Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука Р в словах и предложениях;
- учить образовывать качественные прилагательные;
- обучать правильному грамматическому оформлению распространенных предложений.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание;
- развивать мелкую моторики рук, четкую артикуляцию и дикцию.
- закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
- компьютер, конверты с набором загадок, набор предметных картинок на тему “профессии”, игрушечная кухня с набором различных круп, набор кубиков с изображением людей различных профессий, игрушечный поезд, игрушка-перчатка тигренок, диск “игры для Тигры”, аудиозапись песни Г.Гладкова “Вышел тигр погулять”.
Ход занятия
1. К нам на занятие пришел необычный гость. Отгадай загадку, чтобы узнать, кто это.
Загадка:
Из кошачьих зверь зубатый,
Как в тельняшке, полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник ... (тигр).
(Т. Маршалова)
Послушай, какая история с ним приключилась.
Звучит песня Г. Гладкова на стихи Э.Успенского “Вышел тигр погулять”
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улице идет,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то,
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом -
Ведь опасны шутки с тигром.
Видит тигр - город пуст:
"Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!"
Вопросы по тексту песни:
- Что случилось с тигром?
- Почему все разбежались?
- Куда хочет вернуться тигр?
- Как рычит тигр? – (рррр...)
Наш тигренок потерялся и случайно забрел в наш детский сад.
Нужно помочь тигренку вернуться обратно в зоопарк.
2.Пришел тигр в детский сад, а здесь ремонт. Кто обычно делает ремонт? (строители, каменщики, маляры, штукатуры, эл ектрики).
Массаж рук “Строим дом”.
Целый день тук да тук Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем,
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.Похлопыванье ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу. Похлопыванье по правой руке.
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Поколачивание левым кулачком по правой руке от кисти к плечу.
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Растирание левым кулачком правой руки круговыми движениями.
Быстро пробежаться пальчиками правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Быстро пробежаться пальчиками левой руки по правой руке от кисти к плечу.
Погладить ладонью правую руку от кисти к плечу.
Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.
Скользящие хлопки ладоней друг о друга.
3.Артикуляционная гимнастика.
- “Молоточек”
- “Окошко”
- “Маляр”
- “Красим окна”
- “Покрасим стены”
- “Труба”
- “Вымыли полы”
- “Шторы”
А теперь повторим наши волшебные слова:
“Говорим спокойно, внятно, чтобы было всем понятно”.
4.Упражнение “Сочини чистоговорку” со
словом маляр (предложно-падежное управление)
5. Когда ремонт в детском саду закончился, сюда пришли другие специалисты. Людей каких профессий тигренок здесь встретил?
Загадки. К кому заглянул наш тигр?
- Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)
- Скажи нам: кто так вкусно
Готовит щи с капустой,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Ребенок выкладывает изображение повара из кубиков.
6.“Сварим кашу” (образование качественных прилагательных)
Ребенок подходит к игрушечной кухне, где в баночках стоят разные крупы. Рассматривая крупу, ребенок называет кашу, которую из нее можно сварить. (Гречка - гречневую, рис – рисовую, ячмень – перловую, просо - пшенную, “геркулес”- овсяную, манка – манную).
А еще наш повар готовит вкусную выпечку.
7. Пальчиковая гимнастика. “Пекарь”
- Пекарь, пекарь
- Из муки
- Испеки нам колобки,
- Да сушки – Ванюшке,
- Да баранки - Танюшке,
- Да бублики – Гришке,
- Да крендель – Маришке.
8. Загадки о профессиях:
В сентябре и в январе
Он хозяин во дворе.
Листья осенью сгребает,
Снег зимою убирает,
Быстро снег сгребет лопатой
И каток зальет ребятам.
Всех быстрей и всех проворней
Двор наш убирает ....(дворник).
- Кто с улыбкой нас встречает.
На вопросы отвечает,
Учит нас считать, лепить
И поделки мастерить?
Нам друзья, приятели
Наши.....(воспитатели).
Воспитатели нам с тигром придумали необычное задание.
Выполнение задания с использованием ИКТ (“Игры для Тигры”) в разделе “Профессии”.
9. Заключительная часть.
Тигру очень понравилось у нас в детском саду, но ему пора собираться домой, в зоопарк. На чем он поедет?
- Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Она из них с трубой,
Везет всех за собой. (Поезд)
Кто поведет поезд? (машинист)
Тигр решил показать зоопарк специалистам, о которых мы сегодня говорили. Нужно посадить людей в вагоны: в 1-й – людей, в названии профессии которых 1 слог, во 2-й – 2 слога, в 3-й – 3 и больше слогов (врач, повар, дворник, воспитатель, строитель, маляр, машинист).
Помогли мы Тигру вернуться в зоопарк? Помогая сегодня ему, какие звуки мы старались правильно произносить в словах и предложениях?