Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширить представления о явлениях социальной жизни, повысить уровень технических умений и навыков каждого ребёнка в процессе занятия аппликацией.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжать закреплять навык работы с шаблоном и вырезывания по заданному контуру;
- учить самостоятельно, составлять целый предмет из отдельных частей;
- познакомить детей с понятием «сервиз»;
- продолжать формировать у детей умение выдвигать предположение, опираюсь на подсказку педагога в виде предложенного первого звука
- учить образовывать уменьшительно-ласкательной формы с помощью суффикса «чк»;
- тренировать в словообразовании (хлеб-хлебница)
- обогащать активный словарь детей за счёт слов, обозначающих предметы посуды;
- продолжать формировать у детей звуковую культуру речи: отрабатывать четкую дикцию, умение красиво говорить.
- Развивающие:
- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать;
- развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость;
- продолжать развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, память.
- Воспитательные:
- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, культуру поведения и общения;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( людям, предметам).
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: сундук, чайный сервиз (могут быть картинки), USB-накопитель, компьютер, телевизор, правила работы с ножницами в виде плаката, шаблоны элементов чайника, лист картона (формат А4), простой карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, матерчатые салфетки, конверт формата А4..
Предварительная работа: рассматривание посуды, словесные игры: отгадывание слов по первому звуку, слогу (предмет или игрушка прячется в коробку), чтение художественных произведений: Татьяна Домаренок «Старинный чайный сервиз» сказка для малышей, К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», сюжетно-ролевая игра «День рождения».
ХОД НОД
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне, встаньте красиво, повернитесь лицом к гостям…
«Поздоровайся, дружок –
Пожелай здоровья.
Лечат очень хорошо
Доброта с любовью».
2. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Что-то дети вы не очень веселые, улыбок нет на вашем лице.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Ребята, гостей мы поприветствовали, а теперь давайте мы поздороваемся друг с другом, улыбнёмся своему соседу, назовём его ласково по имени, возьмёмся за руки, и у нас получится «хоровод дружбы».
II. Основная часть
3. Речевая работа
Педагог приглашает детей подойти к столу, на котором стоит сундучок.
Воспитатель:
Вот стоит большой сундук.
В нём лежит большой секрет.
Тот секрет никто не знает.
Может кто-то отгадает?
В нём лежит какой-то «П»
Ответы детей. Если дети не находят правильный вариант можно предложить в качестве подсказки первый слог, затем два слога и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока дети не произнесут название, спрятанного в сундуке, предмета. Затем воспитатель открывает сундучок, и дети заглядывают внутрь.
4. Знакомство с чайным сервизом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Конечно это посуда. Я сейчас буду выставлять на стол всё, что лежит в нашем сундучке, а вы будете называть, что же это за посуда и для чего она нужна. Посмотрите, как это сделаю я.
(В сундучке спрятаны: молочник, конфетница, салфетница, заварочный чайник, чашка, чайная ложка, креманка, маслёнка, розетка, скатерть, салфетки. Педагог достаёт сухарницу)
Это сухарница. В неё кладут баранки, печенье, пряники, вафли, сухари.
Ответы детей.
(Педагог красиво сервирует чайный стол)
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый стол у нас получился.
(Педагог приглашает детей занять свои места за столами)
Скажите, а для чего мы с вами накрыли стол? Ответы детей
Как называют посуду для чаепития? Ответы детей
Полный набор чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек – это чайный СЕРВИЗ.
Ребята, давайте повторим это новое слово. (Педагог просит повторить данное слово отдельных детей).
5. Сюрпризный момент
Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон Печкин с почтовой сумкой.
Печкин: Здравствуйте,уважаемые взрослые! Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! У меня для вас письмо, да не простое, а звуковое.
Воспитатель: Вы, ничего не перепутали?
Печкин: Смотрите сами. Вот на конверте адрес указан:
Город …
Детский сад №… «Дюймовочка»
Группа №
Воспитатель: Ребята, это послание действительно нам. На нём стоит отметка срочно. Давайте, поскорее узнаем, что в нём.
