Методическая разработка урока обществознания по теме "Фирма"

Разделы: История и обществознание


Цель:   усвоение  новых знаний путём  обучения в коллективе.

Задачи:

  •  Повторение ранее полученных знаний и навыков по темам: «Экономика и экономическая наука, экономические системы, рынок».
  • Содействовать усвоению и первичному закреплению новых понятий: уставный капитал, фирма, правовые формы бизнеса, малый, средний, крупный бизнес, типы крупных объединений фирм.
  • Содействовать формированию навыков самостоятельной работы обучающихся, умения работать в группе.
  • Развитие навыков выполнения УУД: формулировать определения, составлять и заполнять таблицу, читать схемы, готовить публичные выступления.
  • Воспитание экономического мышления обучающихся.
  • Формирование коммуникативной культуры.

Основные знания и умения:

Знать:  уставный капитал, фирма, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, унитарное предприятие,  малый, средний, крупный бизнес, горизонтальные фирмы, вертикальные, диверсификациооные, транснациональные фирмы.
Уметь: работать в группе, работать самостоятельно, формулировать определения, составлять и заполнять таблицу, читать схемы, публично выступать, оценивать ситуацию или факты,  сравнивать и обобщать,   анализировать информацию,  отражать свое мнение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Организация пространства: фронтальная   и групповая  работа.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, фрагмент мультфильма «Об экономике», презентация: «Фирма», презентация: «Экономические дисциплины», раздаточный материал: «Факторы производства», рабочие листы,  маркеры или фломастеры, имитация денежных купюр, раздаточный материал по темам:  «Типы крупных фирм», «Правовые формы бизнеса», карта самоанализа.

План урока:

I. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих и присутствующих на уроке.

II. Подготовка к восприятию плана и содержания урока. Актуализация знаний и навыков.

Какая сфера общества отвечает за создание и реализацию экономических благ?
Какие субъекты экономики непосредственно занимаются созданием и реализацией благ?
Обучающиеся называют субъекты. Предполагаемые ответы – заводы, фабрики, предприятия, комбинаты, магазины и т.д. Далее обучающиеся отвечают на вопрос: Каким одним понятием можно назвать все перечисленные субъекты? Предполагаемые ответы: предприятия, фирмы. Вместе с преподавателем выясняем, что обучающиеся ничего не знают по новой теме. После  этого они формулируют тему урока. Затем совместно с преподавателем  составляется на доске план урока, а исходя из  плана – цель. План урока составляется совместно с обучающимися путём побуждающей беседы и наводящих вопросов:

  • Понятие фирма.
  • Правовые формы бизнеса.
  • Размеры фирмы.

Далее обучающиеся должны ответить на вопрос об актуальности и необходимости изучения данной темы. В ходе побуждающей беседы, они должны сами сказать,  для чего  необходимо изучить предложенную тему.
Для лучшего усвоения новых знаний обучающиеся объединяются в четыре группы, фирмы. Как известно, предпринимательство начинается с регистрации фирмы в ФНС. Для этого необходимо предоставить в ФНС пакет документов. Но главное, что к моменту регистрации фирма должна сформировать уставный капитал, не менее 50%. В течение урока обучающиеся будут зарабатывать деньги, отвечая на вопросы и выполняя задания,   формировать уставный капитал, чтобы создать фирму и заработать оценку на уроке.  Во время занятия обучающиеся должны соблюдать правила: 

  • Правило поднятой руки.
  • Правило единства команды.
  • Правило: «Время – деньги».

III. Повторение пройденного материала

А) Номинация  «Согласен – не согласен». Обучающиеся должны согласиться или не согласиться с предложенным утверждением и если не согласны, дать правильный вариант ответа. При этом целесообразно разделить вопросы для каждой группы индивидуально. В случае если группа не справляется, дать правильный ответ имеет право другая группа. Перечень утверждений:

  1. Экономические блага – это блага, данные природой.
  2. Экономические блага делятся на предметы потребления и средства производства.
  3. Добытая нефть, станки, древесина – это даровые блага.
  4. Автомобиль – это предмет потребления.
  5. Средства производства – это экономические блага, необходимые для создания предметов потребления. 
  6. Существует 5 факторов производства.
  7. Здание предприятия, станки, спецодежда – это фактор производства  труд.
  8. В плановой экономике конкретный производитель решает что производить, как производить и для кого производить.
  9. Для традиционной экономики характерен низкий технический уровень развития.
  10. Рыночная экономика регулируется традициями.
  11. В основе рыночной экономики положены три принципа: свободные цены, частная собственность и конкуренция. 
  12. Закон Спроса гласит, что чем выше цена, тем больше спрос.
  13. Равновесная цена – это рыночная цена, при которой интересы покупателя и продавца совпадают.
  14. Если цена устанавливается выше равновесной, возникает дефицит товара.
  15. Олигополия – это модель рынка,  при которой предложение товара и цена на него контролируется одним продавцом.
  16. Монополия – это модель рынка, при которой цена на товар становиться равновесной.

