Принципиально новое явление вводится в педагогическую практику стандартами второго поколения – метапредметные умения учащихся (метапредметные результаты).
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами,
В обеих примерных образовательных программах (и для начальной школы, и для ступени основного образования) особо выделены планируемые результаты освоения программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом». Работа с научным текстом включена в итоговую аттестацию школьников, поэтому целесообразно начинать вести целенаправленную подготовку учащихся к этому виду деятельности на уроках начиная с 7 класса и использовать задания данного типа в контрольных работах.
Такое внимание формированию умений по работе с текстом не случайно. По данным международного исследования PISA где оценивалась грамотность чтения, наши учащиеся демонстрируют результаты ниже средних международных показателей.
Часть заданий предложенной контрольной работы включает в себя работу с текстами естественнонаучного содержания.
Контрольная работа по теме «Механическое движение. Плотность вещества» для 7 класса.
Срок проведения: согласно КТП.
Основные элементы знаний, усвоение которых подлежит проверке:
- Физическая величина, единица измерения физической величины в СИ, прибор для измерения физической величины.
- Механическое движение, относительность движения.
- Прямолинейное равномерное движение, графическое представление движения.
- Скорость, путь, время при равномерном прямолинейном движении.
- Масса, объем тела, плотность вещества.
- Формулы скорости и плотности вещества.
- Оформление задач по физике.
Список используемой литературы:
- ОГЭ. Физика: типовые экзаменационный варианты: 10 вариантов/под ред. Е. Е. Камзеевой. – М.: Издательство» Национальное образование», 2015. – 128 с.: – (ОГЭ. ФИПИ – школе).
- Современное обучение физике: от теории – к практике. Методическое пособие для учителя физики/ Под общ. ред. Т. С. Фещенко. М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 212 с.
- Открытый Банк заданий ГИА: Физика. http://opengia.ru/subjects/physics-9/topics/1?page=1
- Сдам ГИА http://phys.sdamgia.ru/
- Решу ЕГЭ http://reshuege.ru/
Контрольная работа по теме «Механическое движение. Плотность вещества»
№1
Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют.
f ПРИБОР |
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
А) спидометр Б) мензурка B) термометр |
1) плотность |
№2
Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ЕДИНИЦА ВЕЛИЧИНЫ |
||
А) |
Скорость |
1) |
килограмм (кг) |
Б) |
Масса |
2) |
метр (1 м) |
В) |
Пройденный путь |
3) |
метр в секунду (м/с) |
|
|
4) |
секунда (с) |
|
|
5) |
Ньютон (1 Н) |
№3
Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
А) физическая величина
Б) единица физической величины
В) прибор для измерения физической величины
ПРИМЕРЫ
1) секунда
2) мензурка
3) испарение
4) взаимодействие
5) плотность
№4
Вертолет поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с винтом?
1) точка
2) прямая
3) окружность
4) винтовая линия
№5
На рисунке представлен график зависимости пути S велосипедиста от времени t.
Определите интервал времени после начала отсчета времени, когда велосипедист двигался со скоростью 5 м/с.
1) от 50 с до 70 с |
№6
На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для двух тел. На какую величину , скорость второго тела больше скорости первого тела ?
Ответ поясните.
1) 10 м/с |
№7
Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V2 = V3 > V1.
Минимальную среднюю плотность имеет(-ют) шар(-ы)…
1) 1 |
№ 8
Три тела имеют одинаковый объём. Плотности веществ, из которых сделаны тела, соотносятся как ρ1 < ρ2 < ρ3. Каково соотношение между массами этих тел?
1) |
||
2) |
||
3) |
||
4) |
Елисеева Анна Александровна, учитель физики ГБОУ города Москвы «Школа № 947». Идентификатор автора: 223-427-388
№ 9
Цунами
Цунами – это длинные волны, порождаемые мощным механическим воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме.
Существует несколько причин возникновения волн цунами. В большинстве случаев цунами вызываются подводными землетрясениями. При землетрясении под водой образуется вертикальная трещина, и часть дна опускается. Дно внезапно перестает поддерживать столб воды, лежащий над ним. Поверхность воды приходит в колебательное движение по вертикали, стремясь вернуться к исходному уровню – среднему уровню моря, и порождает серию волн.
Подвижка при землетрясениях имеет высоту обычно порядка 50 см, но по площади огромна – десятки квадратных километров. Поэтому возбуждаемые волны цунами имеют маленькую высоту и очень большой запас энергии. Далеко не каждое подводное землетрясение сопровождается цунами. Но если очаг землетрясения лежит неглубоко под дном океана (10–60 км), а землетрясение обладает большой силой (более 7–8 по шкале Рихтера), то возникновение цунами почти совершенно неизбежно.
Причиной возникновения цунами может быть оползень. Цунами такого типа возникают довольно редко. 9 июля 1958 года в результате землетрясения на Аляске в бухте Литуйя возник оползень. Масса льда и земных пород обрушилась в воду с высоты 900 м. Образовалась волна, достигшая на противоположном берегу бухты высоты 600 м.
Другим источником цунами могут служить вулканические извержения. Крупные подводные извержения обладают таким же эффектом, что и землетрясения. При сильных вулканических взрывах образуются кальдеры, которые моментально заполняются водой, в результате чего возникает длинная и невысокая волна.
В открытом океане при средней глубине 4000 м волны цунами распространяются со скоростью 720 км/ч. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает сотен километров, и поэтому волна неопасна для судоходства. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30–40 метров, образуются у крутых берегов, в клинообразных бухтах и во всех местах, где может произойти фокусировка. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными. Цунами обычно проявляется как серия волн, а так как волны длинные, то между приходами волн может проходить более часа.
Ответить на вопросы:
1) Что может быть причиной возникновения волн цунами? А) Землетрясения Б) Оползни В) Вулканические извержения |
|
2) Определить время распространения волны цунами в открытом океане, используя информацию из текста. Оформить в виде задачи.
3) Почему на мелководье, вблизи береговой черты, волны становятся опасны для судоходства?
№10
Ареометр – прибор для измерения плотности жидкостей, принцип работы которого основан на законе Архимеда. Обычно он представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой при калибровке заполняется дробью для достижения необходимой массы (рис. 1). В верхней, узкой части находится шкала, которая проградуирована в значениях плотности раствора. Плотность раствора равняется отношению массы ареометра к объёму, на который он погружается в жидкость. Так как плотность жидкостей сильно зависит от температуры, измерения плотности должны проводиться при строго определённой температуре, для чего ареометр иногда снабжают термометром.
Рис. 1 |
|
Используя текст и рисунки, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1 | Согласно рис. 2 плотность жидкости во второй мензурке меньше плотности жидкости в первой мензурке. |
2 |
Ареометр приспособлен для измерения плотности только тех жидкостей, плотность которых равна средней плотности ареометра. |
3 |
При охлаждении жидкости глубина погружения в неё ареометра увеличивается. |
4 |
При увеличении количества дроби в ареометре глубина его погружения в жидкостях (1) и (2) увеличится. |