Методическая разработка занятия для старшеклассников "Сила воли в борьбе с вредными привычками"

Разделы: Школьная психологическая служба


На сегодняшний день наличие вредных привычек остается по-прежнему самым актуальным среди подрастающего населения. Из года в год ведется работа по пропаганде вреда вредных привычек, однако подростки мало принимают к сведению информацию. Молодежь продолжает курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества, не задумываясь о своем будущем. В связи с этим проведение активной воспитательной работы в данном направлении, является одним из главным в работе педагога. Данная методическая разработка поможет заинтересовать и обратить внимание обучающихся на вредные привычки, и сосредоточиться на понятии “сила воли человека”. Методическая разработка включает нетрадиционные формы проведения. Здесь наблюдаются не только информационные блоки, но и игровые формы, диагностические в виде тестов. Это способствует расширить понимание значимости заботы о своем здоровье и здоровье своего будущего.

Методическая цель: Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий для старшеклассников.

Цель: Нацелить обучающихся на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Расширить у обучающихся знания о негативном воздействии вредных привычек на организм человека.
  • Использовать понятие “сила воли” в борьбе с курением, алкоголем, наркоманией.
  • Воспитать интерес к здоровому образу жизни.

Форма занятия: психологическая беседа, тестирование и его анализ.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с творческим заданием, бланки теста.

План

1. Вступительное слово педагога.

2. Информационный блок.

3. Творческий блок.

4. Обучающий блок.

5. Диагностический блок.

6.  Заключительное слово педагога.

Оформление:

  • на доске надпись названия: “Сила воли в борьбе с вредными привычками”;
  • на партах лежит раздаточный материал: бланки теста “Подвержены ли вы никотиновой зависимости”, брошюрки о вреде курения и алкоголя;
  • карточки “Волевое действие”.

Ход проведения

Ведущий:

“Сегодня мы встретились и поговорим на очень злободневную тему нашей жизни, которая записана на доске. Но прежде давайте вспомним, какие же вредный привычки вы знаете и что же мы понимаем под понятием “вредные привычки”.

Информационный блок.

Участники из группы выступают последовательно с информацией о:

  • курении;
  • алкоголе;
  • наркомании;
  • игромании;
  • переедании;
  • ковырянии кожи.

Участник №1

Вредные привычки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза. Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка. Многие вредные привычки имеют характер зависимости, то есть человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. Но существуют вредные привычки, вызванные иными причинами, например, привычка не выполнять обещанное вызвана неумением отказывать в невыполнимой просьбе, привычка опаздывать — отсутствием некоторых полезных привычек. Некоторые вредные привычки сохраняются, потому что человек не подозревает о своей привычке либо не считает её вредной (во всяком случае, для себя).

Куремние — вид бытовой наркомании, заключающийся во вдыхании дыма препаратов, обычно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления наркотических препаратов (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.

Участник №2

Алкоголимзм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности. В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя. Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.

Участник №3

Наркомания — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов. В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они и являются наркотиками. Также употребляется термин “токсикомания” — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.

Участник №4

Игромания

Гемблинг (лудомания, игровая зависимость) — патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что приводит к их доминированию в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Некоторые исследователи также к азартным играм приравнивают торговлю на фондовом и валютном рынках.

Склонность к видеоиграм (в том числе онлайн-играм).

Участник №5

Ковыряние кожи Это может быть ковыряние кожи лица и/или тела, кожи головы, кожи пальцев рук и т.д.Иногда носит характер привычки самостоятельно избавляться от недостатков на лице - самостоятельные механические чистки лица, в худшем случае - привычка постоянно трогать кожу и выдавливать ногтями воспаленные участки или сдирать подсыхающие болячки. При этом высока вероятность еще большего воспаления, а также ухудшение состояния кожи, образование шрамиков, больших открытых пор, в том числе - опасность заражения крови. В редких случаях обладатель этой привычки ковыряет кожу и кладет содержимое в рот.

