Цель урока: показать значение освещения в изобразительном искусстве.
Задачи урока:
Учебные:
1. Формировать представление учащихся о том, что свет является важным условием выявления формы, объёма, фактуры предмета.
2. Формировать знания об элементах светотени.
3. Формировать умение передавать объём предмета с помощью света и тени.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
2. Воспитывать уважение и восхищение работами мастеров изобразительного искусства.
3. Воспитывать у учащихся терпимого отношения к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
4. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Развивающие:
1. Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
2. Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.
3. Развивать художественный вкус и творческие способности.
4. Развивать эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.
Технологии: организация исследовательской деятельности, проблемное обучение, ИКТ- технология, коллективное творчество.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ-технологий.
Методы:
по источнику получения знаний:
- наглядный, словесный,
по виду деятельности учащихся:
- проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы в группе.
- Метод сопоставления.
Материалы и оборудование:
1. Карандаш, бумага, фонарик, геометрические тела разных фактур и форм.
2. Презентация к уроку “Освещение. Свет и тень”.
3. Мультимедийный проектор, компьютер, документ-камера, магнитофон.
4. Затемнение класса.
5. Музыкальные записи: Л.В.Бетховен, “Симфония № 5”; П.И.Чайковский, “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.
Межпредметные связи: музыка, МХК, информатика и ИКТ.
План урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Формулирование темы урока.
3. Постановка проблемы, пути её решения.
4. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый метод. (Исследовательская работа на столах)
5. Демонстрация нанесения светотени на предмет в зависимости от его формы и расположения источника света (использование документ-камеры).
6. Выставка нескольких работ с использованием документ-камеры. Контрольное задание “Найди ошибку”.
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте...!
(Дети входят в затемнённый класс, садятся за сформированные для работы в группах столы, звучит “Симфония № 5” Л.В.Бетховена, идёт просмотр видеоряда работ художников).
СЛАЙД № 2-7
Учитель: Какие чувства вас охватили?
Ответы учащихся: Страх, радость, тревога, настороженность.
Учитель: Что заставило нас ощутить столько чувств, эмоций при слушании музыкального произведения?
Ответы учащихся: Звуки. Из звуков возникает мелодия, рождается музыка.
Учитель: С помощью чего писатель передает свои чувства, что он подбирает, ищет?
Ответы учащихся: Он ищет самые выразительные слова.
Учитель: Материал музыки – это звуки, писателя - слово. Что же является материалом художника?
Ответы учащихся: Краски – материал живописи, материал художника. Как звуки, краски могут быть и радостными, и печальными.
2. Формулирование темы урока.
Учитель: Ребята! Сейчас вы увидели работы разных художников, разного времени. Но что объединяет все эти работы?
Ответы учащихся: (в них присутствует освещение, свет, они написаны на тёмном фоне ...)
Учитель: Давайте ближе познакомимся с авторами и их работами.
СЛАЙД № 8
Микеланджело да Караваджо считается одним из первых художников 17 века, который применил приём резкого противопоставления света и тени.
На его работах резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства, что создаёт ощущение повышенной реалистичности и в то же время придаёт обычным вещам загадочность.
Источник света не виден: очевидно, художник имел ввиду Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл.
СЛАЙД № 9
Последователем Караваджо был Жорж де Латур. Картина “Святой Иосиф-плотник” на первый взгляд полностью лишена какой либо торжественности; художник представил обычного ремесленника с мальчиком - мальчик – Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом. И хотя речь идёт о плотнике, пламя свечи освещает лицо Христа и привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа.
СЛАЙД № 10
Другим художником, использовавшим возможности направленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Живописец изобразил простые и изящные вещи: вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Его работа реалистична, каждый предмет изображён отдельно, что бы почувствовать его значительность. Чувствуется даже материал из которого сделаны эти предметы.
СЛАЙД № 11
Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шардена – источник света дальше и не такой контрастный Кажется, что человек прикасался к предметам, пользовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращение хозяина. Данная работа была заказана художнику Екатериной II для оформления конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге.
СЛАЙД № 12
Вопрос: Как бы вы назвали сегодня тему нашего урока?
Рассуждения учащихся: (“Освещение. Свет и тень в изобразительном искусстве”)
(Учитель демонстрирует на слайде, сформулированную учениками тему)
3. Постановка проблемы, пути её решения.
СЛАЙД № 13
Постановка проблемы:
Учитель: Хотите научиться выполнять изображения объёмно, реалистично, как сейчас принято говорить в 3D формате?
Ответы учащихся: Да
Учитель: Тогда нам нужно отправиться в королевство света и тени. А как нам в неё попасть?
Рассуждения учащихся: (включить источник света)
(Затемняется экран, учащиеся включают фонарики, звучит музыкальный фрагмент музыки П.И.Чайковского “Вальс снежных хлопьев) из балета “Щелкунчик”, учитель направляет луч своего фонарика на стеклянный шар, дети в такт музыке играют светом фонариков)
Пути решения проблемы:
Учитель: Для того чтобы научиться рисовать реалистично нужно знать законы света и тени, которые мы с вами сейчас узнаем.
СЛАЙД № 14
Предметы можно освещать: сзади (контражур), спереди (фронтально), сбоку.
СЛАЙД № 15
Светотень - это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
СЛАЙД № 16
Элементы светотени:
- Блик
- Свет
- Полутень
- Собственная тень
- Рефлекс
- Падающая тень
4. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый метод.
СЛАЙД № 17-18
(Исследовательская работа на столах)
Исследуйте положение светотени в зависимости от расположения источника света.
- Сравните собственную и падающую тени.
- Рассмотрите направление падающей тени.
- От чего зависит направление падающей тени?
- Найдите рефлекс на поверхности предмета.
- Какая сторона предмета самая светлая?
5. Демонстрация нанесения светотени на предмет в зависимости от его формы и расположения источника света (использование документ-камеры).
(Самостоятельная работа детей под руководством учителя)
6. Выставка нескольких работ с использованием документ-камеры. (Любование работой).
СЛАЙД № 19
Контрольное задание “Найди ошибку”.
7. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на листочке:
- сегодня я узнал...
- было интересно...
- было трудно...
- я выполнял задания...
- я понял, что...
- теперь я могу...
- я почувствовал, что...
- урок дал мне для жизни...
- мне захотелось...
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
- О чём мы сегодня узнали?
- Что понравилось?
- Какая часть работы вам понравилась больше?
- Где вам было трудно?
- Что дал урок для жизни?
Стр. учебника 68-75, читать. Художественные материалы: чёрная гелевая ручка, альбом.