Класс: 4
Предмет: Музыка
Тема урока: “Русь православная: колокольные звоны, духовные стихи”
Место и роль урока в изучаемой теме: “Музыка и изобразительное искусство”
2 четверть, 13 урок (по программе Т.Баклановой)
Тип урока: формирование новых знаний;
Технология обучения: проблемное обучение, репродуктивный и словесный методы;
Вид урока: комбинированный.
Цель конкретная:
- использование произведений художественного искусства и музыки как средств представления информации для изучения различных видов колокольного звона;
- ознакомление с понятием “духовный стих”;
Цель вклад:
- использование знаково-символических средств представления информации для изучения объекта;
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- умение анализировать произведения живописи и музыкального искусства;
- умение извлекать информацию из объекта;
- умение использовать знаково-символические средства представления информации при изучении объекта;
Предметные:
- формирование слушательской и вокальной культуры;
- формирование эстетического вкуса;
Наглядность:
- фотографии раскрывающие историю колоколов;
- фотография С.В. Рахманинова;
- фотография Андрея Байкальца;
- репродукция Александра Белова “Странники”;
- репродукция А. Косничева "У Сысоя";
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, CD-диск;
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат |
Организационный 1 мин |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | – | – | Приветствовала обучающихся, проверила их готовность к уроку | Приветствовали учителя, проверяли свою готовность к уроку | |
Постановка темы и цели урока 1 мин |
Обозначить тему урока. Подведение детей к постановке задач урока. |
Сл.1 | Слушание | Задала вопрос: Что означает слово изначальная? Совместно с учащимися формулировала задачи урока. |
Слушали учителя, и ответили на
вопросы; сформулировали тему и задачу урока; Узнали виды колокольных звонов и определение понятия духовный стих; |
Учащиеся совместно с учителем сформулировали цели и задачи урока |
Подготовка к освоению нового
материала 4 мин |
Подготовить учащихся к освоение темы урока | словесный | Задала вопросы: Где можно сегодня услышать колокольный звон? Звучит ли в православных храмах музыка? В каком веке покрестил Русь князь Владимир? |
Ответили на вопросы: - Колокольный звон звучат на звонницах православных храмов; - Музыка звучащая в храме называется церковной музыкой; - Князь Владимир покрестил Русь в 988 году; |
||
Подготовка к освоению нового
материала 4 мин |
Познакомить учащихся с историей колоколов | Сл.2 | Объяснительно-иллюстративный метод | Задала вопрос: Православие пришло к нам из Византии, а колокола откуда? Показывала и рассказывала (см. Приложение 1) |
Ответили на вопросы;
Слушали историю колоколов; |
|
Освоение нового материала 2 мин |
Познакомить учащихся с основными
видами колокольных звонов: Благовест, перебор, трезвон и т.д. |
Слайды 3 | Читают приложение 2, сравнивают прочитанное с звучанием звона; | Раздала приложение 2,
предлагала прочитать определение каждого
колокольного звона. Задала вопрос: Вы прочитали о каждом колокольном звоне и можете устно сказать отличие каждого звона (благовест, , перебор, трезвон и т.д.) |
Прочитали о видах колокольных звонов в приложении 2. | Учащиеся узнали об основных видах колокольного звона; |
(Первичная проверка
понимания учащимися нового материала). 4 мин |
Подведение детей к определению на слух виды колокольного звона | Угадай-ка: Определить на слух виды колокольных звонов: благовест, перебор, трезвон Сл.4 |
Проверка знаний | Сейчас я буду включать фрагменты
колокольных звонов, попробуйте определить вид
звона пользуясь приложением 2. Включала муз. фрагменты. |
Пользуясь определениями в приложении 2 определили на слух вид звучащего колокольного звона и записали в тетради, взаимопроверка. | Учащиеся овладели умением определять виды колокольного звона при прослушивании фрагментов колокольного звона р при анализе художественного произведения. |
Анализ худ. Произведения И.И.
