Программа внеурочной деятельности "Права на всякий случай". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка

Рабочая программа «Права на всякий случай» разработана на основе программ по внеурочной деятельности В.В.Антоновой «Младшим школьникам о   Всеобщей декларации прав человека». Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 2010г., З.К. Шнекендорфа «Младшим школьникам о правах человека». Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 2010г., Е.С. Шабельника, Е.Г. Каширцевой «Права на всякий случай».
Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 2010г.  для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 4 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).


Принцип построения курса:

Изучение прав человека в начальной школе требует специально отведённых для этого часов, однако необычность и нетрадиционность обучающего материала позволяет осуществлять его освоение через дополнительное образование, в частности, через кружковую работу. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение хорошо известных и любимых ими сказочных персонажей и литературных героев.
Поскольку официальный текст Всеобщей декларации прав человека изложен довольно сложным юридическим языком, в программе приводится упрощённая лингвистическая версия. Изложение статей известными сказочными персонажами и литературными героями создавая зачастую, комический эффект, позволяет преодолеть присущее детям нежелание читать «скучные» документы, приучает их обращать внимание на значимость каждого слова, используемого в них.
Программой курса по выбору «Права на всякий случай» предполага­ется построение занятий на принципах сотрудничества, взаимо­действия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе ко­торых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным ус­ловием духовно-нравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной со­циализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.
К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологичес­кой атмосферы, ориентация на использование интересов, потреб­ностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возраст­ных особенностей школьников.
В центре курса «Права на всякий случай» — ученик 9-10 летнего возра­ста, проходящий непростой путь становления: от биологическо­го существа к социальному.

Основные методические подходы:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Цель:

  • предоставить дополнительную возможность российским учащимся полнее удовлетворить свои образовательные потребности;
  • обучить учащихся умению общаться с другими людьми.

Задачи курса:

  • научить учащихся бережному отношению к тем ценностям, которые называют общечеловеческими;
  • воспитывать у школьников познания себя и окружающих;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, терпимости,     доброжелательности к людям.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории   и          культуре, 
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. 
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:
–  правила поведения в школе;
–  названия государств и государственную символику;
–  законы класса;
–  правила личной безопасности;
–  какого человека называют гражданином?
–  качества человека, необходимые достойному гражданину;
–  основные обязанности и права ученика;
–  правила поведения в общественных местах, дома, в школе
–  что такое закон?
–  как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?
–  какие поступки нарушают устав школы?
–  элементарные права людей;
–  какие правонарушения и преступления может совершить школьник?
–  первоначальные представления о юридической ответственности;
–  права и обязанности учащихся школы
–  название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;
–  меры наказания за нарушение поведения  в общественных местах, Правил дорожного движения;
–  сущность преступления и правонарушения;
–  отличие правовых норм от норм морали;
–  как государство может защитить права ребенка?
–  какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?
Уметь:
–  соблюдать правила поведения в школе;
–  выполнять законы класса;
–  соотносить моральные нормы с повседневным поведением;
–  различать хорошие и плохие поступки в школе, дома в общественных местах
–  уважать людей;
–  бережно относится к своему и чужому имуществу;
–  дисциплинированно вести себя на дороге;
–  защищать свои права;
–  выполнять обязанности школьника;
–  различать административный проступок и преступление;
–  правильно анализировать и оценивать поступки людей;
–  предупреждать создание травмоопасной ситуации.

Основное содержание программы:

«Введение понятий «права человека» и «свободы». (1ч).

Всеобщая декларация прав человека.

«Гражданские права». (18ч.)