Причины: может скрываться невроз, вызванный стрессами и выражающийся в потребности причинять себе физическую боль после получения боли эмоциональной - пантономия. Причинение себе физической боли приносит временное успокоение, если запрещать себе это - может возникнуть "ломка", появляется тревожность, привычка трансформируется в новые, другие формы - ковырять в носу, грызть ногти и т.д. Тот же самый невроз может выражаться в потребности постоянного за действия рук - в постоянной активации мелкой моторики. Трансформируется в своего рода ритуал для успокоения нервов. Фобия идеального лица: малейшая неровность или прыщик вызывают неудовольствие и желание удалить, сковырнув.

Творческий блок.

Ведущий: “Да, очень много оказывается вредных привычек, но почему же люди все это делают? Наверное, есть причины. Давайте теперь каждый из вас подумает и запишет у себя на листках положительные и отрицательные причины.

(листок делим на две половины, обучающиеся записываю причины самостоятельно, после выполнения идет дискуссия в аудитории, с чем можно согласиться, с чем нельзя)”

Идет дискуссия.

Обучающий блок.

Ведущий:

“Конечно, очень сложно в этом мире соблазнов устоять от вредных привычек, когда вокруг тебя практически все знакомые и друзья употребляют табак и алкоголь, играют в азартные игры. Но если человек захочет он может справиться со всеми испытаниями судьбы и в этом помогает наша сила воли, волевая установка, отвлекающие предметы для рук: четки, шары, эспандер, вязание и вышивание и т.п., успокоительные средства (травы), консультация психолога (устранение причины - стрессов).

Что такое сила воли? Это качество человека? Как её развить у себя? Давайте послушаем наших выступающих”

Участник №1

Сила воли - одна из главных черт характера человека. Нередко даже говорят "характер" вместо "сила воли" . Это не случайно, ведь от того, насколько в человеке развита сила воли зависит то как он сможет реализовать другие свои качества. Некоторые люди говорят, что им сила воли не нужна или что им это просто не дано. Они с каким-то облегчением говорят: "Ну нет у меня силы воли". При этом зарядка и холодный душ по утрам с чистой совестью откладываются до следующего понедельника, или достается очередная сигарета из пачки или делается что-то еще, от чего нужно было отказаться. Видимо эти люди просто лукавят перед другими, а может даже и перед собой прикрывая свою слабость. Кстати, эти люди протестуют, если их называют бесхарактерными. Иметь характер хотят все. Поэтому целесообразно начинать совершенствовать себя именно с воспитания в себе силы воли. Развитие в себе силы воли - очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, чего делать не хочется, либо наоборот, отказ от того что очень хочется. Лучше всего развивать силу воли занимаясь спортом (любым, главное чтобы систематически и не для галочки). В спорте постоянно приходится добиваться каких-то результатов, преодолевая различные трудности и свое второе я. То самое второе я, которое умоляет вас утром полежать в постели еще пять минут, хотя вы уже опаздываете. Это то Я, которое заставляет купить еще одну булочку или пачку сигарет, хотя вы вчера твердо решили больше не покупать. Это то Я, которое успокаивает вас: "Да ладно, не так уж и трудно - прибраться за другими", хотя вы точно знаете, что сегодня не ваша очередь и внутри у вас все кипит. Это второе я есть в каждом человеке и почти каждый из нас ежедневно, по много раз вступает с ним в схватку. И здесь, как в спорте, вы испытываете и радость победы, и горечь поражения, словно вы соперничали с другим человеком. И то, как часто вы побеждаете в этих схватках, показывает степень развития вашей силы воли. Вас хотя и "два в одном", но вы-то - первый. А значит и хозяином в себе должны быть именно вы. Тот, кто уже перестал бороться, похож на мужа-подкаблучника - он вызывает жалость и презрение.

