азбука: - Не волнуйся, сестра. Наши первоклашки очень хорошие и добрые ребята, они так и делают.
10. Слово родителей. Награждение родителей, активно помогавших в учебном и воспитательном процессе.
11. Ученица 1.
- Смех и слезы, радость и печаль
За год нам довелось испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать.
Ученик 2.
– До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!
Ведущая девочка 5 класса:
- Буковок маленьких капли-значки дружно сливаются в слов ручейки.
Вот ручейки эти стали рекой, что называется Азбукой.
А впереди простирается море, там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер, милую Азбуку помните, дети!
Хором все дети:
- За то, что все на свете книги теперь сумеем прочитать,
Хотим мы Букварю спасибо на прощание сказать!
Далее дети исполняют песню о школе.