В настоящее время отмечается резкое снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста, а также большой рост детского травматизма. Изучив данную проблему начала работу по планированию деятельности взрослого с детьми (ПДВД) «Береги себя», за основу которой программа «Утум» детского сада «Биьик» с. Антоновка Нюрбинского улуса.
Наблюдения показали, что ребенку дошкольного возраста можно дать представление о том, что такое здоровье, как сделать так, чтобы оно было крепким, для чего нужно быть опрятным. Аккуратным, терпеливым, старательным, добрым, внимательным и осторожным.
«Береги себя» ПДВД учитывает то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, и поэтому вся образовательная деятельность основана на играх, сказках, на опытах и экспериментах, которые дети проводят вместе со взрослыми.
ПДВД рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Начиная с младшего возраста для детей организуются пальчиковые игры с продолжительностью 5-10 минут 3 раза в неделю. Для детей старшего возраста проводится специально подобранная образовательная деятельность с длительностью 25-30 минут.
Для создания бодрой, радостной атмосферы, эмоционального благополучия для детей целесообразно применять релаксационную музыку, физические упражнения, средства изобразительной деятельности, речевые упражнения, математические игры и фольклор.
Цель и задачи ПДВД:
Цели:
- Развивать у ребенка чувства самосохранения, самозащиты.
- Формировать навыки самообслуживания, быть опрятным, аккуратным.
- Развивать физическую активность.
- Воспитать интерес к ЗОЖ
Задачи:
- Учить правильно называть и показывать части тела, внутренние органы человека.
- Побуждать ребенка совершать правильные действия по отношению к себе и своему здоровью.
- Учить быть внимательным, осторожным при чрезвычайных ситуациях.
- Укреплять здоровье ребенка.
- Упражнять и развивать двигательную активность ребенка
- Предупредить появление вредных привычек
Содержание тематического планирования деятельности взрослого с детьми
1. Образовательная деятельность по развитию чувства самосохранения, самозащиты и осторожности при различных опасных для жизни ситуациях
Тема |
Цели и задачи |
1. Части тела: – Нос – орган дыхания |
Ребенок знакомится с частями тела, учится оберегать себя и свое здоровье |
2. Правила поведения на дорогах: – Будь осторожен на дорогах |
Ребенок учит правила дорожного движения и правила поведения на дороге |
3. Электроприбор – Что такое электричество? |
Ребенок учится осторожно пользоваться электрическими приборами. |
4. Режущие и колющие предметы – Царство ножниц |
Учить ребенка в повседневной жизни осторожно пользоваться режущим и колющими предметами |
5. Лекарства: – Какие бывают лекарства |
Дать знания о разных видах лекарств, о том что ребенок не должен трогать лекарства без разрешения взрослого |
6. Огонь – Спички – детям не игрушка |
Ребенок учится понимать, что огонь опасен, должен быть осторожен, при необходимости сообщать пожарной службе и набирать 01 |
7. Горячая вода – Осторожно, кипяток! |
Ребенок узнает, что горячая вода опасна для жизни человека |
8. Первая помощь: – Учимся перевязывать |
Ребенок учится оказывать первую помощь. Вызывать при необходимости скорую помощь 03 |
2. Образовательная деятельность, которая помогает понять смысл выражение «Береги себя» и в которых ребенок учится делать упражнения по укреплению своего здоровья
Упражнения |
Цели и задачи |
1. Пальчиковые игры: – Взбиваем сливки |
Ребенок знает, что на кончиках пальцев есть определенные точки, связанные с внутренними органами. Понимает, что ежедневные упражнения на пальцах полезны для здоровья |
2. Массаж для ушей: – Бабочка |
Ребенок знает определенные точки на ушах и делает массаж |
3. Упражнения для глаз: – Солнце светит |
Ребенок бережно относится к своим глазам, делает расслабляющие упражнения для глаз |
4. Дыхательные упражнения: – Дыши – не дыши |
Ребенок знает, что дыхательные упражнения полезны для человека |
3. Беседы о здоровом образе жизни
Беседы |
Цели и задачи |
1. Вред алкоголя: – Спиртное – яд |
Ребенку с дошкольного возраста необходимо внушать, прививать, формировать навык негативного отношения к таким жизненным ситуациям, которые пагубно влияют на его здоровье |
2. Вред курения: – Табак – никотин |
Ребенку с малых лет внушается информация о вреде курения на его организм |