Участник №2

Занятия спортом не должны быть похожи на физкультуру в школе - два раза в неделю чтобы отбыть урок, а заодно весело провести время. Это должно быть не походом в спортзал, а именно тренировкой. Если вы взяли коньки и друзей для компании, пошли на каток и покатались там один час - это замечательно, это здоровье и хорошие эмоции. Но это не спорт, это активный отдых. Тренировка начинается тогда, когда вы поставите себе задачу пробежать за этот час 20 кругов (30,40,...). При таком подходе обязательно наступит момент, когда ваше второе я закричит: "Хватит! Больше не могу! Зачем все это?! А может это даже вредно!". Вот это тот момент, который вам нужен! Только теперь у вас появилась возможность увеличить силу вашей воли. Сейчас ваш враг - это ваше второе Я. Смотрите на вещи так, что проигрываете не сопернику, которого вы никак не догоните - вы уступаете своему второму Я. И боритесь не с соперником, а со вторым я. Вспоминайте сколько раз оно вас подводило, предавало, ненавидьте его, ругайтесь на него, проклинайте его, посылайте куда подальше - его нужно подавить любым способом. Если вы устоите, не поддадитесь ему - вы победитель! Вы выиграли, даже если вы так и не догнали бегущего впереди (может это был Сергей Клевченя :)). Если вы выиграли схватку с собой - вы обязательно почувствуете это. После тренировки вы будете ощущать себе обессиленным, но при этом будете испытывать эмоциональный подъем. Поздравляю вас - тренировка удалась, вы стали чуточку сильнее! Повторяю - спорт может быть любой: бокс, бадминтон, танцы, шахматы. Главное - интенсивность тренировок. Успех приходит только тогда, когда каждая тренировка доводит человека до грани его возможностей. Конец тренировки должен превращаться в пытку. Все действия, предпринимаемые в целях воспитания волевых усилий, спортсмен должен проводить энергично и в высоком темпе. Но если со спортом у вас все-таки не получается то это тоже не беда.

Участник №3

Повседневная жизнь предоставляет просто безграничные возможности для самосовершенствования. В каждом новом дне первое, что встречает нас: звонок будильника - уже является испытанием силы воли для большинства людей. Например, мой мозг по утрам часто отказывается воспринимать любые разумные доводы о том, что я могу опоздать на работу. И только когда мне удается прямо поставить перед собой вопрос: "Ну и где же твоя воля?" я поднимаюсь. И далее в течении всего дня мы пободаем во множество подобных ситуаций, где вам необходимо принять решение делать что-то или не делать, а если делать, то когда и как. И часто мы идем на компромисс, мы принимаем не такое решение, какое нам нужно, а такое, которое проще выполнить. Вот здесь и нужно напрягать волю, заставлять себя делать, заставлять думать. Потому что никто не станет заставлять делать то, что нужно вам. Если вас кто-то и будет заставлять, значит, он заставит вас думать и делать так, как нужно ему. Чтобы ему противостоять вам опять понадобится напрячь волю. Чтобы идти по жизни в том направлении, в котором вам нужно, а не плыть туда, куда вас понесет, вам придется напрягать свою волю часто и помногу. И она, как мышца, от постоянных нагрузок будет становиться сильней и крепче. И когда вы достаточно укрепите свою силу воли, ее частое напряжение уже не будет вызывать такого дискомфорта как вначале. Кроме того вы увидите что и жизнь ваша изменилась к лучшему. В заключение приведу прекрасное правило, дающее любому человеку, в любой момент времени возможность потренировать свою силу воли. Признайся себе, что тебе в этот момент меньше всего хочется делать и сделай это. И еще одно важное замечание: необходимо добиваться результативности упражнений, направленных на воспитание силы воли.

Силы, затраченные впустую, разрушают способность к волевому усилию.

Диагностический блок.

Ведущий:

“Надеемся, что наша сегодняшняя встреча не останется просто для вас информацией, а будет толчком к искоренению ваших вредных привычек. А сейчас мы сможем узнать: подвержены ли вы никотиновой зависимости, какой же мотив у вас употреблять табак?”

