Предмет: литературное чтение.
Класс: 3.
УМК: любой
Цель деятельности учителя: разобраться вместе с детьми в понятии “Добро”, нужны ли добрые поступки, обогащают ли они человека.
Задачи урока:
- подвести детей к выводу о том, что доброта, добрые поступки необходимы не только тем, на кого они направлены, но и тем, кто их совершает
- использовать на уроке приемы технологии критического мышления: синквейн, корзина идей, кластер
- развивать умение работать в команде
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок “открытия” нового знания на основе технологии критического мышления.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
- регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
- познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся создавать синквейн на заданную тему, кластер, устанавлииивать связи между героями литературного произведения.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с текстом, устные и письменные упражнения.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор;
- мультимедийное приложение к уроку (презентация);
- конверты с заданиями;
- маркеры, листы бумаги;
- сердечки трех цветов
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
Дети заранее разделены на 5 команд. На столах лежат конверты с заданиями, чистые листы, маркеры, вырезанные из цв. бумаги сердечки | |
1.Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности (3 мин) Учитель: Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами! И начать наш урок я хочу со слов Людмилы Татьяничевой “Делать людям хорошо – хорошеть самому”. - Как вы понимаете эти слова? (От хороших поступков самому становится легче и приятнее). |
Слайд 1 |
2. Вызов (8 мин) Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о песочных часах. Песочные часы ... - Какие ассоциации приходят вам на ум? Что вы себе представляете, когда слышите это словосочетание? (Это устройство для измерения времени) Начинаем создавать кластер на доске (пишет учитель) Устройство-песок-время |
Слайд 2 |
- Что же это за устройство? Я заранее
попросила Рому найти в толковом словаре
информацию о пес.часах. Давайте послушаем.
(Рассказывает ученик) Учитель: - Какие еще ассоциации возникли у вас, когда вы услышали “Песочные часы”? (Это сказка) Дополняем кластер. |
Слайд 3 |
- Именно о сказке мы сегодня и будем
говорить. - Это авторская сказка. Кто ее автор? (Вениамин Каверин) - Об авторе нам расскажет Женя Борисова (заранее дается задание). - Знакомство с такими замечательными книгами как “Два капитана”, “Открытая книга” вас ждет впереди, а сегодня у нас сказка. Все вы прочитали ее и для того, чтобы нам сегодня поговорить о нейды, вы разбились на команды: 1 – единомышленники 2 – словесники 3 - доказчики 4 – цепочка 5 – рассказчики |
Слайд 4, 5, 6, 7 |
Каждой команде дано задание. Оно в
конверте на столе. Но прежде чем начать работать,
давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 7 Теперь откройте свои конверты и поработайте с заданиями 10-12 мин. |
Слайд 8 |
3. Осмысление. (16 мин.) 1. - Докажите, что это сказка (Доказчики) 2. - Назовите главных героев сказки (Единомышленники) Продолжаем дополнять кластер. 3. - Дайте характеристику Петьке (Цепочка) 4. - Дайте характеристику Бороде (Рассказчики) 5. - Дайте характеристику Фее (Словесники) 6. - Дайте характеристику Тане (Доказчики) Установим связи между героями сказки (Проводим линии-связи в кластере: ученик у доски комментирует как связаны герои) |
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
7. - В каком порядке происходят события в
сказке? Установим порядок микротем. (Цепочка) 8. Насколько хорошо вы знаете текст сказки? - Найти ошибки. (Единомышленники) |
Слайд 13 |
Я вижу, что вы внимательно читали
сказку, хорошо знаете события, происходящие в
ней. А кто, по-вашему, является главным героем
этой истории? (Ответы детей) - Конечно, Таня. - Почему эта девочка привлекает к себе особенное внимание? Чем она нас поражает? (Таня совершила самоотверженный поступок) |
Слайд 14 |
- Как вы думаете, какое главное
человеческое качество было у Тани и двигало ею?
(Доброта) - Что же такое “доброта”? Какого человека называют добрым? - Попробуйте сформулировать это определение и запишите его на листах бумаги. |
Слайд 15 |
4. Корзина идей (2 мин.) На доске – изображение корзины. Дети прикрепляют около корзины листы с формулировками понятий “доброта”, “добрый человек”. Учитель зачитывает их вслух. - Мне очень нравятся ваши определения. - А как вы думаете, человек уже рождается с этими качествами или их можно и нужно в себе воспитать? (Ответы детей) - А как можно воспитать в себе доброту, сострадание, восприятие чужого горя как своего? (Совершать хорошие добрые поступки) |
Слайд 16 |
- Какой, на ваш взгляд, самый напряженный
момент в сказке? Где мы, затаив дыхание, читали и
думали: Только бы не ....? (Когда Таня танцует) - Давайте еще раз вспомним этот момент (Отрывок из м/ф) - Мы с вами еще раз окунулись в эту напряженную атмосферу. Что же замирало, щемило у нас в груди? - Составьте из первых букв названий ваших команд слово. Это СЕРДЦЕ! - Прочитайте свои синквейны. (Дети зачитывают то, что у них получилось) |
Переход в режиме онлайн к демонстрайии
отрывкаиз м/ф Слайд 17-18-19 Слайд 20-21 |
8. Рефлексия деятельности (3 мин) - Давайте устроим голосование. У вас на партах лежат сердечки разных цветов. Прикрепите к доске красные сердечки те из вас, чье сердце открыто для добрых дел, зелные – те, кто пока не готов совершать добрые поступки, синие – те, кто считает, что добрые дела не нужны и жить надо для себя. (Дети голосуют) - Мне очень приятно, что сердце большинства из вас открыто добру. Ведь добрая воля людей, их благожелательность, сочувствие и внимание к окружающим лежит в основе чудес. Давайте сделаем мир добрее! Спасибо! |
Слайд 22 |