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться к другим людям по – дружески. Статья 2. Каждый человек, независимо от пола, различия в цвете кожи, языка, на котором говорит, места рождения и проживания, различия во мнениях, религии и во владении имуществом, обладает всеми правами и свободами, записанными в этой декларации. Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь и свободу. Никто не имеет права обижать и преследовать другого. Статья 4. Никто не может сделать тебя рабом, Ты тоже не имеешь права делать другого своим рабом. Статья 4. Никто не может сделать тебя рабом, Ты тоже не имеешь права делать другого своим рабом. Статья 5. Никто не имеет права подвергать другого пыткам, жестокому обращению, унижать и обижать его. Статья 6. Закон одинаково должен защищать тебя и всех других людей. Статья 7. Перед законом все люди равны, он должен применяться ко всем одинаково. Статья 8. Когда нарушаются твои права, ты можешь искать защиту у закона. Статья 9. Никто не имеет права заключить тебя в тюрьму без обоснованной причины, выслать из страны. Каждый имеет право на справедливый суд. Статья 10. Каждый человек имеет право на справедливую и открытую защиту своих прав в суде. Статья 11. Каждый человек не может считаться виновным, пока его вина не будет доказана судом. Статья 12. Никто не имеет права оскорбить твоё доброе имя, вмешиваться в личную жизнь других людей, входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Статья 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться по своей стране, выбирать себе местожительства, свободно выезжать из своей страны и возвращаться обратно. Статья 14. Каждый человек имеет право уехать в другую страну и искать там защиту от преследований. Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство, т.е. принадлежность к какой – либо стране. Никто не может лишить тебя этого права, как и право изменить своё гражданство. Статья 16. Когда люди достигают совершеннолетия, они имеют право жениться или выходить замуж, создавать свою семью. Государство должно охранять благополучие семьи. Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи.

«Политические права и свободы». (5ч.)

Статья 18. Каждый человек имеет право свободно исповедовать свою религию, менять её по своему желанию. Статья 19. У каждого человека есть право иметь собственное мнение и свободно говорить о том, что он думает. Статья 19. У каждого человека есть право иметь собственное мнение и свободно говорить о том, что он думает. Статья 20. Все люди имеют право на свободу мирных собраний, добровольно объединяться в группы и союзы. Статья 21. Власть в государстве должна зависеть от воли народа. Каждый человек, чтобы выразить свою волю, имеет право голосовать, участвовать в управлении страной, поступать на государственную службу.
«Экономические, социальные и культурные права». (6ч.)
Статья 22. Каждый имеет право на работу, свободно выбирать её по своим интересам и возможностям, получать справедливую зарплату, которая даст возможность обеспечить жизнь и здоровье его и семьи. Все работающие должны получать равную оплату за равный труд. Статья 23. Каждый имеет право на работу, свободно выбирать её по своим интересам и возможностям, получать справедливую зарплату, которая даст возможность обеспечить жизнь и здоровье его и семьи. Все работающие должны получать равную оплату за равный труд. Статья 24. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы, отдых и оплачиваемый отпуск. Рабочий день не должен быть слишком длинным. Статья 25. Каждый человек имеет право на обеспечение пищей, одеждой, жильём, медицинской помощью. Право на особую помощь имеют дети, независимо от того, женаты их родители или нет. Статья 26. Ты имеешь право ходить в школу, учиться бесплатно и получать профессию. Школа должна помогать развитию всех способностей ребёнка, учить его уважать людей, их права и свободы, взаимопониманию, миру и дружбе между народами. Статья 27. Каждый человек имеет право на собственную культуру, её сохранение и приобщение к культуре других народов.

«Заключительные статьи Всеобщей декларации». (4ч.)

Статья 28.Чтобы права и свободы человека выполнялись, нужен мир, разоружение, справедливый порядок в стране, где ты живёшь, и во всём мире. Статья 29. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живёт, и перед людьми, которые его окружают. Это значит, что его права и свободы не должны мешать правам и свободам других людей. Права и обязанности неразделимы. Статья 30. Всё это записано во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН и одобренной всеми странами. Чтобы люди жили в мире и согласии, они должны не только знать эту декларацию, но и поступать, как она призывает. Итоговое занятие. Конкурс знатоков прав младших школьников.

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

  1. Методическое пособие  В.В.Антонова «Младшим школьникам о   Всеобщей декларации прав человека». Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 2010г.
  2. Рабочая тетрадь В.В.Антонова «Изучаем права человека». Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 2010г.
  3. Методическое пособие З.К.Шнекендорфа «Младшим школьникам о правах человека». Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 2010г.
  4. Методическое пособие Е.С Шабельника, Е.Г.Каширцевой «Права на всякий случай». Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 2010г.

Перечень материально-технического обеспечения:

I. Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVDплеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.

II. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.