(предлагаем ответить на вопросы теста и подсчитать результаты, идет обсуждение результатов, делаем выводы).

Ведущий:

“Ваша никотиновая зависимость еще не высока и вас есть шанс выработать в себе сильную силу воли, а начать нужно уже сегодня с этого момента. Давайте подумаем о своем будущем, ведь жизнь человеку дается только один раз и нужно её прожить достойно.

Всем мы желаем здоровья и крепкой силы воли!”

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест: “Подвержены ли вы никотиновой зависимости”

Инструкция: отвечая на утверждения, оцените ответы в баллах:

  • Никогда 1 балл
  • Редко 2 балла
  • Иногда 3 балла
  • Часто 4 балла
  • Всегда 5 баллов

А. Курение помогает мне держать себя “в форме”, не дает расслабиться.

Б. Разминая сигарету, я уже начинаю получать частичное удовольствие.

В. Я курю, чтобы расслабиться и отдохнуть.

Г. Когда я раздражен(а), курение помогает мне успокоиться.

Д. Если мои сигареты закончились, то мне не терпится поскорей раздобыть их снова.

Е. Я закуриваю автоматически, часто не замечая этого.

Ж. Курение помогает мне поднять жизненный тонус, стимулирования себя.

З. Сам процесс закуривания уже доставляет мне удовольствие.

И. Я испытываю наслаждение от процесса курения.

К. Когда мне не по себе и я чем-нибудь расстроен(а), то мне просто необходимо тут же закурить.

Л. Я хорошо чувствую те моменты, когда не курю.

М. Я закуриваю новую сигарету, не замечая, что предыдущая еще не догорела в пепельнице.

Н. Я закуриваю, чтобы “подстегнуть себя”.

О. При курении я получаю частичное удовольствие, выпуская дым и наблюдая за ним.

П. Когда я удобно устроюсь и расслаблюсь, то мне сразу хочется закурить.

Р. Курение помогает мне, когда чувствую себя подавленным(ой) и хочу отключиться от неприятностей.

С. Меня мучит настоящее “чувство голода” по сигарете, если я какое-то время не курил(а).

Т. Почувствовав во рту сигарету, я часто не могу вспомнить, когда ее закурил(а).

Подсчет баллов: сумма подсчитывается по каждой из следующих шести групп мотивов.

А+Ж+Н – взбадривание “от лени”, искусственное стимулирование

Б+З+О – удовольствие, “Кайф” от самого процесса курения.

В+И+П – желание расслабиться, поднять настроение, поддержать хорошее расположение духа.

Г+К+Р – снятие стресса, напряжения, подавленности; иллюзия разрешения проблем, создание ощущения “как будто они решены”.

Д+Л+С – психологическая зависимость, когда желание закурить не контролируется.

Е+М+Т – привычка, “вторая натура”.

От 0 до 7 баллов – ваша никотиновая зависимость пока невысока, особенно если она касается только первых трех групп мотивов. При желании вы вполне способны справиться с ней самостоятельно, для этого не требуется большого усилия воли и помощи специалистов.

От 8 до 10 баллов – средняя степень зависимости. Чтобы бросить курить, вам придется приложить некоторые усилия, главное – ваше желание.

От 11 до 15 баллов – высокая никотиновая зависимость, в особенности, если затронуты три последние группы мотивов. Если вы действительно приняли решение расстаться с этой пагубной привычкой для здоровья, то вам понадобятся четкий продуманный план, последовательность действий и сознательное усилие воли.

Литература.

1. Запороженко В.Г., “Образ жизни и вредные привычки”, М.,1984г.

2. Аршанский М.В., “Диагностика и профилактика аддитивного поведения”, Калуга, 2010г.

3. Володин В. “Как вырабатывать силу воли”, М.,2006г.