Тип занятия: урок получения новых знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по получению новых знаний в рамках темы «Прямая линия».
Задачи:
- Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
- углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике;
- расширить представления учащихся об окружающем мире.
- Развивающие задачи:
- способствовать развитию умения анализировать, классифицировать, навыков самооценки, самоконтроля;
- способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, внимания, сообразительности, творческой самостоятельности.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность и точность в работе.
Формирование УУД:
- Личностные действия: проявлять положительное отношение к учебно-познавательной деятельности, как в целом, так и конкретно к предмету «геометрия», базовые представления о нормах поведения.
- Регулятивные действия: умение ориентироваться в поставленном ориентире деятельности, анализ и контроль собственного результата и результатов одноклассников, внесение коррективов в свою деятельность.
- Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять анализ объекта, проводить сравнение, классификацию объектов.
- Коммуникативные действия: уметь слушать друг друга и объективно воспринимать мнения одноклассников, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение.
Методы обучения: частично-поисковые, проблемные, практические
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование:
- Для учителя: ПК и проектор, презентация, листы бумаги для оригами
- Для учащихся: тетрадь «Математика и конструирование», листы бумаги для оригами (А4, квадрат 10смх10см и круг R=5см).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Этап мотивации
Презентация. Слайд 1.
У: Прозвенел для нас звонок
Нам пора начать урок.
Чтобы нам урок начать –
Нужно тишину позвать.
(Ученики присаживаются на места после установления тишины в классе)
2. Этап актуализации знаний
У: Давайте вспомним, какие геометрические понятия мы уже изучили с вами. Для этого я предлагаю вам отгадать загадки, но отгадки не произносить вслух, а попробовать найти ответ в окружающем нас мире (Упражнение на развитие образного мышления):
Слайд 2.
1. Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...точек2. Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто – ... луч3. Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю –
Получается черта,
Называется прямая.
Слайд 3.
У: Загадки отгадали, а теперь вспомните, о каких линиях мы с вами говорили и сравните их. (кривая, прямая, замкнутая, разомкнутая)
У: Какой линии не хватает? (ломаной) Из каких частей она состоит? (Упражнение на уточнение представлений о различных типах линий).
Слайд 4.
У: Ребята, откройте свои тетради на стр. 11. Давайте мы с вами нарисуем в тетради две линии: одну кривую, а вторую – прямую. Сперва вспомним, с помощью каких инструментов мы можем нарисовать прямую линию?
У: Вспомните свойство прямой линии. (Кто-то из учеников отвечает один или всем классом)
Без начала и без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
3. Постановка учебной задачи.
Слайд 5.
У: Ребята, посмотрите на ваших столах лежат листы бумаги. Попробуйте получить прямую линию на этом листе бумаги без карандаша и линейки. (Ученики пробуют ответить на вопрос самостоятельно)
Учитель выслушивает ответы учеников и резюмирует.
Слайд 6.
У: Вы правы, прямую линию можно получить без карандаша и линейки – складыванием. Оказывается складывание бумаги – это не такое уж и простое дело.
Слайд 7.
Попробуйте сформулировать правила, которых нужно придерживаться для получения прямой линии на бумаге. Учитель выслушивает ответы учеников и резюмирует.
Послушайте правила, которые следует соблюдать при сгибании листа:
– сгибать на столе
– совмещать концы
– проглаживать сгиб.
Слайд 8.
Оказывается существуют определенные приёмы для складывания бумаги: специальной гладилкой, пальцем, ребром ладони или кольцами ножниц.
Слайд 9.
Физминутка
Сколько линий будет в круге, столько раз поднимем руки.
Сколько лучиков весёлых, столько сделаем наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз, сколько точек здесь у нас.
Сколько есть у нас голов, столько сделаем хлопков.
Мы с коровкой покружимся и на место приземлимся.
4. Первичное закрепление
Слайд 10.
У: Ребята, в ваших тетрадях есть задание №3. Выполните его самостоятельно и подумайте, какие линии у вас получились. Мы с вами уже встречались на наших занятиях.
Ученики выполняют задания и пытаются вспомнить названия линий – пересекающиеся и параллельные. Это задание трудное для них (могут вспомнить только единицы). Учитель предлагает вспомнить вместе.
Слайд 11.
У: Ребята, если вы внимательно посмотрите на ваши прямые, полученные по рисунку №1, то заметите, что они имеют общую точку – точку пересечения. Такие прямые называются пересекающиеся – они всегда имеют одну точку пересечения. Посмотрите на другую пару прямых, полученных по рисунку №2 – у них нет общих точек. Такие прямые называются параллельными – они никогда не пересекаются.
5. Практическая работа
Слайд 12.
У: Мы с вами сегодня выступим в роли конструкторов. А вы знаете, кто такой конструктор? (Ответы ребят) Правильно ребята. И мы сегодня будем не просто конструкторами, а авиаконструкторами исоорудим свой самолёт из бумаги. Будем использовать сгибание листа, получать прямые линии, необходимые для конструирования самолета.
Ребята выполняют задание по схеме под руководством учителя.
Слайд 13.
У: Ребята, чтобы проверить ваши самолеты в действии, я предлагаю их запустить. (Ученики выходят к доске по рядам и запускают свои самолёты).
6. Рефлексия деятельности и закрепление
У: Ребята, посмотрите на свои самолеты. Расскажите, какие линии у вас получились во время его конструирования. (Ответы ребят)
Слайд 14.
У: Ребята, посмотрите на рисунок, какие геометрические фигуры на нём изображены.
У: Ответили ли мы с вами на вопрос: «Как можно получить прямую линию на листе бумаги без линейки и карандаша?» (Ответы ребят)
Слайд 15.
У: Как бы вы оценили свою работу на уроке? Нарисуйте на ваших самолётиках смайлики и расскажите, что вам удалось или не удалось сегодня на уроке:
- Своей работой на уроке я доволен, так как …
- Своей работой на уроке я не совсем доволен, так как …
- Своей работой на уроке я совсем не доволен, так как …
Слайд 16.
У: До новых встреч!