Цели:
- Формировать у детей интерес к книге, бережное обращение с ней.
- Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости.
- Развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, прививать навыки коммуникативного общения.
Оборудование: разные по формату, оформлению и содержанию книги, письмо книги, картинки с изображением книг, набор букв, телеграммы по сказкам, цветы – тюльпаны из бумаги.
План занятия.
Организационный момент
1) Процесс изготовления книги раньше и сейчас.
2) Правила обращения с книгой.
3) Динамическая пауза «Дочки и сынки»
4) Игра «Да» или «Нет»
5) Сценка басни «Две книги»
6) Про библиотеку.
7) Итог. Награждение. Исполнение песни «Если с книгой дружишь ты»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся в город Читайск. Отправимся на поезде. Нам нужны билеты. Билеты у нас будут, если назовём свои любимые книжки.
Билеты получены, рассаживаемся и … поехали.
Слайд 1: Стук колёс и поезд
Воспитатель: Паровоз, паровоз, новенький, блестящий. Он вагончики повёз будто настоящий. Кто едет в поезде? (Перечисляют имена)
Ура! Приехали! Вот он славный город Читайск.
Слайд 2: Все читают книгу
2. Основная часть
Воспитатель: Отгадайте загадку: «Склеена, сшита, без дверей, а закрыта, кто её открывает, много знает.»
Вместе: Это книга.
Слайд 3: формат книги и девиз занятия «Книга – наш лучший друг, без неё как без рук»
Мы проводим занятие кружка «Книга – твой друг»
Выходит Книга:
Книга: Здравствуйте, друзья! Я очень рада видеть вас, Я ваш друг. Но всё ли вы знаете о друзьях
Слайд 4: Писарь
Печатные книги возникли не сразу, писарь писал от руки каждую фразу. Труд летописца был очень тяжёлым. И вот десять веков назад во всех европейских странах стали изготавливать бумагу.
Слайды 5, 6: процесс изготовления книги раньше
Стих:
Печатные книги возникли не сразу
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
И вот наконец наступил этот срок
Когда был придуман печатный станок.
Слайд 7: Печатный станок
Слайд 8: Процесс изготовления книги сейчас
Учащийся 1: Сейчас книги печатают очень быстро. В каждую секунду у нас появляется45 книг. В бумагу вложен труд лесорубов. И сплавщиков. На бумажном комбинате перерабатывают древесину в бумагу. Писатели , учёные, художники написали текст, нарисовали красивые иллюстрации. Наборщики, печатники, переплётчики и много других людей создавали книгу в типографии. Как видите печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остаётся труд человека. Скажем им всем спасибо!
Все вместе: Спасибо.
Воспитатель: Ребята, спасибо вам за рисунки, которые вы нарисовали. Наши библиотекари нашли наши любимые книги, они у нас в кабинете.
Слайд 9: Разные детские книги.
Молодцы, ребята! Очень приятно слышать, что вы читаете книги. А как вы с ними обращаетесь?
Ученик 2 ( в руках порванная книга)
Заболела эта книжка
Изорвал её братишка,
Я больную её не брошу,
Я возьму её и склею.
Воспитатель: Почему братишка порвал книжку? Как можно помочь книжке? Как надо обращаться с книгами, чтобы они всегда были целыми и красивыми?
Давайте обсудим, что любит и чего боится книга?
Слайд 10
Ученик 3: Книга боится дождя и снега. Она от этого портится. У вымокшей под дождём или снегом книги портятся страницы. Если на улице дождь или снег , надо положить книги в сумку или непромокаемый пакет.
Слайд 11
Ученик 4: Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросайте раскрытую книгу переплётом вверх (показать), не загибайте уголки страниц. Чтобы продолжить чтение, положите в книгу закладку.
Слайд 12
Ученик 5: С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно. Не разбрасывайте книги – они могут потеряться. Для библиотечных книг определите постоянное место. Книгу долго не задерживайте, она нужна другим.
Слайд №13
Ученик 6: Книги боятся грязных рук. Они оставляют на её страницах пятна, делают книгу неопрятной. Особенно трудно очистить жирные пятна. Не читайте во время еды!
Слайд 14: Письмо книги
Динамическая пауза «Дочки и сыночки»
Девочки попрыгали, мальчики присели,
Мамины дочки похлопали в ладошки,
Папины сыночки встали на носочки,
Внучки подняли вверх ручки внуки широко разводят руки.
Добрые, послушные дети на стульчики дружно сели.
Воспитатель: Ой, ребята! Да тут какое-то письмо. Давайте посмотрим от кого оно. (Письмо книги в большом самодельном конверте)
Убедительная просьба книги: (дети читают письмо)
1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели.
2. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом – это так некрасиво.
