Влияние цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние и работоспособность обучающихся

Разделы: Школьная психологическая служба


Здоровье ребенка определяется условиями его жизни. Немаловажную роль играет в этом школьная жизнь. Рабочий день современного ученика, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма.

Испытывая «подавленное» настроение ученик не сможет в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не будет эффективно работать на уроке, процесс восприятия материала будет нарушен. Ребятам с «хорошим» настроением изучать учебные знания намного интереснее, легче усваивается материал на уроке, ученик активен, проявляет познавательный интерес.

Цель нашего с учащимися исследования: выявление оптимального  цветового оформления школьных помещений для благоприятного воздействия на психику и работоспособность обучающихся в соответствии с функциональной нагрузкой помещения.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 г. Прокопьевска.

В опросах участвовали учащиеся 2-10 классов в количестве 150 человек.

1. Влияние  цветовой гаммы на настроение и поведение

Метод исследования: анкетирование обучающихся с последующей статистической обработкой и анализом полученным данных.
Количество опрошенных: 150 человек.
Состав опрошенных: учащиеся 2-10 классов.
Вопросы:
– Оказывает ли влияние цвет на Ваше поведение?
– Оказывает ли влияние цвет на Ваше настроение? 
Результаты опроса: никакого – 14,9%, положительное – 64,3%, затрудняюсь ответить – 20,8%
Вывод: на основании анкетирования можно отметить, что цвет несет свою эмоциональную нагрузку, влияет на поведение и настроение, что отметили 64,3% детей.

2. Цвет и возраст

Цель: выявление предпочтения определённому цвету каждой возрастной группой.
Метод исследования: анкетирование с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.
Количество опрошенных: 150 человек.
Состав опрошенных: обучающиеся школы 2, 4, 7, 8, 9,10  классов.
Результаты исследования: по итогам проведенного нами опроса была составлена сводная таблица

Класс

Возраст

Предпочитаемые цвета

Цвет, вызывающий
отрицательное восприятие

девочки

мальчики

девочки

мальчики

2

8-9
лет

голубой – 33,3%
жёлтый– 16,6%

красный – 40%
зелёный – 30%

чёрный – 58,3%

чёрный – 40%

4

10-11 лет

фиолетовый – 41,6%
зелёный – 33,3%

зелёный – 54,5%

розовый – 33,3%
коричневый – 24,5%

розовый – 64,2%

7

13-14 лет

зеленый – 32,85%
красный – 26,6%

зелёный – 65,7%

зелёный – 41,6%

коричневый – 37,7%
розовый– 32,7%

8

14-15 лет

розовый– 33,3%
зелёный – 25%

чёрный – 33,3%

коричневый –50%

голубой–33,3%
розовый– 33,3%

10

16-17 лет

жёлтый – 16,6%
чёрный – 16,6%

синий – 37,5%

розовый – 27,7%
зелёный – 22,2%

розовый – 40%

На основе изучения литературы и проведённого исследования по проблеме мы можем сделать следующий вывод:  у девочек от восьми до семнадцати лет прослеживается изменение предпочтения цвета от мягких спокойных тонов, до ярких контрастных; а у мальчиков вкусы с возрастом меняются от зеленого до синего и черного.

3. Влияние цвета на работоспособность и внимание школьников

Цель: изучение влияния цвета на работоспособность и внимание обучающихся.
Метод исследования: эксперимент.
Количество испытуемых: 20 человека.
Состав испытуемых: обучающиеся 10А класса.
На примере обучающихся 10А класса мы выяснили, как действует цвет на внимание и работоспособность школьников.
При проведении самостоятельной работы по математике класс был поделен на три группы, равноценные по уровню обученности. Первой группе обучающихся было предложено выполнить задание на листочках белого цвета; второй – на листочках желтого цвета; третьей – на листочках зеленого цвета.
Результаты исследования: при проверке выяснилось, что среди 20 испытуемых 10А класса, процент качества выполненных работ выше у тех ребят, которые выполняли задания на листочках желтого цвета. Они допустили наименьшее количество ошибок. Процент качества работ, выполненных на белых и зеленых листочках, примерно одинаков.
Вывод:  цвет влияет на работоспособность, внимание  людей и качество выполняемой ими работы. Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность, помогает сосредоточиться. 

4. Рекомендации

1. Планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, необходимо учитывать:

  • возрастные особенности обучающихся;
  • влияние цвета на физическое, психическое и эмоциональное состояние школьников
  • воздействие цвета на психику человека
  • функциональное назначение, размеры помещения 

2. Продумать оформление коридоров элементами дизайна с введением синих  или  голубых оттенков, способствующих повышению «психического равновесия»;
3. В столовой желательно перекрасить стены в оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый), включая красно-оранжевые декоративные панно, что улучшит аппетит и будет стимулировать работу желудка.

Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер школы – немаловажный стимул к успешной учебе и ключ к сохранению здоровья. Это именно то, что способно добавить энтузиазма ученикам и сделать годы обучения не удручающей обязанностью, а увлекательным и доставляющим эстетическое удовольствие процессом, ведь мы проводим в школе большую часть своего времени.