Тема урока: "Звери – это млекопитающие". 1-й класс
Цели: показать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; учить распределять зверей на группы по способы питания (насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные).
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть (автор: Н.Ф.Виноградова). Рабочая тетрадь «Окружающий мир» на печатной основе 1 класс (автор: Н.Ф.Виноградова), доска, проектор, MacBook, «Лого-миры»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
– Отгадайте загадки:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Ест немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу. (Носорог)

Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год.
Шубу серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Он свирепый зверь, но все же
Тихим он бывает тоже,
Он бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится. (Тигр.)

Рассмотрите фотографии животных, о которых вы сейчас отгадали загадки. Что их объединяет? К какой группе животных они относятся?
II. Изучение нового материала
– Чем покрыто тело млекопитающих? (Тело покрыто
шерстью.) Сколько у них пар ног? (2 пары ног.)
Имеются ли зубы? (Есть зубы) Какими рождаются детеныши?
(Детеныши рождаются живыми.) Чем выкармливает их мать?
(Молоком)
У этих животных разные внешние признаки, разное поведение, разное
место жительства, но все они объединены в одну группу:
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Почему они так названы? От каких слов
произошло слово млекопитающие? “Млекопитающие” – животные,
питающие детенышей молоком.
– Кто знает, как еще называют млекопитающих? (Звери)

а) Игра: “Найди лишнее животное”. Работа в группе
– В каждой строчке таблицы есть лишнее животное. Найдите его и объясните, как вы рассуждали.
|
Лев, Крокодил, Гепард, Тюлень 1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой
группе. |

– Что эти животные делают? (Бегают, прыгают, ходят…)
Животные, которые обитают на суше – ходят, прыгают, бегают
| Морж Пингвин
Медведь Кит
1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой
группе. |
А эти животные что делают? (Плавают, ныряют…)

Животные, которые обитают в воде – плавают

Животные, которые летают
|
Мышь Змея Крот Лошадь 1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой
группе. |
|
Летучая мышь Индюк Обезьяна
Белка-летяга 1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой
группе. |

Животные, которые обитают под землёй – копают, ползают, роют
– У всех млекопитающих есть общие характерные
признаки. Назовите их. (Волосяной покров, рождение живых
детенышей, вскармливание их молоком.)
– Звери могут питаться растениями и животными, добывать пищу днем
или ночью. Большинство из них ходят на четырех лапах, но некоторые
могут скакать и на двух, как, например, зависит от того, кто как
приспособился строить дома и добывать пищу.
– А сейчас мы с вами вспомним какое животное чем питается!
б) Работа в паре (Работа на Маках)
У вас на на Маках есть задание – посмотрите внимательно и скажите: чем вы будете сейчас заниматься? (Верно: распределять животных группам – кто чем питается)
– Вспомните, как мы работаем в парах.
– Пожалуйста, выполняйте

У доски ребята объясняют как они животных распределили на группы:
1 группа: ёж, крот – насекомоядные (животные, которые питаются насекомыми)
Добавляю: А я знаю ещё одно животное, которое питается насекомыми. Хотите узнать, кто это?
– Это муравьед! Посмотрите на него. МУРАВЬЕД – беззубое млекопитающее тропической Америки, питающееся гл. образом муравьями и термитами.
2 группа: белка, лошадь – травоядные (животные, которые питаются не только растениями, но и их плодами, семенами)

Добавляю: А я знаю ещё одно животное, которое питается
растениями. Хотите узнать, кто это?
Суслик – род некрупных грызунов семейства беличьих Питаются суслики надземными и
подземными частями растений, всегда неподалёку от нор.
3 группа: тигр, лисица – хищники
(животные, которые питаются себе подобными)
Добавляю: я знаю ещё одного хищника. Хотите узнать?
Выдра – вид хищных млекопитающих семейства
куньих, ведущее полуводный образ жизни.
А знаете, есть ещё такие животные, которые всё едят и называют
таких животных всеядные.
Кто-нибудь знает такое животное?
– А я знаю. Это медведь.
Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро
бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних
лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на
рассвете.
ВЫВОД: давайте сделаем вывод – среди зверей есть насекомоядные,
растительноядные, хищные и всеядные
III. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? Что означает слово «млекопитающие»?
Рефлексия:
– Что понравилось на уроке?
– Что хотели бы изменить?