Русь православная: колокольные звоны, духовные стихи

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Класс: 4

Предмет: Музыка

Тема урока: “Русь православная: колокольные звоны, духовные стихи”

Место и роль урока в изучаемой теме: “Музыка и изобразительное искусство”

2 четверть, 13 урок (по программе Т.Баклановой)

Тип урока: формирование новых знаний;

Технология обучения: проблемное обучение, репродуктивный и словесный методы;

Вид урока: комбинированный.

Цель конкретная:

  • использование произведений художественного искусства и музыки как средств представления информации для изучения различных видов колокольного звона;
  • ознакомление с понятием “духовный стих”;

Цель вклад:

  • использование знаково-символических средств представления информации для изучения объекта;

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • умение анализировать произведения живописи и музыкального искусства;
  • умение извлекать информацию из объекта;
  • умение использовать знаково-символические средства представления информации при изучении объекта;

Предметные:

  • формирование слушательской и вокальной культуры;
  • формирование эстетического вкуса;

Наглядность:

  • фотографии раскрывающие историю колоколов;
  • фотография С.В. Рахманинова;
  • фотография Андрея Байкальца;
  • репродукция Александра Белова “Странники”;
  • репродукция А. Косничева "У Сысоя";

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, CD-диск;

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Характеристика этапов урока

Этап урока Цель Содержание учебного материала Методы
и приемы работы
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат
Организационный

1 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Приветствовала обучающихся, проверила их готовность к уроку Приветствовали учителя, проверяли свою готовность к уроку  
Постановка темы и цели урока

1 мин

Обозначить тему урока.

Подведение детей к постановке задач урока.

Сл.1 Слушание Задала вопрос:

Что означает слово изначальная?

Совместно с учащимися формулировала задачи урока.

Слушали учителя, и ответили на вопросы; сформулировали тему и задачу урока;

Узнали виды колокольных звонов и определение понятия духовный стих;

Учащиеся совместно с учителем сформулировали цели и задачи урока
Подготовка к освоению нового материала

4 мин

Подготовить учащихся к освоение темы урока   словесный Задала вопросы:

Где можно сегодня услышать колокольный звон?

Звучит ли в православных храмах музыка?

В каком веке покрестил Русь князь Владимир?

Ответили на вопросы:

- Колокольный звон звучат на звонницах православных храмов;

- Музыка звучащая в храме называется церковной музыкой;

- Князь Владимир покрестил Русь в 988 году;

 
Подготовка к освоению нового материала

4 мин

Познакомить учащихся с историей колоколов Сл.2 Объяснительно-иллюстративный метод Задала вопрос:

Православие пришло к нам из Византии, а колокола откуда?

Показывала и рассказывала

(см. Приложение 1)

Ответили на вопросы;

 

 

Слушали историю колоколов;

 
Освоение нового материала

2 мин

Познакомить учащихся с основными видами колокольных звонов:

Благовест, перебор, трезвон и т.д.

Слайды 3 Читают приложение 2, сравнивают прочитанное с звучанием звона; Раздала приложение 2, предлагала прочитать определение каждого колокольного звона.

Задала вопрос:

Вы прочитали о каждом колокольном звоне и можете устно сказать отличие каждого звона (благовест, , перебор, трезвон и т.д.)

Прочитали о видах колокольных звонов в приложении 2. Учащиеся узнали об основных видах колокольного звона;
 (Первичная проверка понимания учащимися нового материала).

4 мин

Подведение детей к определению на слух виды колокольного звона Угадай-ка:

Определить на слух виды колокольных звонов: благовест, перебор, трезвон

Сл.4

Проверка знаний Сейчас я буду включать фрагменты колокольных звонов, попробуйте определить вид звона пользуясь приложением 2.

Включала муз. фрагменты.

Пользуясь определениями в приложении 2 определили на слух вид звучащего колокольного звона и записали в тетради, взаимопроверка. Учащиеся овладели умением определять виды колокольного звона при прослушивании фрагментов колокольного звона р при анализе художественного произведения.
Анализ худ. Произведения И.И. Левитана “Тихая обитель”, приложение 2

Сл.5

  Раздала приложение 3

Задавала вопросы: Перед вами произведение И.И. Левитана “Тихая обитель”. Пользуясь

приложением 3 ответьте на вопросы

- Что такое обитель?

- И.Левитан назвал свое произведение “Тихая обитель”, а что в полотне указывает на то, что тихо?

- Назовите время года и время суток?

- На каком берегу мы в с вами находимся?

- Что же нас заставило остановиться?

- Звон зовет нас на какую службу?

- Можем ли мы пройти в обитель?

- Что хотел выразить И. Левитан в своем произведении?

- В каких жанрах ИЗО можно увидеть колокольный звон?

Рассматривали репродукцию картины и пользуясь приложением 3 отвечали на вопросы.  
Освоение нового материала

4 мин

Познакомить учащихся с произведением С. Рахманинова “Светлый праздник” Сл.6 Словесный Задавала проблемные вопросы:

- Можно ли колокольный звон имитировать на муз. инструменте? Почему?

- Зачем нужны колокольные звоны?

Ответили на вопросы; Учащиеся приобрели умения определять вид колокольного звона в муз. произведении;
Освоение нового материала

2 мин

Познакомить учащихся с народными песнопениями – духовный стих Сл.7-8 Словесный Задавала вопросы:

- Кого называют паломником?