Б) Номинация «Ассоциативные картинки»:

1. Работа с презентацией «Экономические дисциплины» Приложение 1: обучающиеся должны догадаться по изображениям на слайдах,  о какой  экономической дисциплине идёт речь. Также лучше будет, если каждая группа получит свои слайды для работы. В случае если группа не справляется, дать правильный ответ имеет право другая группа.

2. На столах в группах находится раздаточный материал, где изображены по три примера факторов производства. Задание определить недостающий фактор производства и изобразить его. Приложение 2, Приложение 3Приложение 4, Приложение 5.

За каждый правильный ответ группы зарабатывают деньги.

IV. Основная часть урока. Освоение новых знаний

Итак, вы все предприниматели, у вас есть  уставный капитал и факторы производства.  А это значит, что вы можете создавать фирму. 

А) Сформулируйте определение:  «Что такое фирма?», используя следующие экономические понятия на карточках:

Потребительгражданин, имеющий намерение приобрести   товары или  услуги для удовлетворения  своих  нужд,  создаваемые и продаваемые  фирмами с целью получения прибыли, для производства которых фирмы приобретают и соединяют факторы производства.   

Предприниматель человек,  создающий фирму, которая приобретает факторы производства    и  соединяет их для создания и продажи товаров и услуг  с целью получения прибыли.

Экономические блага – это товары и услуги, направленные на удовлетворение нужд потребителя,  создаваемые и продаваемые  фирмами, для производства которых они  приобретают и соединяют факторы производства    с целью получения прибыли.

Факторы производства – это экономические ресурсы, которые приобретаются и соединяются  для  производства и продажи товаров и услуг с целью получения прибыли фирмами, удовлетворяющих нужды потребителя.
 
Каждая группа получает карточку со своим определением и составляет новое определение на рабочем листе.  Начните своё определение со слов: «Фирма – это организация…..».
Затем заслушивание ответов групп и просмотр слайда в презентации, Приложение 6.  Выбираются лучшие и они получают деньги. Соответствующее определение записывается в тетрадь.

Фирма – это организация, приобретающая факторы производства и соединяющая их для создания и продажи товаров  и услуг, удовлетворяющих  нужды потребителя, с целью получения прибыли.

Дальше демонстрация презентации (Приложение 6) идёт параллельно с беседой.
Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась — производст­вом самолетов, строительством садовых домиков или продажей цветов, — перед нами фирма (с экономической точки зрения). С юридической точки зрения владельцы фирмы должны выбрать правовую  форму ведения бизнеса.

Б)  Работа обучающихся  с текстами: «Правовые формы бизнеса».  Обучающиеся должны преобразовать текст в  таблицу   на рабочих листах.   

Правовые формы бизнеса.

Индивидуальный предприниматель – это  форма организации  бизнеса, при которой один владелец  лично контролирует деятельность фирмы. По степени участия владелец  такой фирмы сам лично  владеет и управляет фирмой. Уставный капитал для регистрации не требуется.

Общество с ограниченной ответственностью – форма организации бизнеса, при которой один или более владельцев  контролируют деятельность фирмы. По степени участия владельцы такого вида фирмы владеют ею, но могут не принимать участия в управлении фирмой.   Минимальный уставный капитал для регистрации – 10 000 рублей.

Акционерное общество (ОАО, ЗАО)  – это форма организации бизнеса,  которая отделена от конкретных лиц; существует множество владельцев, которые приобретают акции или облигации данной фирмы.   По степени участия владельцы такого вида фирмы владеют ею, но могут не принимать участия в управлении фирмы.  Минимальный уставный капитал для регистрации ЗАО – 10 000, для ОАО – 100 000 рублей.

Унитарное предприятие – это форма организации бизнеса, владельцем которого является  государство или муниципалитет (город, сельское поселение, район и т.д.).   По степени участия  владельцем данного предприятия являются учредители, а управление осуществляется самим унитарным предприятием.  Минимальный размер уставного капитала – от 100 000 рублей – до  500 000 рублей.

Пример предполагаемой таблицы:

Форма бизнеса

Количество владельцев

Степень участия владельцев в управлении фирмой

Уставный капитал

После корректировки учителя, обучающиеся должны ее заполнить на рабочих листах. Затем      каждая группа должна рассказать об одной из форм бизнеса.

В)  Размеры фирмы. Работа с презентацией. Записи в тетрадь.

Фирмы бывают мелкие, средние, крупные. Критерии для определения размеров фирмы.
Преимущества малого и среднего бизнеса: упрощённая система налогообложения, государственные программы по поддержке малого бизнеса.
Крупные фирмы.
Как можно увеличить размеры фирмы?
 1)  Путём увеличения сферы деятельности за счёт объединения нескольких фирм
 2) Путём производства новых товаров на основе своей специализации или расширения ассортимента товаров
Крупные фирмы в основном возникают за счёт объединения нескольких фирм. Существует 4 варианта объединений: горизонтальные, вертикальные, диверсификационные и транснациональные фирмы.
Работа с презентацией. Обучающиеся должны составить определения для разных видов  крупных фирм, читая схемы, представленные на слайдах и в раздаточном материале. Приложение 7. Приложение 8. Приложение 9. Приложение 10.
Группам даётся время поработать самостоятельно на рабочих листах, затем группа должна дать ответ, за правильный ответ зарабатывают деньги. Ответы корректируются преподавателем в процессе демонстрации презентации и записываются в тетрадь.

