Занятие "Прямая линия как результат складывания и сгибания бумажного листа"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тип занятия: урок получения новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся по получению новых знаний в рамках темы «Прямая линия».

Задачи:

  • Образовательные задачи:
    • обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
    • углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике;
    • расширить  представления  учащихся об  окружающем  мире.
  • Развивающие задачи:
    • способствовать развитию умения анализировать, классифицировать, навыков самооценки, самоконтроля;
    • способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, внимания, сообразительности, творческой самостоятельности.
  • Воспитательные задачи:
    • воспитывать аккуратность и точность в работе.

  Формирование УУД:

  • Личностные действия: проявлять положительное отношение к учебно-познавательной деятельности, как в целом, так и конкретно к предмету «геометрия», базовые представления о нормах поведения.
  • Регулятивные действия: умение ориентироваться в поставленном ориентире деятельности, анализ и контроль собственного результата и результатов одноклассников, внесение коррективов в свою деятельность.
  • Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять анализ объекта, проводить сравнение, классификацию объектов.
  • Коммуникативные действия: уметь слушать друг друга и объективно воспринимать мнения одноклассников, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение.

Методы обучения: частично-поисковые, проблемные, практические

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование:

  • Для учителя:   ПК и проектор, презентация, листы бумаги для оригами
  • Для учащихся:   тетрадь «Математика и конструирование», листы бумаги для оригами (А4, квадрат 10смх10см и круг R=5см).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Этап мотивации

Презентация. Слайд 1.

У: Прозвенел для нас звонок
Нам пора начать урок.
Чтобы нам урок начать –
Нужно тишину позвать.

(Ученики присаживаются на места после установления тишины в классе)

2. Этап актуализации знаний

У: Давайте вспомним, какие геометрические понятия мы уже изучили с вами. Для этого я предлагаю вам отгадать загадки, но отгадки не произносить вслух, а попробовать найти ответ в окружающем нас мире (Упражнение на развитие образного мышления):

Слайд 2.

1. Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...точек

2. Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто – ... луч

3. Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю –
Получается черта,
Называется прямая.

Слайд 3.

У: Загадки отгадали, а теперь вспомните, о каких линиях мы с вами говорили и сравните их. (кривая, прямая, замкнутая, разомкнутая)
У: Какой линии не хватает? (ломаной) Из каких частей она состоит? (Упражнение на уточнение представлений о различных типах линий).

Слайд 4.

У: Ребята, откройте свои тетради на стр. 11. Давайте мы с вами нарисуем в тетради две линии: одну кривую, а вторую – прямую. Сперва вспомним, с помощью каких инструментов мы можем нарисовать прямую линию?
У: Вспомните свойство прямой линии. (Кто-то из учеников отвечает один или всем классом)

Без начала и без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.

3. Постановка  учебной задачи.

Слайд 5.

У: Ребята, посмотрите на ваших столах лежат листы бумаги. Попробуйте получить прямую линию на этом листе бумаги без карандаша и линейки. (Ученики пробуют ответить на вопрос самостоятельно)

Учитель выслушивает ответы учеников и резюмирует.

Слайд 6.

У: Вы правы, прямую линию можно получить без карандаша и линейки – складыванием. Оказывается складывание бумаги – это не такое уж и простое дело.

Слайд 7.

Попробуйте сформулировать правила, которых нужно придерживаться для получения прямой линии на бумаге. Учитель выслушивает ответы учеников и резюмирует.

Послушайте правила, которые следует соблюдать при сгибании листа:

– сгибать на столе
– совмещать концы
– проглаживать сгиб.

Слайд 8.

Оказывается существуют определенные приёмы для складывания бумаги: специальной гладилкой, пальцем, ребром ладони или кольцами ножниц.

Слайд 9.

Физминутка

Сколько линий будет в круге, столько раз поднимем руки.
Сколько лучиков весёлых, столько сделаем наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз, сколько точек здесь у нас.
Сколько есть у нас голов, столько сделаем хлопков.
Мы с коровкой покружимся и на место приземлимся.

4. Первичное закрепление

Слайд 10.

У: Ребята, в ваших тетрадях есть задание №3. Выполните его самостоятельно и подумайте, какие линии у вас получились. Мы с вами уже встречались на наших занятиях.

Ученики выполняют задания и пытаются вспомнить названия линий – пересекающиеся и параллельные. Это задание трудное для них (могут вспомнить только единицы). Учитель предлагает вспомнить вместе.

Слайд 11.

У: Ребята, если вы внимательно посмотрите на ваши прямые, полученные по рисунку №1, то заметите, что они имеют общую точку – точку пересечения. Такие прямые называются пересекающиеся – они всегда имеют одну точку пересечения. Посмотрите на другую пару прямых, полученных по рисунку №2 – у них нет общих точек. Такие прямые называются параллельными – они никогда не пересекаются.

5. Практическая работа

Слайд 12.

У: Мы с вами сегодня выступим в роли конструкторов. А вы знаете, кто такой конструктор? (Ответы ребят) Правильно ребята. И мы сегодня будем не просто конструкторами, а авиаконструкторами исоорудим свой самолёт из бумаги. Будем использовать сгибание листа, получать прямые линии, необходимые для конструирования самолета.
Ребята выполняют задание по схеме под руководством учителя.

Слайд 13.

У: Ребята, чтобы проверить ваши самолеты в действии, я предлагаю их запустить. (Ученики выходят к доске по рядам и запускают свои самолёты).

6. Рефлексия деятельности и закрепление

У: Ребята, посмотрите на свои самолеты. Расскажите, какие линии у вас получились во время его конструирования. (Ответы ребят)

Слайд 14.

У: Ребята, посмотрите на рисунок, какие геометрические фигуры на нём изображены.
У: Ответили ли мы с вами на вопрос: «Как можно получить прямую линию на листе бумаги без линейки и карандаша?» (Ответы ребят)

Слайд 15.

У: Как бы вы оценили свою работу на уроке? Нарисуйте на ваших самолётиках смайлики и расскажите, что вам удалось или не удалось сегодня на уроке:

  • Своей работой на уроке я доволен, так как …
  • Своей работой на уроке я не совсем  доволен, так как …
  • Своей работой на уроке я совсем не доволен, так как …

Слайд 16.

У: До новых встреч!