Класс: 9
УМК: О.С. Габриелян. Учебник. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2014
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами железа
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Изучить физические и химические свойства железа. Формировать информационную компетентность (умение извлекать информацию из различных источников (таблицы Менделеева, учебника, дополнительной литературы и Интернета и реальных объектов (лабораторный опыт).
- Развивать логическое мышление (анализ информации, умение наблюдать), а также познавательную активность (через самостоятельную работу и отсроченное домашнее задание, дополнительные сведения межпредметного характера).
- Вызвать заинтересованность в изучении природных богатств родного края (через работу с разными источниками информации).
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
- Способствовать развитию познавательных интересов, учебной мотивации, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, нравственно-этических чувств и регуляторов морального поведения.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
- Регулятивных - развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы, определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы, планирования, прогнозирования, волевой саморегуляции, осуществления самоконтроля по результату и по способу действия. Развивать способности к рефлексии, к познавательной инициативе, самостоятельному учету результатов действия, внесение необходимых корректив.
- Коммуникативных – развивать культуру общения, чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно через работу в парах, группе; воспитывать культуру умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с химическими реактивами, ответственность за результаты своего труда, выражение своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование
- Познавательных – развивать умение анализировать и оценивать информацию, строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий, предлагать решение выдвинутых задач, устанавливать причинно-следственных связи, делать обобщающие выводы, структурировать знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы урока: медиапроектор, для лабораторного опыта: порошок железа (или гвоздик) и раствор медного купороса.
Дидактическая структура урока | Содержание деятельности учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы | Содержание деятельности учеников | Универсальные учебные действия |
Организация начала урока | Приветствует учащихся, определяет готовность учащихся к уроку, создаёт позитивный настрой. | Вступительные слова учителя, создание рабочего настроя | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, приветствуют учителя. | Коммуникативные: стиль общения
с учителем и друг с другом Регулятивные: самонастрой на работу развивать умение определять и формулировать цель |
Проверка домашнего задания | Учитель предлагает учащимся выполнить тест (письменно на карточках) | Тест находится в приложении 1 | Ребята выполняют тест письменно. | Познавательные: развивать умение оценивать полученную информацию, строить логическую цепочку рассуждений Регулятивные: учить адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия (решения), так и по ходу его реализации. |
Учитель открывает слайд с реакцией с двумя неизвестными и предлагает решить. | Схема уравнения реакции: Al2(SO4)3 + X —> Al(OH)3 + Y веществами X и Y являются соответственно: а) H2O и S б) Cu(OH)2 и CuSO4 в) KOH и K2SO4 г) O2 и H2SO4 |
Ребята выполняют задание устно. | Познавательные: самостоятельное достраивание недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез. |
|
Мотивация учебной деятельности | Учитель готовит ребят к сознательному восприятию материала, зачитывает легенду. | Легенда находится в приложении 2. Вопрос: “Как вы думаете, что выбрали местные жители?” | Ребята высказывают предположения о выборе водяного царя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками последовательности действий. |
Учитель говорит, что местные жители
без колебания выбрали железо. А водяной, судя по
всему, слово своё сдержал: железные запасы до сих
пор не иссякли. Эта легенда сложена жителями
Австрии. Сегодня тема урока “Железо. Физические и химические свойства”. |
Какую тему урока мы сегодня будем изучать? | Ребята отвечают | Регулятивные планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и |
|
Актуализация опорных знаний | Учитель оценивает подготовленность
учащихся к освоению новой темы
По электронно-графической формуле объясняет появление степени окисления +3 (“провал электронов”) |
Задание: Определить положение
элемента железа в периодической таблице по
плану: -знак - порядковый номер -номер периода -номер группы - главная или побочная подгруппа. На доске: заполнение электронно-графической формулы. Определить степень окисления и валентность железа. |
ребята определяют положение железа по таблице, заполняют электронно-графическую формулу, определяют степень окисления и валентность. | Познавательные – развивать
умение осуществлять поиск информации по
учебнику, оценивать полученную информацию - создавать схемы для решения задач (заполнение электронно-графической формулы и выявление по ней степеней окисления) |
Получение новых знаний | Переходим к изучению физических
свойств железа.
