Урок окружающего мира на тему "Болезни современного общества. Научная конференция "Осторожно, грипп!"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Способствовать формированию  и развитию знаний о гриппе, симптомах болезни, лечению и профилактике
  • Совершенствование приемов поиска информации с помощью разных источников информации

Сопровождение

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация и актуализация  знаний

Презентация

 

 

 

 

– Здравствуйте, ребята!

– Чего желают люди друг другу, произнося эти слова при встрече?

– И это не случайно. Ведь ещё очень давно говорили: «Здоровья не купишь», «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь». Что может повлиять на состояние здоровья?

– Продолжите высказывания:
Когда я здоровый… (какой и что делаю)
Когда я больной… (какой и что делаю)

– Из ваших высказываний понятно, что лучше быть здоровым, чем больным. Наступила зима, за окном похолодало. Это время года всегда связано с всплеском простудных и вирусных заболеваний. Количество  заболеваний возрастает с каждый днем. Организм человека не всегда может вовремя дать отпор болезни.

 

– Люди желают друг другу здоровья.

 

 

– Образ жизни, состояние окружающей среды – природы, питание.

 

(Дети высказываются)

Определение темы и постановка цели урока

 

– Сегодня мы проведем конференцию «Осторожно, грипп». В чем состоит необходимость проведения этой конференции в преддверии эпидемий простудных и вирусных заболеваний?

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

– Чтобы не омрачить себя и своих близких болезнью и помочь иммунитету бороться с вирусными инфекциями, достаточно соблюдать простые правила. У нас еще есть время подготовиться к удару вирусов. На уроке мы обсудим причины возникновения, способы лечения, меры профилактики болезни. 
(Заранее  дети разделись на группы, выбрав себе роль участника конференции – вирусологи, врачи (традиционная медицина), травники (народные средства лечения. Кроме того выбирается группа редакторов, которая в процессе выступления участников будет выпускать листок здоровья. Каждая группа получила задание: используя различные источники информации, собрать сведения о болезни и ее лечении, в зависимости от выбранной роли)

 

 

 

Первичное усвоение новых знаний

 

 

 

 

– Чтобы бороться с болезнью, нужно все знать о ней. О возбудителях болезни нам сегодня расскажут ученые, которые занимаются этой проблемой – вирусологи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– У кого возникли вопросы, задавайте их.

– Какие источники информации вы использовали при подготовке к работе?

– Эти красивые и необычные фигуры, похожие на неземные существа или невиданные планеты, ни что иное как – вирусы гриппа. Название болезни происходит от русского слова «хрип» — звуки, издаваемые больными.  Оно распространилось в европейские языки в 1756—1763.  Затем произошло вторичное заимствование уже  в русский язык от французского «grippe». Вирус гриппа имеет сферическую форму, на поверхности которой имеются «шипы».
Учёные выделяют три основных разновидности вируса гриппа –  А, В и С. Вирус гриппа  А –  самый коварный, именно он, постоянно меняясь, вызывает заболевание в средней или сильной форме тяжести, поражая как человека, так и многих животных. Именно вирусы гриппа  А ответственны за появление тяжелых эпидемий. Вирус гриппа  В, как и вирус гриппа А, способен изменять свою  структуру. Однако эти процессы выражены менее четко, чем при гриппе типа А. Вирусы типа В не вызывают эпидемий. Вирусы гриппа В циркулируют только среди людей (чаще вызывая заболевание у детей). Вирус гриппа  С достаточно мало изучен.  Инфицирует только человека. Симптомы болезни обычно очень легкие, либо не проявляются вообще. Он не вызывает эпидемий и не приводит к серьезным последствиям. Чаще эта разновидность гриппа  встречается у детей.

Ежегодно в мире заболевают до 500 миллионов человек, 2 миллиона из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом  (данные ВОЗ).  Передача инфекции осуществляется воздушно–капельным путем. Вирус со слизистых дыхательных путей при дыхании, чихании, кашле, разговоре выделяется в огромной концентрации и может находиться во взвешенном состоянии несколько минут. Также существует вероятность передачи инфекции через предметы обихода, соски, игрушки, белье, посуду.

Выделяются следующие симптомы гриппа:  резкий подъем температуры тела (в течение нескольких часов) до высоких цифр (38-40 °С), озноб,  головокружение , боль в мышцах, слабость, головная боль.
 В 1918 – 1920 гг. печально известная «Испанка» унесла по самым скромным подсчетам более чем 20 миллионов  жизней.  В 1957 – 1958 гг. от «Азиатского гриппа» только в США погибло более 70 тысяч человек. В 1968 – 1969 гг. случился средний по тяжести «Гонконгский грипп», от которого погибло более 34 тысяч человек. Возникшая пандемия «птичьего гриппа» по данным различных источников унесла жизни около 40 миллионов человек. Большинство умерших – здоровые молодые люди в возрасте от 25 до 45 лет, что является чрезвычайно тревожным признаком.
 (Дети задают вопросы, участники группы отвечают)

– Для выступления мы использовали специальную литературу и энциклопедии, т.к. информация, которую мы искали, носит научный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одолеют недуг чеснок и лук

 

 

– Своевременное начало лечения не только ускорит процесс выздоровления, но и, учитывая опасность заболевания, может сохранить вам жизнь. Для лечения гриппа существует множество способов. Со средствами народной медицины вас познакомят травники. Почему их так называют?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какие источники информации использовали вы?

– Используют для лечения травы, корешки растений, семена, т.е. различные части растений.
        
