Цели урока:
- Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.
- Закрепить умения усваивать новый материал в ходе игровой деятельности; классифицировать информацию; развивать умение решать творческие задачи – составлять рассказ по рисунку; развивать умение делать выводы по изученному материалу.
- Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой культуры и образа жизни, готовности вести с ними диалог и достигать взаимопонимания.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.
- Презентация “Вечный город и его жители”. (Приложение 1).
План урока
I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.
Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока. (Слайд 1)
Учитель: тема нашего урока “Вечный город и его жители”, запишем ее.
- Какой город и почему назван “вечным”?
- Какое отношение римлян отражает это название?
Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.
Учитель: сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?
Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)
Учитель: нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают. (Слайд 3)
- На каком полуострове и на берегах какой реки расположен Рим?
- Кто и когда основал Рим?
- На скольких холмах расположен город? Назовите главные холмы.
- Кого в римском государстве называли колонами?
- Кого в римском государстве называли “рабы с хижинами”?Почему их труд стал применяться вместо труда рабов?
- Кого и почему римляне считали лучшим из императоров?
Учитель: итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!
II. Изучение нового материала
Достопримечательности Рима (Слайд 4)
Учитель: римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.
Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)
Учитель: итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.
Ученики: триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)
Учитель: давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.
Пантеон.
Учитель: название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)
На чьи храмы он похож?
Ученики: Пантеон похож на древнегреческие храмы.
Учитель: действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.
Что нового в облике Пантеона?
Ученики: новая деталь - крыша в форме полушария.
Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.
Диаметр купола Пантеона более 43 метров!
Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?
Ученики:изобретение бетона.
Учитель: вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)
Колизей. (Слайд 20)
Учитель: как называется здание такой формы?
Ученики: амфитеатр.
Учитель: для чего он построен? Чем впечатляет?
Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.
Большой цирк. (Слайд 21)
Учитель: Большой цирк - это ипподром. Вспомните, для чего нужен ипподром?
Ученики: для конских бегов.
Учитель: конские бега- одно из любимых развлечений римлян.
Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)
Учитель: в честь чего римляне строили такие сооружения?
Ученики: триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.
Учитель: в честь чего возведена колонна Траяна?
Ученики: колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.
Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)
Учитель: помните ли вы у греков конные статуи?
Ученики дают отрицательный ответ.
Учитель: конные статуи - это новшество римской скульптуры.
Акведук. (Слайд 24)
Учитель: вспомните, что это за сооружение?
Ученики: сооружение для подачи воды.
Учитель: итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?
Ученики: Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.
Учитель: мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.
(Слайд 25)
Ученики советуют:
- Сходи в Колизей, чтобы увидеть гладиаторские бои.
- Сходи в Большой цирк, чтобы увидеть конские бега.
- Сходи в Пантеон, чтобы помолиться всем богам и полюбоваться огромным куполом.
- Сходи на Форум к колонне Траяна, чтобы полюбоваться на рельеф, изображающий покорение даков.
- Сходи к Триумфальной арке, чтобы увидеть торжественное шествие полководца-победителя.
Учитель: как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?
Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.
Учитель: чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?
Ученики: город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.
1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).
Учитель: в Риме жили люди разного достатка: богатые и бедные. Ученые изучили и сделали описания их жилищ, но вот беда: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Разложите карточки в два столбика: слева те, что описывают дома богатых людей, справа - бедных. Для выполнения задания можно заглядывать в учебник (с. 279-282, п.2-3).
Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.
Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.
2. Жилище небогатого римлянина:
Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.
Учитель проводит проверку задания.
Ученики читают ответы. (Слайд 27)
Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.
Учитель просит записать определения новых слов, которые встретились при выполнении задания. (Слайд 28)
- Атрий – парадное помещение с отверстием в крыше и бассейном под ним.
- Инсула – многоэтажный жилой дом в Древнем Риме.
Учитель: сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)
Ученики: богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.
Физкультминутка. (Слайд 30)
Руки перед собой, вращение кистями.
Руки в замке перед собой.
Руки перед собой и вверх, потянулись.
Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
Руки на поясе, повороты.
3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)
Учитель: как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?
Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)
Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)
Учитель: термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.
Учитель: наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)
Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)
Учитель: если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?
Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.
Учитель: итак, где же римляне проводили свободное время?
Ученики: римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.
Учитель: о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?
Ученики: римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.
Учитель: римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)
Ученики: чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.
Учитель: как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?
Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.
III. Заключительный этап
Учитель: итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)
Ученики: Древний Рим - красивый, величественный, потрясающий, шумный, полный развлечений, разноликий город.
Закрепление
Учитель: давайте проверим свои знания. Скажите, верны ли следующие суждения:
- Рим был одним из красивейших городов древности (да).
- Римляне любили смотреть гладиаторские бои в Пантеоне (нет).
- Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира (да).
- Римляне ходили в Большой цирк смотреть на конские бега (да).
- Богатые римляне жили в многоэтажных домах-инсулах (нет).
- В каморках бедняков не было кухни, печи и водопровода (да).
- Термы – это римский театр (нет).
- Римская беднота требовала от императора “хлеба и зрелищ” (да).
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают:
- Что интересного вы для себя узнали?
- Что важного вы узнали на уроке?
- Кто из вас доволен своей работой на уроке?
Учитель благодарит учеников за работу и сообщает домашнее задание:
- пересказывать п. 58;
- подготовить письменное сообщение об одной из достопримечательностей Рима. (Слайд 38)