Процесс обучения и воспитания настолько слажен и многообразен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.
В Российской педагогической энциклопедии внеклассная работа определяется как составная часть учебно – воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся и тесно связана с таким понятием, как внеурочные учебные занятия, под которыми понимают различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников (выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений, кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством), призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной, образовательной деятельности по своему выбору.[3]
Внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – это формирование и развитие творческой личности учащихся.
Главная цель внеклассных занятий с учащимися по физике: формирование диалектико- материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления.
Имеются специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения внеклассной работы по физике.
Принцип занимательности, который является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путём использования занимательных материалов – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путём широкого привлечения средств наглядности – картин, рисунков, слайдов и т.д., однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлечённость выполняемой работой.
Чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься физикой во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно. Разнообразные формы проведения занятий помогают эффективно формировать познавательный интерес учащихся, активизировать их умственную и творческую деятельность. Это можно применять во время проведения предметной недели. Богатый дополнительный материал способствует расширению кругозора учащихся, формированию и закреплению навыков самообразования. Занимательные эксперименты, вызывающие у школьников изумление, интерес, позволяющие с лёгкостью вникнуть в законы физического устройства мира.
“Физическое шоу”, подготовленное и проведённое учащимися лицея, в рамках предметной недели, как нельзя лучше удовлетворяют всем этим принципам.
Прежде, чем проводить намеченное мероприятие, учитель провёл большую подготовительную работу. Ребятам был предложен проект проведения предметной недели, проведено разъяснение по мероприятию “Физического шоу”, предложено найти по своему желанию красивые, увлекательные физические эксперименты, подготовить их дома для демонстрации перед ребятами на отборочном этапе. Для этого учитель рекомендовал использовать дополнительную литературу по предмету в кабинете физики, в лицейской библиотеке, а также литературу домашней библиотеки учащихся и ресурсы Интернета. В период подготовки экспериментов, некоторые учащиеся обращались к педагогу за консультацией по проведению экспериментов, по выбору опытов, по необходимому оборудованию. [Фото 1]
На отборочном этапе демонстрация подготовленных экспериментов проходила по классам. Это вызвало живой интерес, вопросы, споры. Учащиеся не только показывали опыт, но и объясняли его с точки зрения законов физики. В мероприятии приняли участие большинство лицеистов, хотя были ребята, которые не подготовились, но в ходе работы проявили интерес и захотели повторить увиденное дома. Голосование за эксперимент, который будет рекомендован на “Физическое шоу”, проходило сразу, с помощью аплодисментов, бурной реакции зрителей и вызванным интересом к увиденному. Критерии, предъявляемые к отобранным опытам, были объявлены заранее и включали в себя следующее: зрелищность, эстетику, необычность.
Бурную реакцию у учащихся 11 классов вызвал эксперимент “Неньютоновская жидкость”.[Фото 2] Удивительным оказалось то, что для опыта необходимы простые материалы – вода и крахмал, а получается необычное вещество, которое одновременно может быть твёрдым телом и жидкостью. Заинтересовало и объяснение происходящего с точки зрения физики и химии. Но к сожалению этот эксперимент не попал в программу шоу, т.к. не удовлетворял эстетическим требованиям.
В результате были отобраны лицеисты, которые проводили “Физическое шоу”. В программу вошли эксперименты:
- “Самодвижущийся стакан”.[2]
- “Кристально чисто”. [1]
- “Зажги свет”. [1]
- “Фруктовая батарейка”. [1]
- “Монета в воде”. [4]
- “Как спустить крутое яйцо в графин”. [4] [Фото 3]
- “Лавовая лампа”. [Фото 4]
- “Картезианский водолаз” и др.
Демонстрация экспериментов вызвала живой интерес и бурный восторг у зрителей. Ребята показывали опыты, объясняли их и демонстрировали правила проведения экспериментов согласно технике безопасности. В начале шоу ребятам объявлялось о начале предметной недели, звучало приглашение на все мероприятия и призыв быть активными. “Физическое шоу” было проведено для двух аудиторий – учащиеся 7-11 классов, т.е. те, кто уже изучает предмет физику и для учащихся начальной школы. Этим преследовалась пропедевтика предмета физики в младших классах, целью которой было:
- Популяризация физических знаний.
- Развитие у учащихся интереса к предмету.
- Расширение и углубление знаний учащихся.
- Выявление учащихся, интересующихся физикой.
- Профессиональная ориентация учащихся.
Закрывало мероприятие выступление учеников 11 класса с номером “Театр огня”. Ребята подготовили своё выступление под музыку, оно получилось очень ярким и красивым завершением.
Отзывы зрителей всех возрастов были только восторженные. Увиденное оставило свой след в умах учеников, т.к. долго ещё шло обсуждение и разбор того или иного эксперимента у ребят. Некоторые из них продолжили искать, выполнять и проводить удивительные опыты, которые демонстрируют на уроке.
В данном случае проведённое внеклассное мероприятие – “Физическое шоу” - успешно выполнило ряд педагогических, творческих, научных задач. Грамотно построенная внеклассная работа по предмету является важным ресурсом повышения эффективности и качества образования учащихся при выполнении задач ФГОС.
Список литературы.
- Ди Специо М. Занимательные опыты: Свет и звук. Электричество и магнетизм / М. Ди Специо; пер. с англ. М. Заболотских, А. Расторгуева. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Забавы на досуге. 250 лучших игр. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./ гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Науч. Изд-во “Большая российская энциклопедия”, 1993.
- Тит Том. Научные забавы: Интересные опыты, фокусы, самоделки / Пер. с фр. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
- Физика. 7 – 11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия /авт. – сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель, 2014.