Тип занятия: закрепление изученного материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Геометрические фигуры».
Задачи:
- Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
- углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике;
- расширить представления учащихся об окружающем мире.
- Развивающие задачи:
- способствовать развитию умения анализировать, классифицировать, навыков самооценки, самоконтроля;
- способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, внимания, сообразительности, творческой самостоятельности.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
Формирование УУД:
Личностные действия: проявлять положительное отношение к учебно-познавательной деятельности, как в целом, так и конкретно к предмету «геометрия», базовые представления о нормах поведения.
Регулятивные действия: умение ориентироваться в поставленном ориентире деятельности, анализ и контроль собственного результата и результатов одноклассников, внесение коррективов в свою деятельность.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять анализ объекта, проводить сравнение, классификацию объектов.
Коммуникативные действия: уметь слушать друг друга и объективно воспринимать мнения одноклассников, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение.
Методы работы: проблемные, словесные, наглядные, практические
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование:
- для учеников: конверты с раздаточным материалом: геометрические фигуры, лист с заготовкой, клей, ножницы.
- для учителя: конверт с письмом, ПК, проектор, презентация.
Подготовительная работа: Учителю необходимо подготовить заранее раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами: лист бумаги (Приложение 1), 3 треугольника, прямоугольник, круг, квадрат (Приложение 2) для каждого учащегося и один конверт с письмом.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель: Прозвенел у нас звонок – Надо нам начать урок.
Чтобы нам урок начать нужно тишину позвать.
2. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач
Учитель: Ребята, нам сегодня пришло письмо из дальних стран? (учитель «замечает» большой конверт, читает адрес)
Откуда: Страна Геометрия, улица Квадратная, дом 1. От кого: Точки.
(Открывает, достает конверты для ребят и письмо)
«Здравствуйте ребята. Я услышала про вас от своих друзей жителей страны Грамматики и Математики. Они мне в один голос твердили, что в вашем классе учатся смышленые мальчики и умные девчонки. И я решила вас испытать – проверить ваши знания. Каждому из вас я приготовила волшебный конверт, в котором лежит всё необходимое для испытания. А испытание такое: ответьте на вопрос:
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?» (Презентация. Слайд 2)
Учитель: Ребята, а может мы с вами сразу отгадаем загадку и не будем ничего делать? Как вы думаете, что загадала Точка? (Разнообразные предположения детей). Ребята, ответов-то много, но ведь загадка о чём-то одном. Как быть?
Ученики: Придется выполнять задания.
Учитель: А как вы думаете, какие могут быть там задания? (знание геометрических фигур, их свойств, обозначение фигур)
3. Работа над темой урока – практическая работа
Учитель раздаёт конверты ребятам.
Учитель: Точка прислала нам подробную инструкцию.
Итак, начнём: откройте конверт и достаньте всё содержимое на стол. Положите лист бумаги перед собой, а фигуры разложите над ним.
(Слайд 3)
Учитель: Ребята, что изображено на ваших листах бумаги? (Буквы и точки) А буквы-то какие-то странные? (Это буквы латинского алфавита) А для чего они нужны? (Для обозначения геометрических фигур)
Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше первое задание:
1. Соедините точки синим карандашом с помощью линии
Ребята, не написано с помощью какой. Какие вы линии знаете? (прямые, кривые, ломаные). Как вы думаете, какой линией мы можем соединить эти точки. (предположения ребят, должны прийти к выводу, что прямой нельзя).
Ой, ребята, я не заметала, тут есть подсказка:
Я люблю на ней кататься,
Вверх взлетать и опускаться.
Так игрива и вольна!
Угадали что? … (волна)
Вывод ребят: Соединяем кривой линией.
Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше первое задание:
Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше второе задание:
2. Соедините точки А и С кривой линией зеленым карандашом, так чтобы получился полуовал.
Ребята, что такое полуовал? (Предположения.) А на что он похож? (половинка яйца, яблока и.т.д.) Наш рисунок вам что-нибудь напоминает?
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода. (остров)
Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше третье задание:
3. Найдите среди своих фигур – прямоугольник и приклейте его вертикально над точкой В.
Ребята, покажите мне прямоугольник. А может это квадрат или круг? (доказательство по признакам прямоугольника). А что значит вертикально – это как? (Показывают житейскими примерами и приклеивают).
А теперь найдите треугольники и приклейте их друг под другом на прямоугольник.
Ребята, покажите мне треугольник. А как вы узнали его? (доказательство по признакам треугольника). Давайте приложим на прямоугольник. Что у вас получилось? (Ёлка.) Может точка что-то напутала? (Предположения детей)
На ней растут кокосы
И финики растут.
Стоят под ней матросы
Гуляют пары тут.
Друг – другу дарят тайны
В тени огромной (пальмы).
Ребята приклеивают фигуры так, чтоб получилась пальма.
Физминутка
Мы подпрыгнем столько раз, сколько точек здесь у нас.
Сколько линий на рисунке, столько раз поднимем руки.
Мы фигуры посчитаем, столько раз поприседаем.
Сколько букв у нас весёлых, столько сделаем наклонов.
Мы немного покружимся и на место приземлимся.
Учитель: Ребята, может вы уже догадались, о чем нас спросила Точка? (Снова несколько ответов) Раз единого мнения нет, то вот ваше четвертое задание:
4. Найдите круг, приклейте его в правый верхний угол и нарисуйте от него жёлтые лучи.
Это трудное задание для меня. А для вас? (обсуждение что такое круг, где лево-право, что такое луч.)
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)!
Учитель: Молодцы ребята. Вот ваше пятое задание:
5. Возьмите оставшуюся фигуру, разрежьте её по линиям и соберите отгадку
Ребята, а что за фигура осталась? (квадрат, доказывают, разрезают и пытаются собрать кораблик.) Кто мне ответит на вопрос:
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?
Ученики: Корабль
4. Итоги урока и рефлексия.
Учитель: Молодцы ребята. Вы справились с заданиями Точки. А у всех ли получились такие же кораблики как у меня? (Нет.) А почему? (Вывод ребят о том, что все они разные и продукты их творчества – разные.)
(Слайд 4)
Учитель: Как вы думаете, для чего нам точка прислала эти задания? (Что бы мы повторили). А мы повторили?
(Слайд 5)
Давайте попробуем подвести итог сегодняшнего приключения.
Мы узнали…
Мы повторили…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Мне нужно ещё потренироваться…
Мне было интересно…
(Слайд 6)
У: До новых встреч!