Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» в 7-м классе. Тема урока: Праздник Причастия «Путешествие по Объединённому Королевству Грамматики»

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Повторить, закрепить знания по теме “Причастие”. Научить использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
  • Способствовать развитию мыслительных процессов на основе анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитию внутреннего плана действий на основе работы по алгоритму.
  • Воспитывать уважение друг к другу, научить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов техники личностно - ориентированного обучения.

Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Ребята, чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму.

Загадка:

Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ
Объявление темы и целей урока

II. Слово учителя.

Сегодня мы совершим повторное путешествие на поезде “Стрела” по Объединённому Королевству Грамматики, рассмотрим все его достопримечательности. В первый раз мы, как настоящие туристы, шли по этому маршруту пешком, с трудом, с усилиями около полутора месяцев. А сейчас в течение двух уроков проедем по Королевству. Заблудиться в нём нам не даст карта маршрута, а роль гида я беру на себя.

III. Работа по теме урока.

I станция - “Часть речи”.

Существует три точки зрения на причастие как часть речи: одни лингвисты утверждают, что это особая форма глагола; другие — что это особый вид прилагательного; третьи — что это самостоятельная часть речи. Какой точки зрения придерживаются авторы нашего учебники и мы с вами? - Об этом нам расскажут ребята. (Линвистическую сказку о происхождении причастия рассказывают двое учащихся). (Приложение 1)

- Переведите сказку на научный язык. (ответы ребят по определению причастия).

II станция - “Причастный оборот”.

Грамматическую сказку расскажет нам - … (Приложение 2).

- Переведите сказку на научный язык. (Ответы ребят: определение причастного оборота; знаки препинания при причастном обороте).

- Работа по карточкам (индивидуальный раздаточный материал — Приложение 3) — 3 человека выполняют задания на доске, остальные — в тетрадях.

III станция “Не с причастиями”. Грамматическую сказку “Как НЕ друзей искала” расскажет... (Приложение 4)

- Переведите сказку на язык науки. (Правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).

- Комментированное письмо.

Неуспокоившееся море; калитка не закрыта; ненаписанное сочинение; не написанное вовремя сочинение; не выполненная дома, а списанная в классе работа; собрание не закончено; недоумевающий взгляд.

IV станция “Действительные и страдательные причастия”.

- Чтение лингвистической сказки “Действовать или страдать”. (Приложение 5). Перевод её на язык науки.

Работа по таблице “Суффиксы причастий”

Действительные причастия
Страдательные причастия
     
Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени  
-УЩ-(-ЮЩ-) -АЩ-(-ЯЩ-) -ВШ-

-Ш-

-ЕМ-(-ОМ-)

-ИМ-

-ЕНН-(-ЁНН-)

-НН-, -Т-

-ЕН-(-ЁН-), -Н-

- Распределительный диктант. Учитель диктует предложения, дети записывают причастия в “полуслепую” таблицу.

Действительные причастия
Страдательные причастия
     
Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени  
       

1) Обиженный народ хуже ос жжёт. 2) Развалившийся дом не подопрёшь кирпичом. 3) Знающий разведчик опаснее врага. 4) Пересохший пласт урожая не даст. 5) В яму, тобой вырытую, сам и упадёшь. 6) Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле.7) Спина, измазанная мелом, развивает чувство юмора у идущих сзади. 8) Корабль, увлекаемый бурей, уклонился далеко в сторону от правильного курса. 9) Жилище, занимаемое нами, принадлежит термитам.

- Самопроверка — на доску выводится заполненная таблица.

Действительные причастия
Страдательные причастия
     
Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени  
Знающий

сидящими

идущий

Развалившийся

пересохший

Увлекаемый

занимаемой

Обиженный

вырытую

измазанная

V станция “Краткие причастия”.

Лингвистическая загадка: “Некоторые причастия (только страдательные) способны худеть. Похудев же, они становятся такими важными, что легко выполняют роль сказуемого в предложении”.

- О чём идёт речь?

- Образуйте, где это возможно, краткую форму. (Слова выведены на доску).

Нарисовавший, нарисованный, рисующий, сломанный, любимый, любящий, уважаемый, размытый, ломающий, отрезанный.

- Посмотрите на своего соседа по парте, составьте 3-4 предложения с похвалами для него, используя краткие причастия. (Например. У Пети волосы подстрижены модно. У Пети тщательно отутюжена рубашка. И т.д.). Подчеркните краткие причастия как члены предложения.

VI станция - “Н и НН в причастиях”.

