Занятие "Загадочное письмо"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тип занятия: закрепление изученного материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Геометрические фигуры».

Задачи:

  • Образовательные задачи:
    • обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
    • углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике;
    • расширить  представления  учащихся об  окружающем  мире.
  • Развивающие задачи:
    • способствовать развитию умения анализировать, классифицировать, навыков самооценки, самоконтроля;
    • способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, внимания, сообразительности, творческой самостоятельности.
  • Воспитательные задачи:
    • воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Формирование УУД:

Личностные действия: проявлять положительное отношение к учебно-познавательной деятельности, как в целом, так и конкретно к предмету «геометрия», базовые представления о нормах поведения.
Регулятивные действия: умение ориентироваться в поставленном ориентире деятельности, анализ и контроль собственного результата и результатов одноклассников, внесение коррективов в свою деятельность.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять анализ объекта, проводить сравнение, классификацию объектов.
Коммуникативные действия: уметь слушать друг друга и объективно воспринимать мнения одноклассников, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение.

Методы работы: проблемные, словесные, наглядные, практические

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование:

  • для учеников: конверты с раздаточным материалом: геометрические фигуры, лист с заготовкой, клей, ножницы.
  • для учителя: конверт с письмом, ПК, проектор, презентация.

Подготовительная работа: Учителю необходимо подготовить заранее раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами: лист бумаги (Приложение 1), 3 треугольника, прямоугольник, круг, квадрат (Приложение 2) для каждого учащегося и один конверт с письмом.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Прозвенел у нас звонок – Надо нам начать урок.
Чтобы нам урок начать нужно тишину позвать.

2. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач

Учитель: Ребята, нам сегодня пришло письмо из дальних стран? (учитель «замечает» большой конверт, читает адрес)
Откуда: Страна Геометрия, улица Квадратная, дом 1. От кого: Точки.
(Открывает, достает конверты для ребят и письмо)
«Здравствуйте ребята. Я услышала про вас от своих друзей жителей страны Грамматики и Математики. Они мне в один голос твердили, что в вашем классе учатся смышленые мальчики и умные девчонки. И я решила вас испытать – проверить ваши знания. Каждому из вас я приготовила волшебный конверт, в котором лежит всё необходимое для испытания. А испытание такое: ответьте на вопрос:

Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?» (Презентация. Слайд 2)

Учитель: Ребята, а может мы с вами сразу отгадаем загадку и не будем ничего делать? Как вы думаете, что загадала Точка? (Разнообразные предположения детей). Ребята, ответов-то много, но ведь загадка о чём-то одном. Как быть?

Ученики: Придется выполнять задания.

Учитель: А как вы думаете, какие могут быть там задания? (знание геометрических фигур, их свойств, обозначение фигур)

3. Работа над темой урока – практическая работа

Учитель раздаёт конверты ребятам.

Учитель: Точка прислала нам подробную инструкцию.

Итак, начнём: откройте конверт и достаньте всё содержимое на стол. Положите лист бумаги перед собой, а фигуры разложите над ним.

(Слайд 3)

Учитель: Ребята, что изображено на ваших листах бумаги? (Буквы и точки) А буквы-то какие-то странные? (Это буквы латинского алфавита) А для чего они нужны? (Для обозначения геометрических фигур)

Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше первое задание:

1. Соедините точки синим карандашом с помощью линии

Ребята, не написано с помощью какой. Какие вы линии знаете? (прямые, кривые, ломаные). Как вы думаете, какой линией мы можем соединить эти точки. (предположения ребят, должны прийти к выводу, что прямой нельзя).
Ой, ребята, я не заметала, тут есть подсказка:

Я люблю на ней кататься, 
Вверх  взлетать и опускаться.
Так игрива и вольна!
Угадали что? … (волна)

Вывод ребят: Соединяем кривой линией.

Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше первое задание:
Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше второе задание:

2. Соедините точки А и С кривой линией зеленым карандашом, так чтобы получился полуовал.

Ребята, что такое полуовал? (Предположения.) А на что он похож? (половинка яйца, яблока и.т.д.) Наш рисунок вам что-нибудь напоминает?

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода. (остров)

Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше третье задание:

3. Найдите среди своих фигур – прямоугольник и приклейте его вертикально над точкой В.

Ребята, покажите мне прямоугольник. А может это квадрат или круг? (доказательство по признакам прямоугольника). А что значит вертикально – это как? (Показывают житейскими примерами и приклеивают).

А теперь найдите треугольники и приклейте их друг под другом на прямоугольник.
Ребята, покажите мне треугольник. А как вы узнали его? (доказательство по признакам треугольника). Давайте приложим на прямоугольник. Что у вас получилось? (Ёлка.) Может точка что-то напутала? (Предположения детей)

На ней растут кокосы
И финики растут.
Стоят под ней матросы
Гуляют пары тут.
Друг –  другу дарят тайны
В тени огромной (пальмы).

Ребята приклеивают фигуры так, чтоб получилась пальма.

Физминутка

Мы подпрыгнем столько раз, сколько точек здесь у нас.
Сколько линий на рисунке, столько раз поднимем руки.
Мы фигуры посчитаем, столько раз поприседаем.
Сколько букв у нас весёлых, столько сделаем наклонов.
Мы немного покружимся и на место приземлимся.

Учитель: Ребята, может вы уже догадались, о чем нас спросила Точка? (Снова несколько ответов) Раз единого мнения нет,  то вот ваше четвертое задание:

4. Найдите круг, приклейте его в правый верхний угол и нарисуйте от него жёлтые лучи.

Это трудное задание для меня. А для вас? (обсуждение что такое круг, где лево-право, что такое луч.)

Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)!

Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше пятое задание:

5. Возьмите оставшуюся фигуру, разрежьте её по линиям и соберите отгадку

Ребята, а что за фигура осталась? (квадрат, доказывают, разрезают и пытаются собрать кораблик.) Кто мне ответит на вопрос:

Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?

Ученики: Корабль

4. Итоги урока и рефлексия.

Учитель: Молодцы ребята. Вы справились с заданиями Точки. А у всех ли получились такие же кораблики как у меня? (Нет.) А почему? (Вывод ребят о том, что все они разные и продукты их творчества – разные.)

(Слайд 4)

Учитель: Как вы думаете, для чего нам точка прислала эти задания? (Что бы мы повторили). А мы повторили?

(Слайд 5)

Давайте попробуем подвести итог сегодняшнего приключения.

Мы узнали…
Мы повторили…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Мне нужно ещё потренироваться…
Мне было интересно…

(Слайд 6)

У: До новых встреч!