Класс: 8
УМК: О.С. Габриелян. Учебник. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2014
Тема урока: Химические реакции: сущность и классификации (урок №2)
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний о классификациях химических реакций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Повторить в чём заключается сущность химических реакций и условий их протекания, а также признаки химических реакций
- Познакомиться с классификациями химических реакций : а) по числу и составу веществ, участвующих в реакции, б) по изменению степени окисления, в) по использованию катализатора, г) по направлению реакции.
- Научить делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом.
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
- Способствовать развитию познавательных интересов, учебной мотивации, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, нравственно-этических чувств и регуляторов морального поведения.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
- Регулятивных - развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы, определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы, планирования, прогнозирования, волевой саморегуляции, осуществления самоконтроля по результату и по способу действия. Развивать способности к рефлексии, к познавательной инициативе, самостоятельному учету результатов действия, внесение необходимых корректив.
- Коммуникативных – развивать культуру общения, чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно через работу в парах, группе; воспитывать культуру умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с химическими реактивами, ответственность за результаты своего труда, выражение своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование
- Познавательных – развивать умение анализировать и оценивать информацию, строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий, предлагать решение выдвинутых задач, устанавливать причинно-следственных связи, делать обобщающие выводы, структурировать знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы урока: презентация к уроку, химические реактивы: медная пластинка, спиртовка, CuO в баночке; видео “разложение малахита”, железный гвоздь, CuSO4, Na2CO3, CaCl2, H2O2, MnO2, лучинка
Дидактическая структура урока | Содержание деятельности учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы | Содержание деятельности учеников | УУД | Приложения |
Организация начала урока | Приветствует учеников, отмечает отсутствующих, включает учащихся в деловой ритм урока, совместно с детьми формулирует цель урока (продолжить знакомство с классификациями химических реакций) | Вступительные слова учителя, создание рабочего настроя | Реагируют на приветствие в индивидуальной манере, дежурные сообщают об отсутствующих.рассказывают о том что проходили на прошлом уроке и формулируют цель урока. | Коммуникативные: стиль общения
с учителем и друг с другом Регулятивные: самонастрой на работу развивать умение определять и формулировать цель |
2 мин |
Мотивация учебной деятельности | Учитель готовит ребят к сознательному восприятию материала, дополняя цель урока: “Мы изучим не только классификации химических реакций, но и научимся по уравнению реакции давать ей характеристику”. | ||||
Проверка домашнего задания | Учитель проводит опрос учащихся: | Вопросы Что называют химической реакцией и в чём её сущность? Какие условия начала реакции вам известны? Перечислите признаки химической реакции. |
Ребята отвечают на оценку на вопросы учителя | Познавательные: развивать умение оценивать полученную информацию, строить логическую цепочку рассуждений |
5 мин. |
Актуализация опорных знаний | Учитель оценивает подготовленность учащихся к освоению новой темы | Показ видеофрагментов, в которых
нужно определить признаки химической реакции: коррозия металла плавление алюминия взаимодействие цинка с соляной кислотой и т. д. |
ребята внимательно просматривают видеофрагменты и отвечают на вопросы | Познавательные – развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию | 5 мин. |
Получение новых знаний | Рассказ учителя: “Существует
несколько классификаций химических реакций. С
одной из них “По тепловому эффекту” мы
познакомились на прошлом уроке. Сегодня
знакомство продолжаем. Классификация №2: “По числу и составу веществ, участвующих в реакции” а) реакции соединения – реакции, в ходе которых из нескольких веществ получается одно Посмотрим опыт “обжиг медной пластинки в пламени спиртовки”. Запись реакции на доске: 2Cu + O2 —>2 CuO |
.Демонстрация опыта: “Обжиг медной
пластинки (проволочки) в пламени спиртовки) и
показ CuO в баночке. Вопросы по ходу демонстрации об условиях и признаках реакции. |
. Наблюдение химических опытов,
проводимых учителем Запись определения реакции соединения и уравнения в тетрадь |
Познавательные – развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений | 6 мин. |
б) реакции разложения. Учитель просит детей самостоятельно сформулировать определение реакции разложения. Обсуждение и запись с “подсказкой” детей уравнения реакции (CuOH)2CO3 —> t> 2CuO + CO2 +H2O Если нет видео, можно использовать демонстрацию разложения гидроксида меди (II) |