При проверке свойства №2 (про цвет) , напомнить видео “Получение железа алюмотермией”. Какой цвет железа запомнился вам? |
Работа с учебником, параграф 14,
заполнение по плану: Агрегатное состояние (твёрдое) Цвет (серебристо-белый, но чаще серый) t плавления (1539°С) Пластичность (хорошая) Особое свойство (намагничивается и размагничивается) |
Выписывают из текста учебника данные о свойствах железа, согласно плану. | Познавательные: развивать
способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников. - Учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, слушать собеседника |
Учитель включает слайд с
изображением кристаллической решётки железа. “Металлическая кристаллическая решётка железа имеет кубическую форму и обуславливает наличие характерных металлических свойств (блеска, звона, электро- и теплопроводности, пластичности).Своеобразная копия решётки железа украшает город Брюссель в Бельгии. |
Рассказ учителя | Слушают рассказ учителя | Коммуникативные: - умение
выражать свои мысли, слушать собеседника Познавательные: развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений. |
|
Учитель говорит о том, что различают железо: химически чистое (< 0, 01% примесей) и технически чистое (< 0,02-0,04% примесей). Химически чистое железо коррозии не подвергается. | по ходу рассказа строится схема на доске или слайд | ребята записывают схему в тетрадь | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
|
В земной коре железо распространено
достаточно широко. На его долю приходится: Около 4,1 % массы земной коры (4-е место среди всех элементов, 2-е среди металлов). По запасам железных руд Россия занимает первое место в мире. В морской воде 1·10 -5 - 1 * 10 -10 % железа |
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса |
|||
Железные руды, которыми богата наша
страна: - бурый железняк (лимонит) – 2Fe2O3 * 3 H2O - красный железняк (гематит) – Fe2O3- магнитный железняк (магнетит) – Fe3O4 - шпатовый железняк (сидерит) – FeCO3 - пирит (серный колчедан) – FeS2 На базе Костомукшского железорудного месторождения работает горнообогатительный комбинат. Он перерабатывает железистые кварциты. |
Ставит задачу перед ребятами. Требуется найти в Интернете (дома) и выписать : какую химическую формулу имеют железистые кварциты? | Записывают домашнее задание в тетради. | Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
|
Учитель продолжает рассказ: Первое железо, которое использовал для своих нужд первобытный человек, было метеоритного происхождения. На Землю падают метеориты, состоящие в основном из железа. Самым крупным железным метеоритом является метеорит, найденный в 1920 году на юго-западе Африки весом 60 т. Метеоритное железо самородное. Железо обнаружено также на Марсе и на Луне. Самородное железо на Земле – редкость. Ядро Земли состоит из железа и никеля, но они недоступны для человека. |
Рассказ учителя | Слушают рассказ учителя | ||
Химические свойства железа: | Разделите страницу тетради на две
колонки, озаглавьте Fe +2 и Fe +3 |
ребята расчерчивают таблицу в тетради. | ||
1) Взаимодействие с неметаллами Железо реагирует с серой, при этом получается сульфид железа, в котором степень окисления железа +2 Если же железо взаимодействует с хлором (а хлор сильнее по окислительным свойствам чем сера), то степень окисления в хлориде железа у железа будет уже +3 |
показывает два видеофрагмента: “взаимодействие железа с серой” и “взаимодействие железа с хлором”. | Ребята сами записывают уравнения в таблице в тетради | Познавательные: извлечение необходимой информации от просмотра видеофрагментов - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (написание уравнений реакций) |
|
2) Сгорая в кислороде, железо образует смесь оксидов – железную окалину | показ видеофрагмента “горение железа в кислороде” | смотрят видеофрагмент и записывают уравнение в тетради (посередине обоих столбиков) | Познавательные: извлечение необходимой информации от просмотра видеофрагментов - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (написание уравнений реакций |
|
3) Взаимодействие железа с соляной
кислотой приводит к образованию соли
двухвалентного железа. Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 |
просит ребят записать уравнение в соответствующий столбик | записывают уравнение самостоятельно | ||
4) Взаимодействие железа с
разбавленной азотной кислотой (а это сильнейший
окислитель) приводит к образованию соли
трёхвалентного железа. H2SO4 (конц) и HNO3 (конц.) пассивируют железо. На поверхности металла образуется плотная прочная оксидная плёнка. |
показ видеофрагмента
“взаимодействие железа с разбавленной азотной
кислотой” показ видеофрагмента |
ребята записывают уравнение со слайда | Познавательные: извлечение необходимой информации от просмотра видеофрагментов - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (написание уравнений реакций |
|
5) С солью реакция пойдёт только в том случае, если железо будет стоять раньше металла в ряду напряжений металлов. | Лабораторный опыт: Положите в пробирку железный гвоздик Налейте немного медного купороса Что наблюдаете? |
Ребята выполняют лабораторный опыт, уравнение реакции записывают в тетрадь. | Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. |
|
6) С водой железо реагирует при
высокой температуре (700-800 ° С) 3Fe +4 H2O —>t —> Fe3O4 + 4H2O |
показывает слайд с реакцией (или записывает уравнение на доске) | записывают уравнение в тетради посередине через два столбика. | ||
7) Если условия обычные и
присутствует кислород, то железо корродирует. 4Fe + 3O2 +6 H2O —> 4 Fe(OH)3 |
показывает слайд с реакцией (или записывает уравнение на доске) | записывают уравнение на доске | ||
Домашнее задание: параграф 14, стр. 76-78 + задание в тетради, а также творческое задание: найти материал о курорте Марциальные воды и представьте в виде сообщения, реферата или презентации. | записывают домашнее задание в тетрадь. | Познавательные: способность к самостоятельной информационно-познавательеой деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. |
||
Курорт “Марциальные воды” находится у нас в Карелии в Кондопожском районе, всего в 57 км. от Петрозаводска. Самоизливающаяся вода этих источников богата двухвалентным железом. | Подумайте, почему воду из этих источников не продают в бутылках. И даже тех, кто лечится в санатории, просят пить воду около источника и только что набранную? | ребята отвечают, что двухвалентное железо моментально окисляется в трёхвалентное, и вода теряет свои лечебные свойства. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
Первичное закрепление знаний | Учитель просит объяснить такой
интересный факт Чем объяснить её долговечность и коррозийную стойкость? (ответ: колонна была изготовлена из чистого металла: железа в колонне оказалось 99,72 %, то есть, оно химически чистое. Как удалось получить такой чистый металл в то время до сих пор загадка) |
“Близ города Дели в Индии стоит железная колонна без малейшего пятнышка ржавчины, хотя ей почти 2800 лет. Это знаменитая Кутубская колонна высотой 7 м. и массой 6,5 т. Надпись на колонне говорит о том, что она была поставлена в 9 веке до н. э. “ | Ребята предлагают версии, объясняющие антикоррозийные свойства колонны. | Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | Урок наш подошёл к концу. Какие новые знания вы сегодня получили? |
Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
|
Спасибо за урок. |