Урок внеклассного чтения по сказке В.Каверина "Песочные часы"

Разделы: Начальная школа


Предмет: литературное чтение.

Класс: 3.

УМК: любой

Цель деятельности учителя: разобраться вместе с детьми в понятии “Добро”, нужны ли добрые поступки, обогащают ли они человека.

Задачи урока:

  • подвести детей к выводу о том, что доброта, добрые поступки необходимы не только тем, на кого они направлены, но и тем, кто их совершает
  • использовать на уроке приемы технологии критического мышления: синквейн, корзина идей, кластер
  • развивать умение работать в команде
  • воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок “открытия” нового знания на основе технологии критического мышления.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся создавать синквейн на заданную тему, кластер, устанавлииивать связи между героями литературного произведения.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с текстом, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

Дети заранее разделены на 5 команд. На столах лежат конверты с заданиями, чистые листы, маркеры, вырезанные из цв. бумаги сердечки
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3 мин)

Учитель:

Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!

И начать наш урок я хочу со слов Людмилы Татьяничевой “Делать людям хорошо – хорошеть самому”.

- Как вы понимаете эти слова? (От хороших поступков самому становится легче и приятнее).

Слайд 1
2. Вызов (8 мин)

Учитель:

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о песочных часах. Песочные часы ...

- Какие ассоциации приходят вам на ум? Что вы себе представляете, когда слышите это словосочетание? (Это устройство для измерения времени)

Начинаем создавать кластер на доске (пишет учитель)

Устройство-песок-время
|
Песочные часы

Слайд 2
- Что же это за устройство? Я заранее попросила Рому найти в толковом словаре информацию о пес.часах. Давайте послушаем. (Рассказывает ученик)

Учитель:

- Какие еще ассоциации возникли у вас, когда вы услышали “Песочные часы”? (Это сказка)

Дополняем кластер.

Слайд 3
- Именно о сказке мы сегодня и будем говорить.

- Это авторская сказка. Кто ее автор? (Вениамин Каверин)

- Об авторе нам расскажет Женя Борисова (заранее дается задание).

- Знакомство с такими замечательными книгами как “Два капитана”, “Открытая книга” вас ждет впереди, а сегодня у нас сказка. Все вы прочитали ее и для того, чтобы нам сегодня поговорить о нейды, вы разбились на команды:

1 – единомышленники

2 – словесники

3 - доказчики

4 – цепочка

5 – рассказчики

Слайд 4, 5, 6, 7
Каждой команде дано задание. Оно в конверте на столе. Но прежде чем начать работать, давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 7

Теперь откройте свои конверты и поработайте с заданиями 10-12 мин.

Слайд 8
3. Осмысление. (16 мин.)

1. - Докажите, что это сказка (Доказчики)

2. - Назовите главных героев сказки (Единомышленники)

Продолжаем дополнять кластер.

3. - Дайте характеристику Петьке (Цепочка)

4. - Дайте характеристику Бороде (Рассказчики)

5. - Дайте характеристику Фее (Словесники)

6. - Дайте характеристику Тане (Доказчики)

Установим связи между героями сказки (Проводим линии-связи в кластере: ученик у доски комментирует как связаны герои)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

7. - В каком порядке происходят события в сказке?

Установим порядок микротем. (Цепочка)

8. Насколько хорошо вы знаете текст сказки?

- Найти ошибки. (Единомышленники)

Слайд 13
Я вижу, что вы внимательно читали сказку, хорошо знаете события, происходящие в ней. А кто, по-вашему, является главным героем этой истории? (Ответы детей)

- Конечно, Таня.

- Почему эта девочка привлекает к себе особенное внимание? Чем она нас поражает? (Таня совершила самоотверженный поступок)

Слайд 14
- Как вы думаете, какое главное человеческое качество было у Тани и двигало ею? (Доброта)

- Что же такое “доброта”? Какого человека называют добрым?

- Попробуйте сформулировать это определение и запишите его на листах бумаги.

Слайд 15
4. Корзина идей (2 мин.)

На доске – изображение корзины. Дети прикрепляют около корзины листы с формулировками понятий “доброта”, “добрый человек”. Учитель зачитывает их вслух.

- Мне очень нравятся ваши определения.

- А как вы думаете, человек уже рождается с этими качествами или их можно и нужно в себе воспитать? (Ответы детей)

- А как можно воспитать в себе доброту, сострадание, восприятие чужого горя как своего? (Совершать хорошие добрые поступки)

Слайд 16
- Какой, на ваш взгляд, самый напряженный момент в сказке? Где мы, затаив дыхание, читали и думали: Только бы не ....? (Когда Таня танцует)

- Давайте еще раз вспомним этот момент (Отрывок из м/ф)

- Мы с вами еще раз окунулись в эту напряженную атмосферу. Что же замирало, щемило у нас в груди?

- Составьте из первых букв названий ваших команд слово. Это СЕРДЦЕ!

- Прочитайте свои синквейны. (Дети зачитывают то, что у них получилось)

Переход в режиме онлайн к демонстрайии отрывкаиз м/ф

Слайд 17-18-19

Слайд 20-21

8. Рефлексия деятельности (3 мин)

- Давайте устроим голосование. У вас на партах лежат сердечки разных цветов. Прикрепите к доске красные сердечки те из вас, чье сердце открыто для добрых дел, зелные – те, кто пока не готов совершать добрые поступки, синие – те, кто считает, что добрые дела не нужны и жить надо для себя. (Дети голосуют)

- Мне очень приятно, что сердце большинства из вас открыто добру. Ведь добрая воля людей, их благожелательность, сочувствие и внимание к окружающим лежит в основе чудес. Давайте сделаем мир добрее! Спасибо!

Слайд 22