Чайник для Мухи-Цокотухи

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: расширить представления о явлениях социальной жизни, повысить уровень технических умений и навыков каждого ребёнка в процессе занятия аппликацией.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжать закреплять навык работы с шаблоном и вырезывания по заданному контуру;
    • учить самостоятельно, составлять целый предмет из отдельных частей;
    • познакомить детей с понятием «сервиз»;
    • продолжать формировать у детей умение выдвигать предположение, опираюсь на подсказку педагога в виде предложенного первого звука
    • учить образовывать уменьшительно-ласкательной формы с помощью суффикса «чк»;
    • тренировать в словообразовании (хлеб-хлебница)
    • обогащать активный словарь детей за счёт слов, обозначающих предметы посуды;
    • продолжать формировать у детей звуковую культуру речи: отрабатывать четкую дикцию, умение красиво говорить.
  • Развивающие:
    • продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
    • развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать;
    • развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость;
    • продолжать развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, память.
  • Воспитательные:
    • продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, культуру поведения и общения;
    • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( людям, предметам).

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: сундук, чайный сервиз (могут быть картинки), USB-накопитель, компьютер, телевизор, правила работы с ножницами в виде плаката, шаблоны элементов чайника, лист картона (формат А4), простой карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, матерчатые салфетки, конверт формата А4..
Предварительная работа: рассматривание посуды, словесные игры: отгадывание слов по первому звуку, слогу (предмет или игрушка прячется в коробку), чтение художественных произведений: Татьяна Домаренок «Старинный чайный сервиз» сказка для малышей, К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», сюжетно-ролевая игра «День рождения».

ХОД НОД

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне, встаньте красиво, повернитесь лицом к гостям…

«Поздоровайся, дружок –
Пожелай здоровья.
Лечат очень хорошо
Доброта с любовью».

2. Эмоциональный настрой.

Воспитатель: Что-то дети вы не очень веселые, улыбок нет на вашем лице.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся

Ребята, гостей мы поприветствовали, а теперь давайте мы поздороваемся друг с другом, улыбнёмся своему соседу, назовём его ласково по имени, возьмёмся за руки, и у нас получится «хоровод дружбы».

II. Основная часть

3. Речевая работа

Педагог приглашает детей подойти к столу, на котором стоит сундучок.

Воспитатель:

Вот стоит большой сундук.
В нём лежит большой секрет.
Тот секрет никто не знает.
Может кто-то отгадает?
В нём лежит какой-то «П»

Ответы детей. Если дети не находят правильный вариант можно предложить в качестве подсказки первый слог, затем два слога и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока дети не произнесут название, спрятанного в сундуке, предмета. Затем воспитатель открывает сундучок, и дети заглядывают внутрь.

4. Знакомство с чайным сервизом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Конечно это посуда. Я сейчас буду выставлять на стол всё, что лежит в нашем сундучке, а вы будете называть, что же это за посуда и для чего она нужна. Посмотрите, как это сделаю я.
(В сундучке спрятаны: молочник, конфетница, салфетница, заварочный чайник, чашка, чайная ложка, креманка, маслёнка, розетка, скатерть, салфетки. Педагог достаёт сухарницу)
Это сухарница. В неё кладут баранки, печенье, пряники, вафли, сухари.
Ответы детей.
(Педагог красиво сервирует чайный стол)
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый стол у нас получился.
(Педагог приглашает детей занять свои места за столами)
Скажите, а для чего мы с вами накрыли стол? Ответы детей
Как называют посуду для чаепития? Ответы детей
Полный набор чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек – это чайный СЕРВИЗ.
Ребята, давайте повторим это новое слово. (Педагог просит повторить данное слово отдельных детей).

5. Сюрпризный момент

Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон Печкин с почтовой сумкой.
Печкин: Здравствуйте,уважаемые взрослые! Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! У меня для вас письмо, да не простое, а звуковое.
Воспитатель: Вы, ничего не перепутали?
Печкин: Смотрите сами. Вот на конверте адрес указан:
Город …
Детский сад №… «Дюймовочка»
Группа №
Воспитатель: Ребята, это послание действительно нам. На нём стоит отметка срочно. Давайте, поскорее узнаем, что в нём.

