Тема урока: "Звери – это млекопитающие". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: показать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; учить распределять зверей на группы по способы питания (насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные).

Оборудование:  учебник «Окружающий мир» 1 класс,  1 часть (автор: Н.Ф.Виноградова). Рабочая тетрадь «Окружающий мир» на печатной основе  1 класс (автор: Н.Ф.Виноградова),  доска,  проектор,  MacBook, «Лого-миры»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

– Отгадайте загадки:

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Ест немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу. (Носорог)

Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год.
Шубу серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Он свирепый зверь, но все же
Тихим он бывает тоже,
Он бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится. (Тигр.)

Рассмотрите фотографии животных, о которых вы сейчас отгадали загадки. Что их объединяет? К какой группе животных они относятся?

II. Изучение нового материала

– Чем покрыто тело млекопитающих? (Тело покрыто шерстью.) Сколько у них пар ног? (2 пары ног.) Имеются ли зубы? (Есть зубы) Какими рождаются детеныши? (Детеныши рождаются живыми.) Чем выкармливает их мать? (Молоком)
У этих животных разные внешние признаки, разное поведение, разное место жительства, но все они объединены в одну группу: МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Почему они так названы? От каких слов произошло  слово млекопитающие? “Млекопитающие” – животные, питающие детенышей молоком.
– Кто знает, как еще называют млекопитающих? (Звери)

а) Игра: “Найди лишнее животное”. Работа в группе

– В каждой строчке таблицы есть лишнее животное. Найдите его и объясните, как вы рассуждали.

Лев,    Крокодил,      Гепард,     Тюлень

1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой группе.
2. Из оставшихся животных выделите животного по другому признаку

– Что эти животные делают? (Бегают, прыгают, ходят…)

Животные, которые обитают на суше – ходят, прыгают, бегают

Морж   Пингвин   Медведь   Кит

1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой группе.
2. Из оставшихся животных выделите животного по другому признаку

А эти животные что делают? (Плавают, ныряют…)

Животные, которые обитают в воде – плавают

Животные, которые летают

Мышь    Змея    Крот    Лошадь

1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой группе.
2. Из оставшихся животных выделите животного по другому признаку

 

Летучая мышь   Индюк   Обезьяна   Белка-летяга

1. Зачеркните животного, которого вы считаете лишним в этой группе.
2. Из оставшихся животных выделите животного по другому признаку

 


Животные, которые обитают под землёй – копают, ползают, роют

– У всех млекопитающих есть общие характерные признаки. Назовите их. (Волосяной покров, рождение живых детенышей, вскармливание их молоком.)
– Звери могут питаться растениями и животными, добывать пищу днем или ночью. Большинство из них ходят на четырех лапах, но некоторые могут скакать и на двух, как, например, зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу.
– А сейчас мы с вами вспомним какое животное чем питается!

б) Работа в паре (Работа на Маках)

У вас на на Маках есть задание – посмотрите внимательно и скажите: чем  вы будете  сейчас заниматься? (Верно: распределять животных группам – кто чем питается)

– Вспомните, как мы работаем в парах.
– Пожалуйста, выполняйте

У  доски ребята объясняют как они животных распределили на группы:

1 группа: ёж, крот – насекомоядные (животные, которые питаются насекомыми)

Добавляю: А я  знаю ещё одно животное, которое питается насекомыми. Хотите узнать, кто это?

Это муравьед! Посмотрите на него.  МУРАВЬЕД – беззубое млекопитающее тропической Америки, питающееся гл. образом муравьями и термитами.

2 группа: белка, лошадь – травоядные (животные, которые питаются не только растениями, но и их плодами, семенами)

Добавляю: А я  знаю ещё одно животное, которое питается растениями. Хотите узнать, кто это?
Суслик – род некрупных грызунов семейства беличьих  Питаются суслики надземными и подземными частями растений, всегда неподалёку от нор.
3 группа: тигр, лисица – хищники (животные, которые питаются себе подобными)
Добавляю: я знаю ещё одного хищника. Хотите узнать?
Выдравид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.
А знаете, есть ещё такие животные, которые всё едят и называют таких животных всеядные.
Кто-нибудь знает такое животное?
– А я знаю. Это медведь.
Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете.
ВЫВОД: давайте сделаем вывод – среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

III. Итог урока

– Что нового узнали на уроке? Что означает слово «млекопитающие»?

Рефлексия:

– Что понравилось на уроке?
– Что хотели  бы изменить?