Логопедическое занятие "Твердые и мягкие согласные. Семантическое поле слова «мышка»". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

 Формируемые умения и навыки

 1. Оргмомент

Сядут учащиеся, которые правильно продолжат фразу:

  • Звуки мы …   .
  • Буквы мы …  .
  • Гласные звуки мы произносим … .

 

Правильно заканчивая фразу, учащимся предлагается сесть на рабочее место.

Цель:

  • настроить учащихся на работу;
  • вспомнить основные понятия.

 2. Мелкая моторика

«Кулак–ребро–ладонь»

 

Выполняют движения, которые называет  ведущий; при этом ведущий может показывать другое движение.

Цель:

  • развитие ручной моторики;
  • зрительного восприятия  и внимания.

 3. Арт. гимнастика(для губ).

  • «Улыбка»
  • «Грусть»
  • Чередование «Улыбки» и «Грусти»

 

Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся).

Цель:

  • отработка  подвижности губ и мимических  мышц через статическое удержание;
  • чередование артикуляционных поз.

4. Объявление темы занятия

Сегодня на занятии мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные с помощью букв Ы, И.
А также «поиграем» со словом «мышка».

 

Прослушивают и при необходимости повторяют тему занятия.

Цель:

  • познакомить учащихся с тем, что будем  проходить на занятии.

 5. Развитие фонематического слуха (чтение слоговой таблицы).

Игра «Лягушка» – чтение слогов по следам лягушки-игрушки.

сы

си

сы

си

зы

зи

зы

зи

ты

ти

ты

ти

ды

ди

ды

ди

кы

ки

кы

ки

гы

ги

гы

ги

Чтение слогов по столбикам с выведением правила.

 

Учащиеся внимательно следят и  запоминают,  как перемещается  игрушка-лягушка по слоговой таблице; читая слоги, повторяют  путь.

Вспоминаем понятие – столбика.
Чтение 1 и 3 столбика, с установкой внимательно читать и четко выделять согласный с целью определения его звучания: твердо или мягко.
Обращение внимания на гласную, стоящую после согласного.
Выведение правила:  буква ы после согласного указывает на его твердость.
Чтение 2 и 4 столбика и аналогичная работа как с 1 и 2 столбиками.

Цель:

  • упражнять в чтении прямых слогов с гласными буквами Ы, И в разброс и по столбикам;
  • работа над зрительным восприятием и вниманием и памятью;
  • вывести правило через практическое упражнение.

 6. Звуковой анализ слова «мышка».

  • Загадка:

Серый, маленький зверёк
Пищит и в норке живёт
(разместить на доске картинку – мышка).

  • Звукобуквенный анализ: МЫШКА, МИШКА (на доске картинки – мышка и мишка).
  • Вывод(правило занятия):

Буква ы после согласного указывает на его твердость, буква и – на мягкость.

 

Отгадывание загадки.

Звукобуквенный анализ слова МЫШКА.
Замена твердого согласного звука «М» на мягкий звук «МЬ» в звуковой схеме.
Произношение получившегося слова.
Обращение внимания на буквы и необходимость замены буквы Ы на И.

Повторение правила занятия.

Цель:

  • развитие словесно-логического мышления;
  • упражнять в умении выполнять звукобуквенный анализ;
  • умение сравнивать и делать выводы;
  • выведение и запоминание (повторение) правила.

7. Формирование семантического поля слова «МЫШКА»

  • Вспомнить загадку.
  • Вспомнить определение родственных (однокоренных) слов.
  • Подбор родственных слов к слову «МЫШКА»( по алгоритму).
  • Запись родственных слов в тетради (в столбик с подчеркиванием букв Ы, И; обозначением твердости – мягкости согласного перед ними).
  • Повторение правила(после практического упражнения):

Буква ы после согласного указывает на его твердость, буква и – на мягкость.

 

Повтор загадки (по памяти).
Учащиеся повторяют правило о родственных словах(по памяти;  чтение заготовки правила с последующим  повтором).

Подбор родственных слов по алгоритму:
Мама – мышка;
Папа – мышь;
детёныши  – мышата      (мышонок);
Чьи глаза у мышей – мышиные;
Ловушка для мышей – мышеловка.

Запись слов в тетрадь в столбик, выделение правила занятия красным(подчеркиваем гласные буквы Ы и И)  и синим(зелёным) цветом(впереди стоящие согласные буквы).

Учащиеся повторяют правило занятия (по желанию; по выбору учителя).

Цель:

  • развитие функции словообразования через подбор родственных (однокоренных) слов;
  • упражнять в дифференциации тв.  и мяг. согласных после которых стоят гласные Ы, И;
  • развитие памяти, внимания.

 8. Работа с предложением

Игра «Путаница».

Предлагаются слова (норка, мышка, в, живет) из  которых нужно составить предложение.

Составление схемы получившегося предложения.

Найти в данном предложении правило урока (по необходимости использование алгоритма)

 

 

Составляют предложение из слов.

 

Учащиеся анализируют полученное предложение и выкладывают его  схему.

Нахождение и подчеркивание правила урока.

Цель:

  • вспомнить понятие – предложение;
  • практическое упражнение в составлении предложения и его схемы;
  • практическое упражнение в выведенном правиле.

 9. Итог занятия

Вспомните правило занятия:                                   

– На что указывает буква Ы, стоящая после согласного?
– На что указывает буква И, стоящая после согласного?

 

Повторение правила урока несколькими учащимися.

Цель:

  • повторить и запомнить правило.

 

 10. Оценка работы детей на занятии.

Подсчет очков(каждый правильный ответ учащиеся получают очко), определение победителей(I, II, III место).

 

Учащиеся подсчитывают полученные очки-палочки и по количеству определяются победители.

Цель:

  • оценить работу учащихся;
  • подготовка к умению делать самооценку.