Слова Мухи-Цокотухи
Здравствуйте, мои друзья!
Муха-Цокотуха я.
Помощи у вас прошу!
Что со мною приключилось
Вам поведать я хочу.Я по полюшку пошла,
Там я денежку нашла.
Затем пошла я на базар
И купила самовар.
Друзей я в гости приглашала,
Стол для чая накрывала.
Скатерть, сухарница,
Молочник, конфетница,
Чайник заварочный,
Ну, и салфетница.
Чашки и ложки,
Креманки, маслёнка.
Тарелки под торт,
Розетки с вареньем.
Весь стол был уставлен для друзей угощеньем.
Чай для гостей заварить поспешила.
Заварку я в чайник засыпать решила.
Вдруг! Вот беда!
Выскользнул чайник из рук и разбился.
Осколками по полу он раскатился.Что делать не знаю.
Друзья, помогите!
В просьбе моей не откажите!
И чайник новый мне соберите.
Воспитатель: Ребята, надо Мухе-Цокотухе помочь. Давайте, сначала немного разомнёмся, сил наберёмся. А потом и за дело примемся.
6. Физкультурная минутка.
Чайная посуда
Вот большой пузатый чайник | надуть живот |
Очень важный как начальник |
поглаживания по животу |
Вот фарфоровые чашки |
присесть, одну руку поставить на пояс |
Вот фарфоровые блюдца |
покружиться, руки в стороны |
Если стукнешь – разобьются |
хлопки |
Вот серебряные ложки |
потянуться |
Голова на тонкой ножке |
сомкнуть руки над головой |
Вот пластмассовый поднос |
развести руки в стороны |
Он посуду нам принес |
руки вытянуть вперед, покрутить кулачками |
(Педагог приглашает детей занять свои места за столами)
7. Целевая установка
Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами сможем помочь Мухе-Цокотухе в её беде. Мы сделаем чайники из цветной бумаги и отошлём их Мухе-Цокотухе. Пусть у неё их будет много. Вдруг понадобится чайник кому-нибудь из её друзей.
8. Показ алгоритма изготовления чайника
Давайте посмотрим на наш заварочный чайник из сервиза и назовём его составные части. (Ответы детей)
Чайник состоит из: корпуса, у которого есть дно; ручки; носика и крышки.
Вспомните правила работы с ножницами. Воспитатель демонстрирует ребятам каждое действие.
- Все составные элементы чайника в виде шаблонов лежат у вас на столах.
- Располагайте их на цветной бумаге так, чтобы вам хватило представленных для работы материалов.
- Обводим наши шаблоны, вырезаем составные части чайника.
- Из полученных частей составляем заварочный чайник на предложенном вам листе картона.
- Затем наклеиваем все элементы.
Чтобы у нас всё красиво получилось, разогреем наши пальчики.
8. Пальчиковая гимнастика.
Чайная посуда
Раз, два, три, четыре, | чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга |
Мы посуду перемыли: |
одна ладонь скользит по другой по кругу |
Чайник, чашку, ковшик, ложку |
загибать пальчики по одному, начиная с большого |
Только чашку мы разбили, |
разгибать пальчики по одному, начиная с большого |
Так мы маме помогали! |
удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши |
Воспитатель: А теперь, ребята приступайте к работе. И не забудьте о правилах работы с ножницами и клеем. (Педагог обращает внимание детей на таблицу, закреплённую на доске)
9. Самостоятельная работа детей. (Звучит спокойная музыка)
III. Заключительная часть
10. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красочные чайники у нас с вами получились. А вы помните, почему мы сегодня делали именно чайник?
(Дети рассматривают свои работы и объясняют – почему они их сделали)
А какие работы вам больше всего понравились? (Анализ работ детьми)
Ребята, предлагаю вам отправить Мухе-Цокотухе все работы. А она пусть сами выбирает, какой чайник себе оставить, какой друзьям подарить. Главное, что мы с вами смогли ей помочь!
(Воспитатель вместе с детьми запечатывает детские работы в конверт).