Цели урока: рассмотреть причины экспансии монголов и завоевания ими Руси; выделить этапы Батыева нашествия на Русь; раскрыть причины поражения Руси.
Планируемые результаты
- Предметные: раскрывать причины и называть даты образования монгольской державы; показывать на карте основные направления походов хана Батыя на русские земли и города, оказавшие мужественное сопротивление завоевателям; работать с текстом учебника и историческими источниками ("Повесть временных лет" и др. летописи) для характеристики героизма русских людей; соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории.
- Метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; работать с различными видами источников, включая текст учебника и исторического источника, карты; анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию; формулировать свою точку зрения и представлять ее, обсуждать в группе.
- Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать героический характер обороны русских земель и ее значимость для развития европейской цивилизации.
Основные понятия и термины: кочевники, курултай, тумен, темник, "пороки", кольчуга, крестовый поход.
Оборудование:
- Учебник: Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 кл. – М.: Просвещение, 2014. - §12, вопросы, рисунки, документы.
- Карта "Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в начале XIII вв."
- Мультимедийный проектор, компьютер.
- Компьютерная презентация “Нашествие с Востока на Русь” Приложение 1
Источники:
- История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. X-XIVвв. /Авт.-сост. Г.Е.Миронов. - М.,1996.
- Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до XVII века. - М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Старик-отец, умирая, призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил сыновей развязать веник и сломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец сказал: "Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать".
При работе с историческими источниками встречаем следующие цифры: Рязань сопротивлялась 6 дней, Москва - 5 дней, Владимир - 4 дня, Переяславль-Залесский - 5 дней, Торжок - 2 недели, Козельск - 7 недель. По словам историка Н.И.Костомарова, "не сдался ни один город, ни один князь".
- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет притча о старике и его сыновьях?
- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?
Проблемные вопросы. (Ученики предлагают свои варианты)
- Дружинники и жители русских городов сражались храбро. Почему же тогда победили монголы?
- Можно ли назвать 1237-1240 гг. временем трагическим и героическим?
План урока
1. Создание державы Чингисхана.
2. Битва на реке Калке.
3. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
4. Поход на Юго-Западную Русь.
5. Вторжение в Центральную Европу.
6. Итоги монгольского вторжения на Русь.
III. Работа по теме урока
1. Создание державы Чингисхана.
-Что вам известно о происхождении и первоначальном расселении монгольских племен?
-Покажите на карте территорию первоначального расселения монголов.
-Вспомните, что вам известно об основных занятиях монголов? Как они повлияли на специфику развития общества.
-Каковы причины завоевательных походов монголов?
-Что вам известно о структуре монгольского войска, военной организации, вооружении?
-Какие племена и государства были завоеваны монголами до нападения на Русь?
-Почему им удалось завоевать крупные государства Азии?
2. Битва на реке Калке - 31 мая 1223 г.
1221-1223 гг. - тумены Джебэ и Субедея вторглись в Закавказье. Используя тактику разобщения союзников, разгромили поодиночке аланов и половцев. Половцы обратились за помощью к русским князьям.
-Почему половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям?
(Возможные ответы: Русь - ближайший сильный сосед; давние торговые связи; родственные союзы русских князей и половецких ханов)
"Нашу землю сегодня отняли, а вашу - завтра, придя возьмут".
На съезде князей в Киеве было принято решение "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей".
Участники: Мстислав Удалой, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Романович Галицкий.
- Почему в походе не приняли участие князья других русских земель, например северо-восточных?
Рассказ учителя, работа с картой - Основные этапы похода:
1.Переговоры с монголами, убийство послов.
2.Встреча с передовым отрядом монголов, преследование притворного отступления врага (8 дней).
3.Переправа через Калку.
4.Вступление в бой, не оценив силы противника, отрядов половцев, Мстислава Удалого и Даниила Галицкого.
5.Окружение и разгром монголами этих передовых отрядов.
6.Бегство остатков русских дружин и преследование их монголами.
7.Окружение, осада и разгром лагеря киевской дружины Мстислава Старого.
-Какую ошибку совершили русские князья, вступив в бой с монголами? Чем была вызвана эта ошибка?
-В чем главная причина поражения русских дружин? (учеб.с 104)
-Почему после Калки монголы не приступили немедленно к завоеванию русских земель? (учеб.с 105)
-Каково значение этой битвы?
Битва на Калке была первым столкновением Руси с новым опасным врагом; первым грозным сигналом опасности и необходимости объединения. Но междоусобные войны князей, борьба за старшинство не прекращались даже перед лицом угрозы со стороны столь сильного врага. Постоянные столкновения подорвали силы Юго-Западной Руси и ослабили ее перед угрозой нового монгольского нашествия
- Как вы думаете, почему не произошло объединения русских княжеств после битвы на Калке?
Мнение историка:
"Можно, конечно, обвинять наших старых князей в том, что они не поняли всей опасности, всех бедствий, грозивших тогда от новых врагов, и не соединили свои силы для дружного отпора. Но... не должно забывать, что там, где предшествовал долгий период всякого рода разъединения, соперничества и развития областной обособленности, там никакая человеческая воля, никакой гений не могли совершить быстрое объединение и сосредоточение народных сил". (Иловайский Д.И. Становление Руси)
В 1235 г. на курултае было принято решение о новом походе на Запад, "к последнему морю". Волю Чингисхана (умер в 1227 г.) предстояло выполнить его внуку Бату-хану (Батыю).
Величайшим испытанием для нашего народа стало нашествие Батыя 1237-1240 гг. Кочевники, по словам летописца "приидоша бесчислени, аки прузы (саранча)", оставляли за собой дымящиеся развалины некогда цветущих городов, сожженные села, вытоптанные и заброшенные пашни.
