Для презентации проекта педагогическому коллективу имеется Презентация.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Все дети равные |
Основания для разработки проекта | Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”; Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий” Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”. Приказ Департамента образования муниципального образования г. Братска № 598 от 13.10.2015 года “Об утверждении плана мероприятий по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”. |
Автор – разработчик | Рабочая группа под руководством директора и зам. директора по УВР |
Заинтересованные стороны, благополучатели | Дети с ослабленным здоровьем, в том числе дети с ограниченными возможностями, ученики с особыми нуждами, их родители (законные представители), проживающие на закрепленной территории |
Исполнители | Педагогическое сообщество школы, Рабочая группа |
Сроки реализации | Январь 2016г - июнь 2017г |
Цель проекта | Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. |
Основные мероприятия проекта | Подготовительный этап:
Деятельностный этап (основной):
Рефлексивный этап:
|
Объемы и источники финансирования проекта | Текущее бюджетное финансирование,
средства целевого бюджетного фонда развития
территории округа, города. Внебюджетное финансирование (спонсорская помощь и средства благотворительных фондов, в том числе Фонд поддержки МБОУ “СОШ № …” “СОДЕЙСТВИЕ”) |
Система контроля | Координацию работ и контроль за
исполнением Проекта осуществляет администрация
школы. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы. |
Пояснительная записка
Введение
Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Проект “Все дети равные” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду.
Цель и задачи проекта
Цель: Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Задачи:
- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
- Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
- Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.
- Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
- Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
- Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ)
- Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.
Этапы реализации проекта
Этап | Задачи | Сроки |
Подготовительный | создание банка данных о детях,
нуждающихся в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.); адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; курсовая подготовка педагогов. |
Январь-август 2016г. |
Деятельностный (основной) | непосредственная работа с детьми ОВЗ и
детьми-инвалидами; коррекционно-развивающая работа; социальная адаптация; работа “Родительского клуба”; курсовая подготовка педагогов. |
Август 2016г. – май 2017г. |
Рефлексивный | контроль и анализ результатов
деятельности ОУ по инклюзивному образованию; обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования; составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. |
Апрель-июнь 2017г. |
Ожидаемые результаты:
При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. В МБОУ “СОШ № …” будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.
2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).
5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.
6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.
9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МБОУ “СОШ №…” по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.
Риски:
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:
Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.
В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
В-пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.
В-шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Объективно проверяемые показатели | Источники проверки |
1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями | 1.1. Описание особенностей
образовательной среды. 1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы. 1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ. 1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы. 1.5.Факты научно-методического сотрудничества школы с учреждениями и центрами. |
Публикации Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов Анкетирование участников образовательного процесса Приказы о списочном составе учащихся школы Договоры о сотрудничестве Планы учебно-методической работы школы |
2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве | 2.1. Динамика эмоционального состояния
ребенка. 2.2. Снижение школьной тревожности. 2.3. Изменение социального статуса ребенка в группе. |
Документация психолого-педагогической
службы Результаты диагностик Наблюдение |
3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования | 3.1. Увеличение числа педагогов высшей и
первой квалификационной категории 3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте 3.3. Участие педагогов в государственно-общественном управлении школой |
Результаты аттестации /распоряжения и
портфолио педагогов/ Документы о курсах повышение квалификации Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета, Педагогического совета Анкетирование педагогов |
4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ | 4.1. Доля родителей детей с ОВЗ,
посещающих родительские собрания, являющихся
членами Родительского клуба 4.2.Участие родителей в государственно-общественном управлении, в жизни школы |
Протоколы родительских собраний,
Родительского клуба Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета Анкетирование родителей |
5.Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта | 5.1. Проведение семинаров, педсоветов по
плану и запросу.