– Среди прочих способов популярностью пользуется методика лечения гриппа народными средствами – пожалуй, самая ароматная, иногда вкусная, а иногда и наоборот, но всегда натуральная терапия против вирусных заболеваний.
Врачи утверждают, что избавиться от гриппа за одни сутки невозможно. А вот приверженцы лечения гриппа народными средствами иного мнения. Мы  предлагаем особый рецепт: взять 1,5 л теплой кипяченой воды, растворить в ней 1 ч. л. крупной соли, добавить сок одного лимона и 1 г аскорбиновой кислоты (продается в любой аптеке). Тщательно перемешать. Перед сном, в течение 1,5 – 2 часов понемногу выпить весь объем этого напитка. К утру от всех симптомов гриппа не останется и следа.
(Рассказ сопровождается демонстрацией)
Часто можно услышать совет, что при первых признаках гриппа или простуды (пока высокой температуры еще нет) нужно ежедневно делать теплые ванночки для ног. Однако, среди народных рецептов лечения гриппа есть один, настоятельно рекомендующий парить не ноги, а руки. Для этого необходимо наполнить таз водой примерно 37-38 градусов, предварительно вскипятив чайник воды и поставив неподалеку. Опускаем руки в таз таким образом, чтобы они были покрыты водой чуть выше локтя. Постепенно доливаем воду из чайника так, чтобы температура воды повысилась до 41-42 градусов и держалась на этой отметке. Вся процедура длится около 10 минут. После чего на руки надеваются теплые перчатки или варежки – в них и спим до утра. Возможно, маникюр немного и пострадает, зато гриппу уж точно придет конец.
А этот способ лечения и профилактики  мы предлагаем опробовать прямо сейчас. Самыми популярными ингредиентами в народных рецептах лечения гриппа являются лук и чеснок. Их эффективность проверена веками. Способов применения этих чудо-продуктов множество: от банального поедания до приготовления отваров. Но мало кто знает, что для скорейшего выздоровления от гриппа полезно не только употреблять лук и чеснок, но даже вдыхать их испарения. Для этого нужно нарезать одну луковицу или  несколько долек чеснока. Вложить полученную массу в контейнер из-под любимого лакомства «Киндер-сюрприз». Медики не дадут соврать – вирус гриппа концентрируется в основном именно в дыхательных путях, поэтому и вдыхание полезных веществ из лука и чеснока чрезвычайно эффективно.
(Дети изготавливают лечебный кулон из заранее приготовленных деталей)
Мы использовали справочники народной медицины, семейные рецепты

Традиционное (медикаментозное) лечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


– Какие источники информации использовали вы?

 –  Больного необходимо изолировать от окружающих в отдельную комнату, а при невозможности – отделить кровать ширмой. Помещение нужно проветривать не менее 2 раз в день и ежедневно проводить влажную уборку. Это способствует уменьшению содержания вирусов в воздухе.

Также больному необходимо выделить отдельную посуду, постельные принадлежности, средства гигиены (носовые платки, полотенца). После приема пищи посуду в обязательном порядке следует кипятить. Ухаживающим за больным, необходимо пользоваться марлевыми повязками, чтобы избежать  заражения.

Рекомендуется диета, включающая легкоусвояемые блюда, обильное теплое (не горячее!) питье, полностью исключаются из рациона соленые и острые кушанья.

Не занимайтесь самолечением. При  возникновении первых симптомов гриппа следует сразу обратиться к врачу.

Из медикаментозных препаратов назначают, обладающие противовирусной активностью. Из жаропонижающих и болеутоляющих препаратов применяются аспирин, парацетамол, анальгин и пр. Существуют комплексные лекарственные средства, сочетающие в одной таблетке несколько активных действующих веществ (например, антигриппин).
Лечение больных с тяжелой формой заболевания проводится в стационаре.

– Для получения информации мы беседовали  с профессиональным врачом (родитель одного из учеников)

Первичное закрепление

 

– А сейчас редакционная коллегия представит выполненный ею листок здоровья.

– Мы решили выполнить работу в виде цветка-здоровья, на лепестках которого написаны правила профилактики и лечения гриппа.
1 лепесток «Соблюдайте правила гигиены»
Нужно следите за чистотой одежды. Убирать и проветривать помещения.
2 лепесток «Здоровый образ жизни»
Ведите подвижный образ жизни, придерживайтесь режима правильного питания, рационально планируйте свое время, чередуя работу и отдых.
3 лепесток «Укрепляйте ваш иммунитет!»
Следует регулярно заниматься физкультурой. Следить, чтобы в ваш ежедневный рацион входили продукты, богатые витаминами, минеральными веществами.
4 лепесток «Профилактика»
Принимайте меры профилактики! В случае возникновения угрозы эпидемии пройдите курс профилактики специальными лекарственными средствами или сделайте прививку.
5 лепесток «Не  занимайтесь самолечением»
В случае недомогания обращайтесь к врачу. Не занимайтесь самолечением.
6 лепесток «Осторожно – грипп!»
При заболевании исключите посещение школы и контакты с другими людьми. Носите маску, если заболели сами или если среди друзей и родственников есть заболевшие гриппом или ОРВИ.  Находитесь в покое, постельный режим идеален в этот период. Принимайте лечение предписанное врачом. Не выходите на улицу до конца лечения, и не просто до того как пропадут симптому, дождитесь окончания периода лечения полностью.

Рефлексия

– Поделитесь впечатлениями от урока, продолжив фразу…