V. Закрепление знаний и навыков:

Работа с презентацией: проанализировать структуру предприятия ОАО Газпромнефть: правовую форму бизнеса и тип объединения.

Дополнительно:

Обучающиеся в группах должны создать модель фирмы и представить её.

«Создай свою фирму», используя план:

  • Название фирмы
  • Определи правовую форму бизнеса.
  • Определи размер фирмы.
  • Опиши основные направления деятельности фирмы.
  • Определи тип объединения, если это крупная фирма.

VI. Подведение итогов. Раздать карточки для рефлексии

Карта самоконтроля обучающегося

Ваша оценка деятельности на уроке команды………………………………………..
Оценка собственной работы на уроке…………………………………………………
Оценка организации урока……………………………………………………………..
Понравился ли вам урок.……………………………………………..

Затем в зависимости от заработанного уставного капитала и от степени участия каждого члена группы  оценить  работу обучающихся.
Домашнее задание: базовое – повторить записи урока, вместо базового –  сообщение по теме: «Преимущества и недостатки разных форм бизнеса», используя сайт:  http://g2b.ptz.ru/services_for_business/6175/

2. Методические рекомендации к уроку.

Цель данного урока – усвоение новых знаний путем обучения в коллективе.  Обучающиеся   во время занятия не получает знания в готовом виде, а добывает их сами в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности в коллективе.

Для реализации основной цели урока необходимо решить две задачи. Деятельностная задача – это формирование способности обучающихся к различным способам учебного действия.  Образовательная задача: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Образовательная задача решается в процессе  реализации деятельностной задачи.
Урок построен таким образом, что начиная с первых минут занятия, обучающиеся самостоятельно, иногда под руководством преподавателя повторяют пройденный материал, отрабатывают ранее полученные навыки и усваивают  новые знания и компетенции.
На первых этапах урока обучающиеся формулируют вместе с преподавателем тему,  цель и план урока, обсуждая просмотренный фрагмент из мультфильма  и,  таким образом  подготавливаются к восприятию новых знаний. На данном этапе урока используется приемы системно-деятельностного подхода:  «Нестандартный вход в урок»,  «Побуждающая беседа» и «Подводящая беседа». Данный этап занятия    предполагает осознанное вхождение обучающегося  в  пространство учебной деятельности на уроке, т.е. мотивирует их к учебной деятельности.
Затем обучающиеся повторяют  пройденный материал,   отвечая на вопросы преподавателя и выполняя задания в группах, с использованием следующих приемов:   «Согласен, не согласен», «Ассоциативные картинки», ИКТ.  Представленные задания способствуют актуализации ранее полученных знаний и навыков, активизируют мыслительную деятельность обучающихся и  направлены на формирование их коммуникативной культуры и  самостоятельности.
На   этапе открытия новых знаний  преподаватель предлагает обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. При освоении новых знаний на данном уроке используются следующие задания: сформулировать определение, используя другие понятия, прочитать текст и преобразовать его в таблицу. При выполнении этого задания обучающиеся   составляют таблицу, выделяя критерии для сравнения, и затем уже заполняют ее. На данном этапе урока используется и репродуктивный метод обучения: курсанты   изучают материал презентации и записывают информацию в тетрадь.  Еще один прием  развивающего обучения применяется при освоении новых знаний – это формулирование определения по схеме. Данный прием также активизирует мыслительную деятельность обучающихся, формирует коммуникативную культуру.
На этапе закрепления обучающиеся  выполняются тренировочные  задания:

  • используя текст слайда, определить правовую форму бизнеса и тип объединения предложенной фирмы;
  • творческое задание:  «Создай свою фирму».

В  связи с тем, что обучающиеся в течение урока изучают тему «Фирма», урок организован таким образом, чтобы они почувствовали себя бизнесменами, ощутили дух конкуренции. Поэтому обучающиеся не просто работают самостоятельно, выполняя задания, преподаватель делит их на фирмы, которые за каждое правильно выполненное задание зарабатывают деньги и формируют уставный капитал, необходимый для регистрации фирмы. Каждая фирма старается увеличить свой уставный капитал, победить конкурентов. В конце урока подводятся итоги, оценка групп зависит от размера заработанного уставного капитала.  Целесообразно учесть личный вклад каждого участника фирмы в формирование уставного капитала и дифференцировать оценку внутри группы. Для этого можно использовать Карту самоконтроля обучающегося.
Домашнее задание: обучающиеся выбирают самостоятельно  (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных способностей.