5.2.Высокий уровень удовлетворенности профессионального сообщества проведенными семинарами. |
Календарный план проведения
научно-практических семинаров, педсоветов. Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы Заявки на проведение семинаров Отзывы участников семинаров Данные о спросе на публикации |
Мероприятия по реализации проекта
№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнители | ||
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | |||||
1.1. | Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы | декабрь 2015 | Администрация | ||
1.2. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы | До 1.05.2016г | Администрация, Рабочая группа | ||
1.3. | Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз | До 1.05.2016г | Администрация, Рабочая группа | ||
1.4. | Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях | До 1.05.2016г | Администрация, Рабочая группа | ||
1.5. | Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях | До 1.05.2016г | Педагоги | ||
1.6. | Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению | По доп. плану | Администрация, Рабочая группа | ||
1.7. | Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) | До 1.01.2016г | Администрация | ||
1.8. | Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей | постоянно | Администрация, психолог, привлеченные специалисты | ||
1.9. | Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию | В конце каждого квартала | Администрация | ||
1.10 | Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования | В конце каждого квартала | Администрация | ||
1.11 | Составление/ коррекция план дальнейшей работы в этом направлении. | По необ-ходимости | Администрация | ||
2. Создание “безбарьерной” среды | |||||
2.1 | Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды: | До 1.09.2016г. по возмож-ности обновлять, дополнять | Администрация | ||
Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями | |||||
Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога | |||||
Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда | |||||
Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации | |||||
2.2. | Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды | До 1.09.2016г. по возмож-ности обновлять, дополнять, корректи-ровать план |
Директор, Зам.директора по АХР |
||
Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу | |||||
Оборудование гардероба | |||||
Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже | |||||
Оборудование столовой специальными умывальниками | |||||
Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов | |||||
Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов | |||||
Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии | |||||
Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК | |||||
Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием | |||||
Доступные классы: • вход в класс без порога; • широкие проходы между партами; • оснащение современным оборудованием; • освещение класса; • специальная мебель. |
|||||
3. Работа с родителями | |||||
3.1. | Диагностика, анкетирование | Май- сентябрь 2016 | Администрация, психолог, социальный педагог, кл.руководители, привлеченные специалисты | ||
3.2 | Организация родителей в “Родительский клуб” | ||||
3.3 | Составление / коррекция плана работы Родительского клуба | ||||
3.4 | Консультации, тренинги | По плану | |||
3. 5 | Родительские конференции, собрания | По плану школы | |||
3.6 | Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) | ||||
4. Организация образовательного процесса | |||||
Обучающиеся | |||||
4.1 | Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях | До 1.05.2016г | Администрация | ||
4.2 | Диагностики, анкетирование | Май -сентябрь | Психолог | ||
4.3 | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов | Педагоги, психолог | |||
4.4 | Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги) | По плану | Психолог, соц.педагог | ||
4.5 | Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий | По плану | Педагоги, психолог | ||
4.6 | Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) | По плану школы | Педагоги, кл.рук | ||
Педагоги | |||||
4.7 | Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Участие в семинарах по данному направлению | До 1.03.2016г | Администрация | ||
4.8 | Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) | До 01.01.2016г | Администрация | ||
4.9 | Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов | По плану | Психолог | ||
4.10 | Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях | До 01.05.2016г | Педагоги | ||
4.11 | Индивидуальное планирование работы учителями | Постоянно | Педагоги | ||
4.12 | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями | 2016-2017гг | Администрация, педагоги | ||
4.13 | Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений | По плану | Зам.директора по ВР, кл.рук. | ||
4.14 | Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы | По плану | Администрация | ||
4.15 | Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов | Май -сентябрь | Педагоги, психолог | ||
4.16 | Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.) | См. п. 2. | Администрация | ||
4.17 | Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей | Постоянно | Администрация, психолог, привл. специалисты | ||
4.18 | Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в работу по инклюзивному образованию | Май -сентябрь | Педагоги, кл.рук. | ||
4.19 | Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) | По плану | Кл.рук., учителя физкультуры | ||
4.20 | Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования | 2017г. и далее | Администрация, педколлектив |