Сочинение-рассуждение по художественному тексту в формате ЕГЭ с использованием инфографики "Сочинение на 23 балла"

Разделы: Русский язык


Вид урока: урок-практикум.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ, инфографики.

Методы и приемы:  анализ текста, организация поисковой деятельности, личностно-ориентированный, дифференцированный, проблемный.

Цели урока:

1. Обучающие задачи:

  • создание условий для обучения написанию творческой работы с использованием художественных средств, закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста (часть С заданий ЕГЭ);
  • научить находить детали, по которым выстраивается логика движения мысли по поднимаемой проблеме, закрепить умение выделять позицию автора, выражать собственное мнение  и аргументированно доказывать его;
  • показать другие способы подбора вступлений, переходов от одной части к другой, подачи комментария, аргументов, выводов.

2. Развивающие цели:

  • стимулирование творческих способностей учащихся;
  • умение выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы;

3. Воспитывающие цели:

  • способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • воспитание личности в условиях интереса учащихся к обсуждаемым вопросам.

Оборудование: оформление доски, компьютерная презентация, раздаточный материал, текст.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. Орфоэпическая минутка.

2. Этап мотивации к занятию (определение темы и цели урока) Приложение 1. Слайд 1

– Ребята! Вы хотите написать сочинение на самый высокий балл? Для этого вам надо как следует поработать, Отводится 2 часа на сочинение, но мы должны написать его за 40 минут. Попробуем сделать это сегодня впервые на примере   художественного текста. Имейте в виду, что в КИМах могут быть "подсказки", они помогут, если вы научитесь  их находить.

3. Вопрос классу: Вспомним особенности художественного стиля речи (Слайд 2)  (образность, эмоциональность, чувства автора, пейзажи, описание конкретного человека, ситуации; активное использование оценочных слов, отношение автора к герою, событиям; художественные средства, диалоги, сравнения.) Лучший вариант сочинения, когда, зная особенность текста, мы можем с этими же элементами создать своё сочинение, приближенное к художественному.

4. Этапы работы над сочинением

Знакомство с текстом К.Паустовского. (Пока читают, Слайды №3,4)

Формулируем проблему. Она четко определена словами героини. Какими? Одинокая старость.
Вступление. Как начать сочинение? Мы использовали в публицистическом сочинении разные вступления. (Слайды № 5,6) . Идею нам может подать фрагмент  рецензии в последнем задании теста: "Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во 2 предложении используется..., что имеет большое значение для характеристики героини. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста." Какую? Грустную. Где же идея?

Мы начнем с пейзажной зарисовки, чтобы потом сказать: "Как в природе, так и ..." Берем опорные слова Слайд №7   (Ветер, тучи, листок). Используя эпитеты, нарисуйте самую печальную картину поздней холодной осени в одном предложении. Пишем. 
Сад облетел. Последние безжизненные листья покинули продрогшие стволы деревьев и, гонимые холодным осенним ветром, бесприютно опустились на замерзшую землю.
Как связать картину природы и возраст человека? Используем сопоставительную конструкцию: как в природе наступает осень, так и ...  (к человеку приходит старость) Не забудем в конце сочинения  сделать кольцевую композицию и закончить не осенью, а весной.

Итак, приходит старость, но это ещё не повод убиваться. Пожилые люди чувствуют себя несчастными когда? Когда нет рядом близких. Так и спрашиваем: "Что может скрасить его дни?" Вопросно-ответная форма – это яркий прием. Отвечаем: "Забота и любовь близких". В нашем случае такого нет. Значит, следующий вопрос: "А если этого нет? Проблему одинокой старости и поднимает К.Паустовский в данном тексте"
Актуализация. Когда написан рассказ "Телеграмма"? В 20 веке, значит, давно. Потерял ли он свою актуальность в наши дни? Посмотрите на этих стариков! Слайд № 8 (Старики, дом престарелых). Поясните. Пишем.
Произведение, написанное давно, не потеряло своей актуальности в наши дни. Любой человек, независимо от своей национальности или социального статуса, вряд ли захочет быть покинутым в старости.
Слайд 9, 10 Комментарий. На эмоциональной волне и должен идти наш комментарий. Как отнесся рассказчик к судьбе пожилой женщины? Посильнее слово "потрясла" история Катерины Ивановны. Итак, обязательно оценка авторская должна быть. Писателя потрясла история Катерины Ивановны. Что это за женщина? – напрашивается ответ на этот вопрос. Помните подсказку? Нам нужна характеристика героини. Какая это женщина? Смотрим внимательно текст. Какие  детали выявляют характерные особенности героини? №10.В нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым (Что за приём? – метонимия)