Грамматическая сказка “СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ” из книги “Несерьезные Архимеды” Феликса Давидовича Кривина. (Приложение 6)

- Переведите сказку на язык науки.

- Комментируемое письмо. (Сколько Н и почему?)

Сушёные грибы, сушённые на солнце грибы, высушенные грибы, лишённый всех благ человек, собрание закончено, девочка воспитанна, девочка воспитана в детском доме.

- Буквенный диктант.

Маринованные огурчики, жаренная на сковороде рыба, крашеный пол, некрашеный пол, крашенный охрой пол, выкрашенный пол, раненый боец, раненный под Сталинградом боец, израненный солдат, тканый ковёр, вытканный узор, золочёные волосы, золочённые от солнца волосы, нитки запутаны. Восстание подавлено. Бурные потоки воды сдержаны плотиной. Оля всегда сдержанна. (Ключ: НН, НН, Н, Н, НН, НН, Н, НН, НН, Н, НН, Н, НН, Н, Н, Н, НН.)

VII станция - “Морфологический разбор”.

Записать под диктовку предложение, расставить пропущенные знаки, объяснить орфограммы и пунктограммы, изученные в теме “Причастие”.

Монастырь Святые Горы построен в горах; восходить к нему надо по ступенькам, сложенным из целых камней.

- Выполнить синтаксический разбор предложения (1 учащийся у доски, остальные — на месте).

- Выполнить морфологический разбор причастий. (Двое детей у доски, остальные — на месте).

  • I вариант — полное причастие,
  • II вариант — краткое причастие.

VIII станция - “Употребление причастий”

- Небольшая дискуссия - Что достигается употреблением причастий в речи? (Высказывания ребят.)

Слово учителя. Я зарезюмирую всё, что вы сказали. Составитель “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль называл причастие “частью речи, причастной глаголу в образе прилагательного” . Уже это определение показывает, что у причастий гораздо больше функций в речи, чем у любой другой части речи, в частности, у глагола и прилагательного по отдельности.

“Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” , – говорил ещё раньше Михаил Васильевич Ломоносов, внёсший свой вклад в развитие разных наук, в том числе и лингвистики.

Но причастия довольно редко употребляются в разговорной речи, изобилующей неполными предложениями, более простыми по сравнению с другими стилями речи синтаксическими конструкциями. Это их свойство отмечал ещё Александр Сергеевич Пушкин: “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. , заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом” . При этом великий русский писатель добавлял: “Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя” , ещё раз подчёркивая, что употребление причастий характерно для книжной речи.

Причастия особенно часты в художественном и публицистическом стилях; они незаменимы там, где нужны пафос, торжественность, краткость; они являются средством художественной выразительности: придают повествованию динамику (свойство глагола) , а описанию – образность и яркость (свойства прилагательного) . Употребление причастий делает речь более точной и выразительной, позволяет избежать повторов.

“Всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли” , - говорил В.А. Жуковский. Вот и употребление (или неупотребление) причастий является яркой иллюстрацией способа и образа мышления человека, показателем широты (или узости) его кругозора, степени развития его интеллекта.

- Но чрезмерное употребление причастий делает нашу речь неблагозвучной, некрасивой. У В. Ардова есть пародия “Суконный язык”. Прочитает фрагмент её …(Приложение 7)

- Как вы понимаете смысл названия? Что пародирует Ардов? ( высказывания ребят).

А вот … работала с Толковым словарём и подготовила нам небольшое сообщение. (В.Ардов пародирует канцелярский язык каких-нибудь “Правил поведения в парке отдыха” с помощью большого количества причастий — 20. Нагромождение затрудняет восприятие по причине неблагозвучия из-за скопления шипящих в причастиях. Суконный язык (разговорное) — невыразительная и грубая речь.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

1. На этом путешествие закончилось. Кто-то очень хорошо ориентировался на местности, кому-то было посложнее. Каждый за урок получает оценку. На следующем уроке будем писать контрольный диктант, там и проверим степень усвоения материала.

2. Составить “тонкие и толстые вопросы” по изучению темы “Причастие”.

Например:

– Из чего складываются общие грамматические признаки причастия?

– Назовите морфологические признаки причастий.

– Каким членом предложения может быть причастие?

– Почему важно видеть причастный оборот?

- Какой частью речи является слово сопоставим?

3. Понравился ли урок? Выразите это через синквейн.

Примеры.

Урок
причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного часть речи

Работа
Сложная, интересная, увлекательная
Развивает, просвещает
Учиться – всегда пригодится
Знания

V Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.