Вопрос на сообразительность
Демонстрация видеофрагмента “Разложение малахита” |
Формулируют определение реакция разложения – это реакция, в которой из одного вещества образуется несколько. | Познавательные: развивать
умение строить логические цепочки рассуждений,
выдвигать гипотезы и их обосновывать Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, слушать собеседника |
5 мин | |
в) реакция замещения – это реакция,
в ходе которой простое вещество замещает часть
сложного. Демонстрирует опыт “Взаимодействие железа с медным купоросом” Записывает уравнение реакции: Fe + CuSO4 —> FeSO4 + FeSO4 |
Демонстрация опыта “Взаимодействие железа с медным купоросом” | Записывают определение реакции. Наблюдают демонстрацию опыта. Записывают уравнение реакции. |
Коммуникативные: - умение
выражать свои мысли, слушать собеседника Познавательные: развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений. |
6 мин. | |
г) реакция обмена – реакция, в ходе
которой два сложных вещества обмениваются
своими составными частями. Демонстрация опыта “Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция” Запись уравнения реакции на доске Na2CO3 + CaCl2 —> CaCO3 + 2NaCl |
Демонстрация опыта
“Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом
кальция” Вопрос о признаках реакции. |
Записывают определение реакции. Наблюдают демонстрацию опыта. Записывают уравнение реакции |
Познавательные: развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию |
2 мин | |
Следующая классификация называется
“По изменению степени окисления” а) окислительно-восстановительные – реакции, в которых хотя бы один элемент изменяет степень окисления Запись уравнения: Ba 0 + Cl20 —> Ba +2Cl2 - б) реакции, идущие без изменения степени окисления Запись уравнения: Ca +2 O-2 + C +4 O2 -2 —> Ca+2C+4O3-2 |
Вопрос: “Что такое степень окисления?” | Записывают определение реакции. Наблюдают демонстрацию опыта. Записывают уравнение реакции |
Познавательные: развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию |
2 мин | |
Следующая классификация называется
“По использованию катализатора” Возникает вопрос: “Что такое катализатор?” Демонстрирует опыт “Получение кислорода из перекиси водорода каталитическим путём”, рассказывая при этом, что если перекись на некоторое время оставить открытой, она превратится в воду. Но реакцию можно провести намного быстрее и определить, что она прошла по второму продукту реакции – кислороду, если добавить вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор). В данном случае это MnO2 Запись уравнения: 2H2O2 —> 2H2O + O2 Обнаруживаем кислород притушенной лучинкой. |
Демонстрация опыта “Получение
кислорода из перекиси водорода каталитическим
путём” Задание на странице 175 учебника выписать определение катализатора Вопрос: “Как могут называться реакции в данной классификации” |
Наблюдают демонстрацию опыта. Записывают уравнение реакции Записывают определение “Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, но при этом остающееся неизменным” Рассуждают, что реакции будут называться “каталитическими” и “некаталитическими” в зависимости от применения катализатора. |
Регулятивные: развивать умение выдвигать гипотезу и её обосновывать Познавательные: развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию |
2 мин. | |
Следующая классификация называется
“По направлению реакции” Предлагает поработать с текстом учебника на странице 180
Дополняет, что в уравнении реакции это обозначается стрелками |
Вопрос по тексту учебника: “Какие бывают реакции по направлению?” | Ребята работают с текстом учебника, находят определение обратимой реакции, выписывают его в тетрадь. “Обратимыми называются реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях – прямом и обратном”. Самостоятельно делают вывод, что необратимые реакции протекают только в одном направлении” | Регулятивные: развивать умение выбрать из теста учебника необходимые данные. |
6 мин | |
Первичная проверка усвоения знаний | Учитель предлагает выполнить упражнение (на усвоение главного в новой информации) | Упражнение: Дайте характеристику данной реакции по всем известным вам типам реакций; CaO + H2O —> Ca(OH)2 + Q |
Вместе с учителем данной реакции
даётся следующая характеристика: экзотермическая, реакция соединения, без изменения степени окисления, некаталитическая, необратимая |
Регулятивные: развивать умение выдвигать гипотезу и её обосновывать Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений. |
3 мин. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Учитель благодарит ребят за работу на уроке. | Учитель спрашивает: “Удалось ли Вам достичь поставленной цели урока?” | Ребята анализируют свою работу | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Регулятивные: оценка, самооценка, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения Личностные: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности |
1 мин. |
Информация о домашнем задании | Параграфы 30, 31 | записывают задание в дневник | 1 мин. |