Левитана “Тихая обитель”, приложение
2 Сл.5 |
Раздала приложение 3 Задавала вопросы: Перед вами произведение И.И. Левитана “Тихая обитель”. Пользуясь приложением 3 ответьте на вопросы - Что такое обитель? - И.Левитан назвал свое произведение “Тихая обитель”, а что в полотне указывает на то, что тихо? - Назовите время года и время суток? - На каком берегу мы в с вами находимся? - Что же нас заставило остановиться? - Звон зовет нас на какую службу? - Можем ли мы пройти в обитель? - Что хотел выразить И. Левитан в своем произведении? - В каких жанрах ИЗО можно увидеть колокольный звон? |
Рассматривали репродукцию картины и пользуясь приложением 3 отвечали на вопросы. | ||||
Освоение нового материала 4 мин |
Познакомить учащихся с произведением С. Рахманинова “Светлый праздник” | Сл.6 | Словесный | Задавала проблемные вопросы: - Можно ли колокольный звон имитировать на муз. инструменте? Почему? - Зачем нужны колокольные звоны? |
Ответили на вопросы; | Учащиеся приобрели умения определять вид колокольного звона в муз. произведении; |
Освоение нового материала 2 мин |
Познакомить учащихся с народными песнопениями – духовный стих | Сл.7-8 | Словесный | Задавала вопросы: - Кого называют паломником? - Кто такие калики-перехожие? (см. Приложение 3) Вкл. муз. фрагмент духовного стиха; Задавала проблемные вопросы: (см. Приложение 3) - В чем сходство и различие паломника и калика-перехожего? - Для чего калику- перехожему муз. инструмент? |
Ответили на вопросы пользуясь приложением 3; - паломник-человек посетивший святые места; - калика, человек, который после посещения святого места не возвращается домой, а ходит от монастыря к монастырю рассказывая и распевая песнопения; - духовный стих, сам себе аккомпанируя на гуслях или колесной лире. Калика является автором и слов и музыки духовного стиха; |
Учащиеся приобрели умения сравнить сходства и различия народной песни и духовного стиха |
Проверка понимания учащимися
нового материала 2 мин |
Определить на слух: церковное песнопение и духовный стих | Сл .9 | Проверка знаний | Включала муз. фрагменты. | Слушали и письменно отвечали на “рабочих листках”, взаимопроверка. | Учащиеся, пользуясь средствами музыкальной выразительности, определили на слух музыкальные фрагменты и обогатили свою слушательскую культуру; |
Физ.минутка 1 мин |
Устранить усталость учащихся | Сл.10 | Активные движения имитирующие работу звонаря | Включала муз. фрагменты, со звучанием колоколов разных размеров | Слушали и выполняли движения звона: руками, ногами, туловищем в зависимости от величины колокола; | |
Вокально-хоровая работа. 7 мин |
Овладение необходимыми певческими умениями и навыками. | песня “Колокольный звон России” Сл.11 |
Хоровое пение | Раздала приложение 4. Исполнила песню. Распела детей и Работала над интонированием и дыханием по фразам песни. |
Пели вокальные упражнения для
формирования интонации и дыхания во фразах
песни; Пели хором пользуясь приложением 4. |
Учащиеся овладели вокальной культурой; |
Обобщение и систематизация
знаний. 8 мин Итог |
Познакомить учащихся с современным каликой – А. Байкальцем | Сл.12 | Словесный | Задавала проблемные вопросы: Если вдруг не станет колокольного звона, то чего мы с вами лишимся? - Когда произведена видео запись? - Легко ли быть каликой? - Зачем надо сегодня возрождать жанр народной песни – духовный стих? Подводит учащихся к выводам: Легко ли быть каликой и зачем возрождать духовный стих? |
Отвечали на проблемные вопросы,
аргументируя свои ответы;
Сделали вывод, что на уроке получилось, а что нет и почему.
Высказывали свои мнения. |
Учащиеся узнали о русских
традиционных колокольных звонах; Учащиеся узнали об истории колоколов на Руси; Учащиеся приобрели опыт обсуждения проблемных вопросов; Учащиеся приобрели навыки анализа музыкальных произведений и произведений живописи; Учащиеся, пользуясь средствами музыкальной выразительности, определили на слух музыкальные фрагменты и обогатили свою слушательскую культуру; |
Рефлексия: 5 мин - я сегодня на уроке узнал... - было интересно... - урок мне дал для жизни... |
Соотносение поставленных задач с
достигнутыми результатами. Узнать впечатления учащихся об уроке |
Сл.13-17 | Рефлексия | Учащиеся овладели вокальной
культурой; Учащиеся овладели навыком высказывать свои мнения; |
Литература.
- Автор: Николаева Е. Издательство: Московская консерватория “Музыка”, 2006
- Русская музыкальная литература. Выпуск 4, Общая редакция: М.К. Михайлов, Э.Л. Фрид Авторы: М.А. Ганина, Л.В. Данилевич, А.И. Кандинский, М.К. Михайлов, Л.Л. Рыльцина, Год выпуска: 1985
- Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.-160с.
Интернет-ресурсы.
- Фоновый рисунок http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p24.html
- Рисунок для физминутки: http://nikolino.livejournal.com/3048776.html
Рисунки для раздела: История колоколов.
- http://www.decorbells.ru/history_bells.htm,
http://landsofplanet.com/torino.html,
http://loveki.ru/s_z/novgorod/yaroslavovo_dvorishe/,
http://allday2.com/index.php?newsid=580643 - http://www.excurs.kiev.ua/Excurs/Foto/DesjatCerk.htm,
- http://www.awaytravel.ru/content/%D0%B3%D0%BE%
D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B3%D0%
B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%
D0%B8-%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC,
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/232106,
http://mentravel.ru/author/admin, - http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=
141942258&journalid=39760&go=prev&categ=0 - С.В. Рахманинов - http://www.2do2go.ru/msk/events/35776/
muzykalnyy-vecher-russkaya-muzyka-sergey-vasilevich-rahmaninov - Калики перехожие - http://genosin.narod.ru/sin_10.html,
http://www.mgiet.ru/komedi.htm - Гусли - http://www.liveinternet.ru/users/karinalin/post128901642/
- Лира колесная - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%91%
D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B0 - Заставка к песне - http://www.liveinternet.ru/users/ladoshka/post162044764/
- Андрей Байкалец - http://www.youtube.com/watch?v=-eJQhpIsF2g
- Жанры живописи - http://www.art-spb.ru/artspb184.html
- И.И. Левитан “Тихая обитель” - http://www.detskiysad.ru/art/kartina006.html