3. Если вы закончили читать, то положите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
4. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что влажность мне вредна.
5. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.
Слайд 15: Книга плачет
Игра на проверку полученных знаний «Да или нет»
Если ваш ответ «да»вы поднимите руки вверх, и кивните головой. Если ответ «нет» вы протягиваете руки вперёд и киваете головой. Внимательно слушайте мои вопросы:
- Книга боится дождя? (да ) вверх
- Книга любит снег? (нет) вперёд
- Книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или непромокаемом пакете? (да)вверх
- Книга боится грязных рук? (да)вверх
- Закладкой для книги может быть карандаш?(да) вверх
- Закладкой для книги может быть закладка? (да) вверх
- Книга любит, когда её читают во время еды? (нет) вперёд
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Я думаю с вами никогда не случится история , которая произошла с одним мальчиком.
Сценка.
Басня М.Ильина «Две книжки»
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
Ну, как твои делишки?
Одна спросила у другой.
Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки, вырвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, летать мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри – кА на мои листочки
На них чернильной не увидишь точки
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то неприлично
Зато и я его учу, Не как-нибудь, а на отлично.
Ну, мой на тройках
Едет еле-еле и даже
Двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки:
Расскажут напрямик и книги, и тетрадки
Какой ты ученик.
Слайд 16 Библиотека
Воспитатель: Есть такое место на свете, где собраны для тебя самые различные путеводители по жизни. Это место находится в большой комнате, то в маленьком домике, то в огромном светлом домике. И называется «библиотека». Библио (по гречески)книга, а тека – хранилище. А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5000 лет. Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что в них хранили? (книги) В Египте написанные на папирусе, в Междуречье выцарапанные на глиняных табличках. В Индии составлены из нарезанных пальмовых листьев. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. И теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Ученик 7:
В зале тишина.
Ты здесь сидишь часов не замечая
Друзей своих испытанных встречая,Которым жизнь навеки продлена.
Ученик 8:
В читальном зале тишина нам особенно нужна.
Уходите разговоры в вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, фантазировать, мечтать.
Ученик 9:
В тишине библиотечной каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи
В каждой книге чудеса!
И. конечно, тишина здесь особенно нужна.
Слайд 17: Книги-сказки
Воспитатель: Ребята, к нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите узнать их авторов. (Бланки телеграмм)
«Спасите ! Нас съел серый волк» (Волк и семеро козлят)
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (Курочка Ряба)
«Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби» (Лисичка сестричка и серый волк)
«Пришлите, пожалуйста, капли Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись» (Доктор Айболит)
«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу» (Муха-Цокотуха)
Поиграем в игру Правильно пиши слова
Сложить слово: Алёнушка, не убираем слово, изменить Иванушка Чётко их прочитать.
Слайд 18: Книга – твой друг и девиз занятия Книга – наш лучший друг, без неё как без рук.
3. Подведение итогов
Воспитатель:
1. Подводя итог занятия, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?(ответы детей).
2. Ребята, а как вы думаете надо ли любить книгу? А почему?(ответы детей: чтобы много знать, быть умными, ведь кто много читает, тот много знает.
3. Как вы понимаете девиз нашего занятия?
Мы сегодня говорили о любви книге, о том почему надо любить ее, о правилах обращения с ним, вспоминали сказки, играли. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство. И мое вам такое пожелание: дружите с книгой, любите книгу и бережно относитесь к ним
4. Какие правила обращения с книгами вы запомнили?
Слайд 19: Правила обращения с книгой
Сегодня вы мне очень понравились. И сегодня я хочу вам всем сделать маленький подарок.
5. Награждение детей (называю для каждого номинацию)
6.Рефлексия:
Слайд 20: Праздник книги и музыка
Воспитатель: Ну а, наше занятие, ребята, подходит к концу! Мне бы хотелось узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Раздам вам цветочки.
– Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите желтые цветочки, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите коричневые. Очень рада, что вам понравилось на занятии.
Воспитатель:
Вот настал момент прощания
Будет краткой наша речь
Говорим Вам до свиданья
И до новых встреч!
Отправляемся домой с песней Если с книгой дружишь ты»
Музыка (Исполнение песни «Если с книгой дружишь ты»)
1. Если с книгой дружишь ты (2 раза) веселее живётся.
А без книги ты пойми (2 раза) всё труднее даётся.Припев:
Что мне зайка, что мне слон,
Что мне мишка заводной, ведь книга лучший спутник мой!2. На уроках я всегда (2 раза) отвечаю чётко.
Книга верная моя (2 раза) мне во всём подмога.Припев.
3. И скажу я вам друзья (2 раза) с книгой вы дружите.
Книга верная моя (2 раза) книгу вы любите.Припев.