- Кто такие калики-перехожие?

(см. Приложение 3)

Вкл. муз. фрагмент духовного стиха;

Задавала проблемные вопросы: (см.  Приложение 3)

- В чем сходство и различие паломника и калика-перехожего?

- Для чего калику- перехожему муз. инструмент?

Ответили на вопросы пользуясь приложением 3;

- паломник-человек посетивший святые места;

- калика, человек, который после посещения святого места не возвращается домой, а ходит от монастыря к монастырю рассказывая и распевая песнопения;

- духовный стих, сам себе аккомпанируя на гуслях или колесной лире. Калика является автором и слов и музыки духовного стиха;

Учащиеся приобрели умения сравнить сходства и различия народной песни и духовного стиха
Проверка понимания учащимися нового материала

2 мин

Определить на слух: церковное песнопение и духовный стих Сл .9 Проверка знаний Включала муз. фрагменты. Слушали и письменно отвечали на “рабочих листках”, взаимопроверка. Учащиеся, пользуясь средствами музыкальной выразительности, определили на слух музыкальные фрагменты и обогатили свою слушательскую культуру;
Физ.минутка

1 мин

Устранить усталость учащихся Сл.10 Активные движения имитирующие работу звонаря Включала муз. фрагменты, со звучанием колоколов разных размеров Слушали и выполняли движения звона: руками, ногами, туловищем в зависимости от величины колокола;  
Вокально-хоровая работа.

7 мин

Овладение необходимыми певческими умениями и навыками. песня “Колокольный звон России”

Сл.11

Хоровое пение Раздала приложение 4.

Исполнила песню.

Распела детей и

Работала над интонированием

и дыханием по фразам песни.

Пели вокальные упражнения для формирования интонации и дыхания во фразах песни;

Пели хором пользуясь приложением 4.

Учащиеся овладели вокальной культурой;
Обобщение и систематизация знаний.

8 мин

Итог

Познакомить учащихся с современным каликой – А. Байкальцем Сл.12 Словесный Задавала проблемные вопросы:

Если вдруг не станет колокольного звона, то чего мы с вами лишимся?

- Когда произведена видео запись?

- Легко ли быть каликой?

- Зачем надо сегодня возрождать жанр народной песни – духовный стих?

Подводит учащихся к выводам:

Легко ли быть каликой и зачем возрождать духовный стих?

Отвечали на проблемные вопросы, аргументируя свои ответы;

 

 

 

Сделали вывод, что на уроке получилось, а что нет и почему.

 

 

 

Высказывали свои мнения.

Учащиеся узнали о русских традиционных колокольных звонах;

Учащиеся узнали об истории колоколов на Руси;

Учащиеся приобрели опыт обсуждения проблемных вопросов;

Учащиеся приобрели навыки анализа музыкальных произведений и произведений живописи;

Учащиеся, пользуясь средствами музыкальной выразительности, определили на слух музыкальные фрагменты и обогатили свою слушательскую культуру;

Рефлексия: 5 мин

- я сегодня на уроке узнал...

- было интересно...

- урок мне дал для жизни...

Соотносение поставленных задач с достигнутыми результатами.

Узнать впечатления учащихся об уроке

Сл.13-17 Рефлексия     Учащиеся овладели вокальной культурой;

Учащиеся овладели навыком высказывать свои мнения;

Литература.

  1. Автор: Николаева Е. Издательство: Московская консерватория “Музыка”, 2006
  2. Русская музыкальная литература. Выпуск 4, Общая редакция: М.К. Михайлов, Э.Л. Фрид Авторы: М.А. Ганина, Л.В. Данилевич, А.И. Кандинский, М.К. Михайлов, Л.Л. Рыльцина, Год выпуска: 1985
  3. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.-160с.

Интернет-ресурсы.

  1. Фоновый рисунок http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p24.html
  2. Рисунок для физминутки: http://nikolino.livejournal.com/3048776.html

Рисунки для раздела: История колоколов.

  1. http://www.decorbells.ru/history_bells.htm,
    http://landsofplanet.com/torino.html,
    http://loveki.ru/s_z/novgorod/yaroslavovo_dvorishe/,
    http://allday2.com/index.php?newsid=580643
  2. http://www.excurs.kiev.ua/Excurs/Foto/DesjatCerk.htm,
  3. http://www.awaytravel.ru/content/%D0%B3%D0%BE%
    D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B3%D0%
    B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%
    D0%B8-%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC
    ,
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/232106,
    http://mentravel.ru/author/admin,
  4. http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=
    141942258&journalid=39760&go=prev&categ=0
  5. С.В. Рахманинов - http://www.2do2go.ru/msk/events/35776/
    muzykalnyy-vecher-russkaya-muzyka-sergey-vasilevich-rahmaninov
  6. Калики перехожие - http://genosin.narod.ru/sin_10.html,
    http://www.mgiet.ru/komedi.htm
  7. Гусли - http://www.liveinternet.ru/users/karinalin/post128901642/
  8. Лира колесная - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%91%
    D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B0
  9. Заставка к песне - http://www.liveinternet.ru/users/ladoshka/post162044764/
  10. Андрей Байкалец - http://www.youtube.com/watch?v=-eJQhpIsF2g
  11. Жанры живописи - http://www.art-spb.ru/artspb184.html
  12. И.И. Левитан “Тихая обитель” - http://www.detskiysad.ru/art/kartina006.html