Презентация 1

Слова Мухи-Цокотухи
Здравствуйте, мои друзья!
Муха-Цокотуха я.
Помощи у вас прошу!
Что со мною приключилось
Вам поведать я хочу.

Я по полюшку пошла,
Там я денежку нашла.
Затем пошла я на базар
И купила самовар.
Друзей я в гости приглашала,
Стол для чая накрывала.
Скатерть, сухарница,
Молочник, конфетница,
Чайник заварочный,
Ну, и салфетница.
Чашки и ложки,
Креманки, маслёнка.
Тарелки под торт,
Розетки с вареньем.
Весь стол был уставлен для друзей угощеньем.
Чай для гостей заварить поспешила.
Заварку я в чайник засыпать решила.
Вдруг! Вот беда!
Выскользнул чайник из рук и разбился.
Осколками по полу он раскатился.

Что делать не знаю.
Друзья, помогите!
В просьбе моей не откажите!
И чайник новый мне соберите.

Воспитатель: Ребята, надо Мухе-Цокотухе помочь. Давайте, сначала немного разомнёмся, сил наберёмся. А потом и за дело примемся.

6. Физкультурная минутка.

Чайная посуда

Вот большой пузатый чайник

надуть живот

Очень важный как начальник

поглаживания по животу

Вот фарфоровые чашки
Все похожи как близняшки

присесть, одну руку поставить на пояс

Вот фарфоровые блюдца

покружиться, руки в стороны

Если стукнешь – разобьются

хлопки

Вот серебряные ложки

потянуться

Голова на тонкой ножке

сомкнуть руки над головой

Вот пластмассовый поднос

развести руки в стороны

Он посуду нам принес

руки вытянуть вперед, покрутить кулачками

(Педагог приглашает детей занять свои места за столами)

7. Целевая установка

Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами сможем помочь Мухе-Цокотухе в её беде. Мы сделаем чайники из цветной бумаги и отошлём их Мухе-Цокотухе. Пусть у неё их будет много. Вдруг понадобится чайник кому-нибудь из её друзей.

8. Показ алгоритма изготовления чайника

Давайте посмотрим на наш заварочный чайник из сервиза и назовём его составные части. (Ответы детей)
Чайник состоит из: корпуса, у которого есть дно; ручки; носика и крышки.
Вспомните правила работы с ножницами. Воспитатель демонстрирует ребятам каждое действие.

  1. Все составные элементы чайника в виде шаблонов лежат у вас на столах.

  2. Располагайте их на цветной бумаге так, чтобы вам хватило представленных для работы материалов.
  3. Обводим наши шаблоны, вырезаем составные части чайника.
  4. Из полученных частей составляем заварочный чайник на предложенном вам листе картона.
  5. Затем наклеиваем все элементы.

Чтобы у нас всё красиво получилось, разогреем наши пальчики.

8. Пальчиковая гимнастика.

Чайная посуда

Раз, два, три, четыре,

чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга

Мы посуду перемыли:

одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку .

загибать пальчики по одному, начиная с большого

Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.

разгибать пальчики по одному, начиная с большого

Так мы маме помогали!

удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Воспитатель: А теперь, ребята приступайте к работе. И не забудьте о правилах работы с ножницами и клеем. (Педагог обращает внимание детей на таблицу, закреплённую на доске)

9. Самостоятельная работа детей. (Звучит спокойная музыка)

III. Заключительная часть

10. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красочные чайники у нас с вами получились. А вы помните, почему мы сегодня делали именно чайник?
(Дети рассматривают свои работы и объясняют – почему они их сделали)
А какие работы вам больше всего понравились? (Анализ работ детьми)
Ребята, предлагаю вам отправить Мухе-Цокотухе все работы. А она пусть сами выбирает, какой чайник себе оставить, какой друзьям подарить. Главное, что мы с вами смогли ей помочь!
(Воспитатель вместе с детьми запечатывает детские работы в конверт).