Работа ученика на доске. Словарь: Зачитываться – читать с интересом, увлекаться, забываться; проводить много времени за чтением. Вывод: ОБРАЗОВАННАЯ
11. Да и кое-какие деревья я посадила сама.  Вывод:  ТРУДОЛЮБИВАЯ
Это образованная, трудолюбивая женщина, воспитала дочь. Настя выросла, уехала в город и забыла мать.
И вот тут необходимо то негодование, которое косвенно выразит наше отношение.   А надо бы вспомнить!
Давайте посчитаем, сколько болеет Катерина Ивановна. Больше полугода! Кто же ей приносил хлеб, лекарства? Чужой человек выводит ее погулять! Бедная женщина долго болела. Подключаем авторское изображение: Рассказчик с сочувствием описывает... (слабое, изможденное состояние больной женщины, ее неловкие движения, обветшалую одежду).

Работа ученика на доске. Словарь: Салоп – широкое женское пальто, салопчик – изношенное пальто.
Где кульминация в нашем эпизоде? Предложение 22. Вспомним вашу характеристику "терпеливая". Катерина Ивановна ни на что не жалуется, но ..Прочитайте ещё раз: "Не дай бог вам дожить до такой одинокой старости! Не дай бог!"  Вы чувствуете надрыв? Это на что похоже? На крик души,  крик отчаяния.(Вот она – метафора!) Можно: Как всплеск отчаяния ...звучат ее слова об одинокой старости.
Авторская позиция            Рассказчик считает, что бедная женщина недостойна такой печальной участи. Нельзя оставлять стариков одних.
Наш отклик должен быть тоже эмоциональным.
Собственное мнение     Меня тоже глубоко взволновала история героини. Как можно забыть человека, который...( ночи недосыпал у твоей кроватки) Нужны полные негодования слова–обличения в адрес Насти и нежные слова о маме. (...маму, чьи глаза смотрели на тебя у колыбели с бесконечной любовью и лаской, которая с самого рождения оберегала тебя, окружая добротой и заботой и которая всегда разделяла с тобой все радости и печали в жизни?!) Вспоминается...

Аргументы. Что вам вспоминается?   Выберите из списка произведений те, в которых герои испытывают чувство одиночества из-за того, что дети забыли их. (Учащимся предлагается ряд аргументов. Какие из них можно использовать?)
 Слайды №11, 12
1. "Станционный смотритель" А.С.Пушкин
2. (К.Паустовский "Телеграмма")
3. Г.Флобер "Госпожа Бовари"
4. А.Камю "Посторонний"

Вспоминается произведение Альбера Камю «Посторонний», где главный герой апатично относился не только к своей жизни, но и к жизни матери. Он не имел никакого представления о том, как чувствовала его мать, как жила, потому что отдал ее в дом престарелых. И даже о похоронах матери вспоминает такими словами: «Стояла ужасная жара, и было так душно на улице, что я хотел поскорей закончить бы эту процессию и вернуться домой.» Этот поступок вызывает осуждение.

2 аргумент.Проблема текста очень животрепещущая, автор не случайно так пронзительно описывает такую ситуацию: он хочет "достучаться" до души каждого из нас. Мы на своем примере должны осмыслить прочитанное и написать о себе: как помним своих престарелых родственников, как часто звоним им, делаем так, чтобы они не чувствовали себя одинокими. Примером, на который я буду равняться, – это моя семья. В суете современной жизни мои родные всегда находят время, чтобы уделить внимание друг другу и провести время вместе. Как приятно зимним вечером сидеть с бабушкой у камина и читать(почему бы и нет) стихи  Бодлера!
В газете "Ступинская панорама" есть актуальная статья "Любите своих стариков", где сказано: "Отношение к старшему поколению – это показатель эмоционального климата в семье. Как правило, если старики страдают от отсутствия близости с родными, в таких семьях отсутствует стержень, на котором держатся любовь и уважение друг к другу." Подумайте об этом, когда будете писать это сочинение.

Написание заключения. Слайд 13. Вы видите портрет одинокой женщины. Какие горькие слова читаем мы:

Тяжелый грех мы на душу берем,
Когда родителей по жизни забываем.
Уйдут они – назад  их не вернем,
И никогда себя не оправдаем.

Теперь уже думаем о концовке сочинения. Вместо:" Проблема, поставленная автором, заставила задуматься о... "    Паустовский не поучает нас, читателей, он только стремится быть понятым: стоит отбросить все посторонние заботы и подумать о близких людях, навестить их. Тогда, быть может, пейзажем их последних дней будет не мрачная неуютная осень, а полная теплоты, участия и заботы весна.

12. Подведение итогов

13. Домашнее задание

Отредактировать  сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Думаю, что у вас все получится. Успехов! Слайд №14