Проект создания инклюзивной среды для реализации ФГОС для обучающихся в ОВЗ

Разделы: Администрирование школы, Инклюзивное образование


Для презентации проекта педагогическому коллективу имеется Презентация.

Паспорт проекта

Наименование проекта Все дети равные
Основания для разработки проекта Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;

Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;

Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

Приказ Департамента образования муниципального образования г. Братска № 598 от 13.10.2015 года “Об утверждении плана мероприятий по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

Автор – разработчик Рабочая группа под руководством директора и зам. директора по УВР
Заинтересованные стороны, благополучатели Дети с ослабленным здоровьем, в том числе дети с ограниченными возможностями, ученики с особыми нуждами, их родители (законные представители), проживающие на закрепленной территории
Исполнители Педагогическое сообщество школы, Рабочая группа
Сроки реализации Январь 2016г - июнь 2017г
Цель проекта Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Основные мероприятия проекта Подготовительный этап:
  • создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
  • создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);
  • адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
  • формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;
  • курсовая подготовка педагогов.

Деятельностный этап (основной):

  • непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • социальная адаптация;
  • работа “Родительского клуба”;
  • курсовая подготовка педагогов.

Рефлексивный этап:

  • контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
  • обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
  • составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Объемы и источники финансирования проекта Текущее бюджетное финансирование, средства целевого бюджетного фонда развития территории округа, города.

Внебюджетное финансирование (спонсорская помощь и средства благотворительных фондов, в том числе Фонд поддержки МБОУ “СОШ № …” “СОДЕЙСТВИЕ”)

Система контроля Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.

Пояснительная записка

Введение

Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проект “Все дети равные” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду.

Цель и задачи проекта

Цель: Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Задачи:

  • Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
  • Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
  • Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
  • Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.
  • Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
  • Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
  • Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ)
  • Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.

Этапы реализации проекта

Этап Задачи Сроки
Подготовительный создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;

создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);

адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;

формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;

курсовая подготовка педагогов.

Январь-август 2016г.
Деятельностный (основной) непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;

коррекционно-развивающая работа;

социальная адаптация;

работа “Родительского клуба”;

курсовая подготовка педагогов.

Август 2016г. – май 2017г.
Рефлексивный контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;

обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;

составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Апрель-июнь 2017г.

Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:

1. В МБОУ “СОШ № …” будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.

2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).

5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.

6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.

7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.

8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.

9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МБОУ “СОШ №…” по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.

Риски:

Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:

Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.

Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.

В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

В-пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.

В-шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу.

Критерии оценки реализации проекта:

Критерий Объективно проверяемые показатели Источники проверки
1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями 1.1. Описание особенностей образовательной среды.

1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ.

1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы.

1.5.Факты научно-методического сотрудничества школы с учреждениями и центрами.

Публикации

Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов

Анкетирование участников образовательного процесса

Приказы о списочном составе учащихся школы

Договоры о сотрудничестве

Планы учебно-методической работы школы

2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве 2.1. Динамика эмоционального состояния ребенка.

2.2. Снижение школьной тревожности.

2.3. Изменение социального статуса ребенка в группе.

Документация психолого-педагогической службы

Результаты диагностик

Наблюдение

3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования 3.1. Увеличение числа педагогов высшей и первой квалификационной категории

3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте

3.3. Участие педагогов в государственно-общественном управлении школой

Результаты аттестации /распоряжения и портфолио педагогов/

Документы о курсах повышение квалификации

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета, Педагогического совета

Анкетирование педагогов

4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ 4.1. Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба

4.2.Участие родителей в государственно-общественном управлении, в жизни школы

Протоколы родительских собраний, Родительского клуба

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета

Анкетирование родителей

5.Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта 5.1. Проведение семинаров, педсоветов по плану и запросу.

 

5.2.Высокий уровень удовлетворенности профессионального сообщества проведенными семинарами.

Календарный план проведения научно-практических семинаров, педсоветов.

Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы

Заявки на проведение семинаров

Отзывы участников семинаров

Данные о спросе на публикации

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий Срок исполнения Исполнители
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение
1.1. Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы декабрь 2015 Администрация
1.2. Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы До 1.05.2016г Администрация, Рабочая группа
1.3. Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз До 1.05.2016г Администрация, Рабочая группа
1.4. Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях До 1.05.2016г Администрация, Рабочая группа
1.5. Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях До 1.05.2016г Педагоги
1.6. Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению По доп. плану Администрация, Рабочая группа
1.7. Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) До 1.01.2016г Администрация
1.8. Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей постоянно Администрация, психолог, привлеченные специалисты
1.9. Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию В конце каждого квартала Администрация
1.10 Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования В конце каждого квартала Администрация
1.11 Составление/ коррекция план дальнейшей работы в этом направлении. По необ-ходимости Администрация
2. Создание “безбарьерной” среды
2.1 Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды: До 1.09.2016г. по возмож-ности обновлять, дополнять Администрация
  Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями
  Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога
  Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда
  Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации
2.2. Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды До 1.09.2016г.

по возмож-ности обновлять, дополнять, корректи-ровать план

Директор,

Зам.директора по АХР

  Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу
  Оборудование гардероба
  Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже
  Оборудование столовой специальными умывальниками
  Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов
  Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов
  Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии
  Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК
  Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием
  Доступные классы:

• вход в класс без порога;

• широкие проходы между партами;

• оснащение современным оборудованием;

• освещение класса;

• специальная мебель.

3. Работа с родителями
3.1. Диагностика, анкетирование Май- сентябрь 2016 Администрация, психолог, социальный педагог, кл.руководители, привлеченные специалисты
3.2 Организация родителей в “Родительский клуб”
3.3 Составление / коррекция плана работы Родительского клуба
3.4 Консультации, тренинги По плану
3. 5 Родительские конференции, собрания По плану школы
3.6 Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)
4. Организация образовательного процесса
Обучающиеся
4.1 Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях До 1.05.2016г Администрация
4.2 Диагностики, анкетирование Май -сентябрь Психолог
4.3 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов Педагоги, психолог
4.4 Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги) По плану Психолог, соц.педагог
4.5 Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий По плану Педагоги, психолог
4.6 Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) По плану школы Педагоги, кл.рук
Педагоги    
4.7 Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Участие в семинарах по данному направлению До 1.03.2016г Администрация
4.8 Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) До 01.01.2016г Администрация
4.9 Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов По плану Психолог
4.10 Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях До 01.05.2016г Педагоги
4.11 Индивидуальное планирование работы учителями Постоянно Педагоги
4.12 Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями 2016-2017гг Администрация, педагоги
4.13 Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений По плану Зам.директора по ВР, кл.рук.
4.14 Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы По плану Администрация
4.15 Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов Май -сентябрь Педагоги, психолог
4.16 Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.) См. п. 2. Администрация
4.17 Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей Постоянно Администрация, психолог, привл. специалисты
4.18 Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в работу по инклюзивному образованию Май -сентябрь Педагоги, кл.рук.
4.19 Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) По плану Кл.рук., учителя физкультуры
4.20 Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования 2017г. и далее Администрация, педколлектив