Задание. Нам предстоит познакомиться с обстоятельствами вторжения Батыя в русские земли. Используя карты, учебник и исторические источники (фрагменты из летописей и работ историков), вы должны будете восстановить ход происходивших событий о определить основные итоги и последствия монгольского вторжения для Руси.
Работа с документами по группам. (Приложение 2).
Представление работы групп.
3. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
1 группа. Захват Рязани - декабрь 1237 г.
Князь Юрий Ингваревич отправил посольство к Батыю (выиграть время) и просил о помощи Владимирского князя. Гибель посольства. Княгиня Евпраксия. Разгром рязанской дружины. Осада Рязани.
Монголы потребовали десятину " во князех и в людех, и в конех и в доспехах".
Рязанцы ответили: "Аще ли нас всех не будет, то все ваше будет".
-Кто защищал город Рязань от врага?
-Как долго продолжалась осада города?
-Почему, несмотря на героизм защитников, Рязань пала?
2 группа. Подвиг Евпатия Коловрата.
-В чем заключался подвиг Евпатия Коловрата и его дружины? Как вы думаете, это был исключительный факт или нет?
-О чем свидетельствует поступок Батыя?
Монголы шли кружным путем, по течению Оки и Москвы-реки. Бой у Коломны (сторожевой отряд). Оборона Москвы (воевода Филипп Нянька, князь Владимир Юрьевич взят в плен.
3 группа. Осада и взятие Владимира - начало февраля 1238 г.
-Как были вооружены монголы?
-Как горожане защищали свой город?
-Какова была судьба Владимира?
Монголы двинулись по землям Северо-Восточной Руси широким фронтом. Были захвачены города: Суздаль, Ярославль, Переяславль-Залесский, Юрьев, Дмитров, Тверь (ученики отмечают на карте). Цель: захват богатых центров на волжском торговом пути.
4 марта 1238 г. - битва на реке Сити. Гибель вл.кн. Владимирского Юрия Всеволодовича.
Монголы двинулись на Новгород, осадили Торжок - 2 недели не могли взять. Жители Торжка ожидали помощи от Новгорода, но так и не дождались. Летописец горестно замечает: "Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустроении".
-Как вы понимаете слова летописца? Могла ли Русь, объединив усилия, противостоять грозному врагу?
5 марта Торжок пал, население перебито. Монголы не дошли 100 верст до Новгорода, повернули обратно.
-Почему Батый повернул свои войска, не дойдя до Новгорода?
Возможные ответы (учеб. с.110):
-мощные укрепления Новгорода; хорошо подготовленное войско;
-потери монголов в битвах с русскими ратями;
-отсутствие достаточных запасов продовольствия и фуража у монголов;
-приближение весенней распутицы в условиях лесисто-болотистой местности;
-непригодность северных земель для кочевого скотоводства;
-стремление сохранить северные торговые пути, проходившие через Новгород.
4 группа. "Злой город Козельск".
-Почему монголы прозвали Козельск "злым городом"?
-Какое впечатление произвело на вас повествование о героической обороне Козельска?
-Подумайте, какое влияние оборона Козельска могла оказать на дальнейшие завоевательные планы хана Батыя?
4. Поход на Юго-Западную Русь.
Весной 1239 г. захвачены города Переяславль, Чернигов. Авангард монголов побывал у Киева.
5 группа. Осень 1240 г. - Осада монголами Киева.
Князь Михаил бежал из города. Даниил Галицкий послал в Киев воеводу Дмитра.
-Какими словами летописец рисует силу монгольского войска?
-Какую тактику использовали монголы при захвате Киева?
-Как горожане защищали свой город?
-Где укрылись последние защитники?
-Почему Батый сохранил жизнь воеводе Дмитру?
Монголы подвергли разорению юго-западные княжества. Захватили Владимир-Волынский и Галич. Смогли уцелеть лишь наиболее укрепленные города, такие, как Кременец и Холм.
5. Вторжение в Центральную Европу.
Весной 1241 г. монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, Валахию, Трансильванию. В 1242 г. - вступили в Хорватию и Далмацию, дошли до берегов Адриатического моря. Папа Римский был готов объявить крестовый поход для спасения Европы. Но монголы были уже ослаблены упорным сопротивлением Руси и вернулись в низовья Волги. Покорить Европу Батый больше не пытался.
-Подумайте, как ожесточенное сопротивление Русских земель монгольскому нашествию повлияло на результат похода Батыя в Европу?
-Почему Батый повернул войска на восток, не дойдя до "последнего моря"? (известие о смерти кагана Угедэя и стремление повлиять на выборы нового кагана; распыление войска вследствие необходимости контролировать обширные территории, захваченные в
ходе завоеваний; непригодность территорий Европы для расселения и хозяйства кочевников).
6. Итоги монгольского вторжения на Русь.
Мнения историков о последствиях монгольского нашествия (Приложение 3)
Таким образом, несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. но ожесточенная борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы.
"Русские необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией..." (А.С. Пушкин)
IV. Подведение итогов урока
Ответ на проблемные вопросы:
-Дружинники и жители русских городов сражались храбро. Почему же тогда победили монголы?
-Можно ли назвать 1237-1240 гг. временем трагическим и героическим?
Д/з: параграф 12, вопр. 1, 2 (1 уровень), 4 (2 уровень), 5, 6 (3 уровень).
Литература.
1. История Отечества: люди, идеи. решения". М., 1991.
2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские княжества в XIII-XV вв. - М., 1990.
3. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. - М., 1998.
4. Кучкин В. Русь под игом: как это было. - М., 1991.
5. Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII вв.