Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г

Разделы: Начальная школа


Цель урока: знакомство с новой буквой и звуками.

Задачи:

  • повторить ранее изученные буквы, вспомнить, какие звуки они обозначают;
  • учить выделять в словах новые звуки [г], [г,], познакомить с новой буквой;
  • учить читать и писать слова с новой буквой.

Планируемые результаты

Предметные.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать характеристику согласным звукам;
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • обогащать словарный запас, развивать речь через чтение слов с изученными буквами;
  • группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
  • формировать фонематический слух, совершенствовать навык чтения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Оценка

Познавательные УУД:

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
  2. формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  3. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

  • принимать новый статус “ученик”, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Ход урока

I. Организация начала урока

- Сначала сядут девочки, чье имя начинается с гласного звука.

- Теперь дети, чье имя начинается с согласного твердого, с согласного мягкого...

Все за парты тихо сели,
Друг на друга поглядели.
Улыбнулись веселей,
За работу поскорей!

Вы всё можете и у вас сегодня всё получится, потому что...

Глазки смотрят и всё видят.
Ушки слушают и всё слышат.

II. Актуализация знаний

- Посмотрите на экран (слайд 2). Презентация.

-Девочки прочитают буквы, написанные зеленным цветом, мальчики – синим.

- Что получилось (слайд 3)?

- Для чего нам нужен этот урок?

- Ребята, скажите, на какие группы можно разделить все эти буквы(слайд4)?

- Первый вариант напечатает буквы, обозначающие гласные звуки, второй – буквы, обозначающие согласные звуки(слайд 5).

- Что заметили?

III. Мотивация учебной деятельности.

- Отгадайте загадку.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

(слайд6 /1)

- Гусь – это кто? Что знаем о птицах?

- Произнесем слово гусь.

- Сколько в нем слогов?

- Какой слышим первый звук?

IV. Открытие нового знания.

1. Определение темы и постановка целей урока

- Какая тема нашего урока(слайд6/2)?

- Какие поставим цели?

- Дайте характеристику звуку Г. Для этого предлагаю вам поработать в группах.

Задание 1-й исследовательской группе

  1. Проанализируете слова:газета, галка, город
  2. Сделайте вывод: звук [г] гласный или согласный?

Задание для 2 группы:

  • Проанализируете слова: гвозди, горка, гном
  • Сделайте вывод: звук [г] звонкий или глухой?

Задание 2-й исследовательской группе

  • Проанализируете слова: галстук, герой, гром .
  • Сделайте вывод: звук [г] мягкий или твёрдый?

Проверим, что вы узнали?

2. Игра “Поймай звук”

голос, волос, кормушка, гиря, крокодил, погода, градусник, конверт, грузовик.

V. Работа по теме урока

1. Сравнительная характеристика звуков [г], [г’]

- Вернемся к слову гусь. Запишем слово гусь схемой (слайд7).

Где слышим звук? Какой он?

- Произнесем слово гитара.

- Сколько в нем слогов?

- Какой первый?

- Составим схему слова гитара(слайд8).

- Может - быть кто из вас уже знает, какой буквой обозначаются звуки г и г?

- Да это буква Г. Постройте букву Г из карандашей. Покажите.

- на что похожа буква Г (слайд 9)

Посмотрим все на ленту букв. Что вы можете рассказать о новой букве(слайд 10)?

2. Поиск буквы в тексте.

Гуси-гуси, где гуляли?
На гитаре, где играли?
Га-га-га, на лугу,
На крутом берегу.

3. Работа с учебником.

- Сколько букв Г видите? Почему?

4. Чтение слогов.(слайд11)

А) Вопросительно

Б) Торжественно.

5. Составление и чтение слов (слайд 12).

6. Чтение чистоговорки (слайд13).

7. Физминутка.

Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.

VI. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником, с.

- Вот мы и оказались на полянке, что вы видите перед собой?

А) Первичное восприятие текста.

- Найдите текст.

- Весь текст нам прочитает...

- О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?

- Какие грибы собрала Галя?

- А Гена?

- Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/

- Дайте заголовок тексту.

Б) Выборочное чтение. (Чтение по одному предложению.)

- Найдите и прочитайте слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Какие грибы набрала Галя? Сколько слогов в слове боровики? Как еще называют эти грибы?

В) Печатание имен детей.

VII. Рефлексия.

– Найдите предметы, которые начинаются на изученную на уроке букву (слайд14).

– Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.

– Какой была тема урока?

– Что нового для себя узнали?

VIII. Самооценка (слайд 15).

Приклеивание лучей к солнышку на доске:

  • оранжевый – мне хорошо, я все понял;
  • желтый – у меня не все получилось хорошо;
  • красный - мне нужна помощь.